
Российский психолог, политик, публицист. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный профессор Московского государственного университета. Заслуженный работник высшей школы РФ. Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (2018–2022).
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Профессор-исследователь департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Научный руководитель Московского института психоанализа. Председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Член Президентского совета Российского психологического общества, руководитель секции психологии личности РПО. Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR. Член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов России. Главный редактор журнала «Образовательная политика», член редколлегий и редсоветов журналов: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологические исследования», «Культурно-историческая психология», «Вопросы образования», «Учительской газеты».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2005-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2022).
Учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (1966–1968). Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».
Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972–1981), доцент кафедры общей психологии (1981–1988), профессор кафедры общей психологии (с 1992 г.), заведующий кафедрой психологии личности (с 1998 г.) факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Организатор и директор Федерального института развития образования Минобрнауки России (2009–2018). Главный психолог, главный психолог-советник председателя Государственного комитета СССР по народному образованию (1988–1992 гг.); зам. министра образования России (1992–1996), зам. министра общего и профессионального образования РФ; вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского психологического общества (1996–2022), вице-президент РПО, член-корр. (с 1995 г.), академик (с 2008 г.) Российской академии образования. Член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Главный редактор журнала «Педология» (1999–2004). Заведовал лабораторией Центра психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании РАО. Научный руководитель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».
В разные годы был председателем специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» факультета психологии МГУ, заместителем председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК, членом Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ, членом президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию, сопредседателем жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа», главным редактором журнала «Век толерантности».
Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология.
А.Г. Асмолов – ученик классиков психологии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. В своих исследованиях развивает идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и неклассической биологии активности Н.А.Бернштейна. Является основателем методологии системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности; их реализации в стратегии персонализации и социокультурной модернизации образования, а также в культурных практиках вариативного образования; когнитивной психологии активности.
Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.
В докторской диссертации А.Г. Асмолова реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.). Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».
На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:
- организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;
- разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;
- участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;
- создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;
- разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001–2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).
А.Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:
- разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;
- разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;
- психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России;
А.Г. Асмоловым разработана концепция уровневой природы установок личности как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.
В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.
Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.
В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями.
А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.
Автор более 400 работ, изданных в России и за рубежом, по методологии и теории эволюции сложных систем, культурно-исторической психологии, психоистории, политической психологии, этологии, психофизике, нейрокогнитивной науке, психологии личности, психологии переговоров и конфликтов, практической психологии образования, а также по проблемам межкультурного диалога, толерантности и профилактики агрессивного поведения.
Автор и соавтор, редактор монографий «Деятельность и установка» (1979), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002); учебников «Психология личности: культурно-историческое понимание человека» (5 изданий – с 1990 г. по 2019 г.), «Психология образования» (2-е издание в 2019 г.), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012, 2015), «Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования» (2017), «Преадаптация к неопределенности непредсказуемые маршруты эволюции» (2018), «Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен» (2018), «Vygotsky Today: On the Verge of Non-classical Psychology» (1998) и др.
А.Г. Асмолов большое внимание уделяет популяризации идей человековедения, культуры достоинства, мотивации саморазвития человека, преадаптивной природы шутов и «гадких утят» в потоках изменений, эволюционной футорологии в различных авторских циклах передач на радио и телевидении, в публикациях в СМИ и в интернете.
Его метафоры «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»; « Изменяй себя, не изменяя себе», о «Коде непредсказуемости как символе поведения человека» с пристрастием обсуждаются теми, кого волнуют загадки поведения изменяющейся личности в изменяющимся мире.
Награды:
- Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005).
- Орден Дружбы.
- Почетные значки Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации.
- Медаль Л.С. Выготского РАО
- Медаль К. Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук
- Золотая медаль «За достижения в науке» РАО.
- Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинациях «Личность года в психологической науке» (2004) и «Личность года в российской психологии» (2011).
- Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования».
- Профессор года 2018 в номинации «Психологические науки»,
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Геноцид Человечества начинается с Геноцида Человека
- Антропологический поворот: восхождение к сложности
- Институт потенциала человека: сканирование горизонтов
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- «Закрытое» и «открытое» сознание в оптике психоистории. Архетип «вручения себя» и архетип «договора»
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Интервью с А.Г. Асмоловым о будущем психологии
- Наталию Владимировну Гришину с юбилеем поздравляют друзья, коллеги и ученики
- «Все русские виноваты» — что на это ответить? А.Асмолов
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- А. Асмолов: Как не расчеловечиться в бесчеловечное время
- Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе
- А. Асмолов: «Не надо искать луч света в тёмном царстве, надо лучиться самим»
- А.Г. Асмолов: Мы в ситуации двух шоков — идеологического и психологического
- Поздравляем Татьяну Владимировну Черниговскую!
- Не сенсация, а большая трагедия маленького ребенка
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- А.Г. Асмолов: «Homo Complexus: индивидуальность в пространстве невозможного»
- Невозможное возможно: практическая психология как наука о конструировании изменений
- Валерий Яковлевич Романов: любовь к психологии
- Татьяну Давидовну Марцинковскую поздравляют друзья и коллеги
- «Сегодня ситуация развития личности — это ситуация массовой коммуникации»
- «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств
- Драма «Психодрамы», или История психологии личности в зеркале Джекоба Леви Морено
- Нефантастическое путешествие в иные цивилизации: об искусстве преодоления познавательного эгоцентризма
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
- Публичный интеллектуал — мастер общения. К юбилею Марии Фаликман
- Станет ли медиация культурой XXI века
- Николай Поддьяков — Последний Могиканин школы Запорожца, рыцарь детства
- Психология человека в потоке изменений: понимающая психотерапия Фёдора Василюка
- Александр Асмолов: «Книги Генриетты Граник — это приглашение в мир смыслового и живого общения наших детей»
- «В ожидании Щелкунчика». Мыслями о праздниках делится А. Асмолов
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- «Психологическая газета» выходит с октября 1995 года: нам — 25!
- Преадаптациогенез как направление эволюции развивающихся систем
- Александр Асмолов: «Курт Левин — ценностный ориентир психологической науки»
- Гавань Воображения Владислава Крапивина
- Человек над ситуацией: психологический профиль Вадима Петровского
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- Мотивационный анализ политического конформизма
- Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования
- Александр Асмолов к юбилею Дмитрия Леонтьева: «Он творчески неповторим»
- Профессор А. Асмолов рассказал об уроках пандемии
- Нам нужен тот, кто объяснит, что происходит
- Где экономика встречается с психологией? Беседа Владимира Мау и Александра Асмолова
- «Психология личности как драма»: доклад Александра Асмолова на Саммите психологов
- «Я боюсь людей без маски. Что делать?». Отвечает Александр Асмолов
- Рыцарь культуры достоинства – борец с абсолютным злом. Беседа с А. Асмоловым и Л. Суратом
- Рапорт как фейк: источники кризиса доверия власти в условиях пандемии
- Александр Асмолов: «Нет ничего сложнее сопромата профессионального сознания учителей»
- «50 лет я знаю этого героя»: Бориса Братуся с юбилеем поздравляет Александр Асмолов
- Федеральный перечень учебников: я тебя породил, я тебя и…
- Уязвимость Сложности и «прорыв самоизоляции»
- Александр Асмолов о социальном неравенстве, дискриминации и ФГОС 4.0
- Коронавирус: источники, причины и следствия алармизма. Экспертные оценки
- Совместимы ли мы? Александр Асмолов о трудностях семейной изоляции
- Психолог Асмолов назвал гулявших в выходные по улицам «бесстрашных» россиян «страусами»
- А. Асмолов: Судьба мне подарила встречу с Леной Выготской...
- Александр Асмолов: «Сегодня надо не выживать, а жить»
- А. Асмолов: «Моя жизнь прямо связана с моими мечтами»
- Александр Асмолов: «Я счастливый человек...»
- Профессор Александр Асмолов о Холокосте и расчеловечивании
- Мифологизация «понятного будущего» как психотерапия настоящего
- Письмо Президенту Российской Федерации о стандартах образования
- Скованные одной цепью: школьные стандарты, социальное равнодушие и детский суицид
- А. Асмолов: новые образовательные стандарты обречены
- Подлые, нежные и вечные вопросы: дискуссия на Саммите
- Александр Асмолов о вечном вопросе психологии
- Трансформация идентичности в виртуальном мире
- ЕГЭ: национальный риск занижения потенциала российских школьников
- Камерная честность. Как утрачивается вера в человека
- Донкихоты против роботов: непредсказуемость как Дар?!
- Сохранить себя в эпоху конформизма. Лекция А. Асмолова
- А. Асмолов: «Нельзя превращать стандарт в “корсет”»
- А. Асмолов: «Скиньте стереотипы и забудьте об Апокалипсисе!»
- Чинолюбие: для чиновников – всё, для учителей – ничего
- А. Асмолов об образовании, личности и счастье
- Чёрная пятница российского образования
- В. Путин — А. Асмолову: Учебники сегодня — это бизнес
- «Мотивация Бабла»: это было бы смешно, если бы не было так грустно
- Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга
- «Управление Россией – это управление пространством разнообразия»
- Психология за границами психологии
- «Ключевой синдром нашего времени – отсутствие стыда за происходящие события»
- Культурный герой, или Диагностика «лишнего человека»
- Александр Асмолов: «Дело Учителей» на повестке дня
- Риск утраченного достоинства
- Александр Асмолов о Тони Роббинсе: конвейер сфабрикованного счастья
- Чтоб не пропасть поодиночке
- Фильмы «Асмолов. Психология перемен»
- Интервью Александра Асмолова «Агенты варварства»
- Будущее психологии или психология без будущего
- Письмо А.Г. Асмолова в оргкомитет Национального конкурса «Золотая Психея»
- Об опасности использования психологической экспертизы в манипулятивных целях
- «Бывали хуже времена, но не было подлей». Обращение Александра Асмолова
- Личность на троне культуры: А.Г. Асмолов
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Опубликована программа конференции «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»
- В.В. Петухов — подвижник общей психологии
- Хронотоп культурно-исторической науки о деятельности
- Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности
- Интервью с В.В.Знаковым о будущем психологии
- Интервью с Т.В.Корниловой о будущем психологии
- В.А. Петровский: комментарии к дискуссии на пленарном заседании 17-го Саммита психологов
- Психологика готовности к грядущему: восхождение к архаике
- Отношение к смерти как маркер развития личности
- О судьбе некоторых понятий культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского в нейропсихологии А.Р.Лурии: логика и парадоксы изменений
- Роль психологов, психологическое образование и возможности его оценки обсудили на «круглом столе»
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- В.А. Петровский: «Я есмь. Трансвитальные смыслы (первый сезон)»
- Интервью с Я.А. Ледовой о будущем психологии
- И.А. Петухова: «Спасибо тебе, родной факультет!»
- Д.А. Леонтьев: «Изменение как вызов»
- 17-й Саммит психологов о врачевании ран и поисках трансвитального смысла
- Национальный конкурс «Золотая Психея»: имена победителей
- Взлет и трагедия А.Н.Леонтьева: сквозь марксизм к звездам
- Опубликована полная программа Саммита психологов
- Особенности семейных ценностей представителей различных поколений
- Теме смерти в современных психотерапевтических подходах посвятили конференцию Memento mori
- Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности»
- Солнечный ветер. Интервью с В.Ф.Енгалычевым
- НК «Золотая Психея»: определены финалисты
- Цифровая повседневность стала темой международной конференции
- Интервью с А.Н.Поддьяковым о будущем психологии
- Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
- Психолого-педагогическая поддержка учителей в условиях перехода на обновленные ФГОС
- Вопрошание о Психике
- Цифровые практики подростков и молодёжи обсудили на конференции
- Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
- Сравнительный анализ социально-перцептивных установок представителей разных поколений
- Миры вероятностного прогнозирования И.М.Фейгенберга объединили медицину, биологию, психологию и педагогику
- Проблема учета личностных особенностей одаренных школьников в образовательном пространстве
- Исследования этнической толерантности личности
- Вызовы консультативной психологии обсудили на конференции памяти Ф.Е.Василюка
- К проблеме понимания протестного поведения в психологии личности
- Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации
- Опубликована программа конференции по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка
- К вопросу о современной специфике переноса внутриличностных конфликтов во внешнее поле
- В.А. Лабунская об опыте развития региональной социально-психологической школы
- Интервью с Н.В. Гришиной о будущем психологии
- «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов
- Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов
- Интегративный подход и принципы психологии развития человека
- Креативность и ложь в детском возрасте
- Д. Леонтьев о жизни в ненастную погоду и ресурсах жизнестойкости
- В. Каган о трансдисциплинарной идентичности психотерапии
- Т. Базаров о психологии семейного счастья
- В. Петровский о травме взаимонепонимания
- Т. Черниговская: «Основная задача человека — порождать смыслы»
- «АнтроПоворот: взращивание личности как антропологическая профессия» приглашает молодых ученых
- Антропологический поворот и образ будущего: двуединство Санкт-Петербургского саммита психологов
- Движение и становление личности
- Опубликована полная программа Саммита психологов
- Будущее психологии и психология будущего: дискуссия
- Будущее и психологию обсудят А.Асмолов, В.Каган, М.Эпштейн и Д.Ушаков
- Эволюция человеческой психики: горе от ума?
- Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили на международном симпозиуме
- Премия «Рыцарь культуры достоинства» отозвана инициаторами
- Интервью с М.С.Гусельцевой о будущем психологии
- В. Каган: «Я не обязан любить пациента, но он должен быть мне интересен»
- Т.В.Черниговская, А.Г.Асмолов и М.В.Фаликман обсудят эволюцию психики
- Ментальное здоровье в эпоху перемен — панельная дискуссия Саммита
- Категория смысла в отечественной психологии
- РПО исключили из Европейской федерации психологических ассоциаций
- Цифровые трансформации реальности: в поисках культурного кода между поколениями
- Интеграция жизненного опыта: перемещение между прошлым и возможным
- Любовь и психотерапия: кого объединил Санкт-Петербургский зимний фестиваль
- Психотерапия как метафизика любви: что обсуждали на панельной дискуссии
- Может ли детское сознание быть равным сознанию взрослого?
- Е.В. Субботский: «Я не считаю, что феномен Алисы может серьезно потрясти систему образования»
- Опубликована программа Фестиваля практической психологии
- О точке опоры: Герман Греф, космонавт Сергей Рязанский и профессор Александр Асмолов
- Тест Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности
- Национальный конкурс «Золотая Психея» и премия «Рыцарь культуры достоинства»
- Презентация семитомного собрания сочинений В.М.Аллахвердова состоялась в его юбилей
- Детский омбудсмен и глава СПЧ откликнулись на слова Александра Асмолова о 9-летней студентке
- Отец 9-летней студентки МГУ назвал неэтичным высказывание члена СПЧ Александра Асмолова
- Член СПЧ Александр Асмолов призвал приостановить «опасный эксперимент» по обучению в вузе 9-летней Алисы Тепляковой
- Двоемыслие в культуре как способ определения границ личного пространства
- Эрос в зеркале культуры. Последняя лекция Льва Моисеевича Щеглова
- На заседании СПЧ говорили о воспитательном значении обсуждения Холокоста
- Проблемы психологии образования обсудили на международной конференции
- В.В. Знаков: «Будущее нельзя понять, основываясь только на прошлых знаниях»
- 55 лет назад открыты факультеты психологии в МГУ и СПбГУ: как это было?
- Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития
- Постоянство и изменчивость личности обсудили участники круглого стола
- Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»
- Татьяна Марцинковская: существует не возрастной, а социальный разрыв
- Симпозиум «Личность в пространстве возможного» состоялся на факультете психологии СПбГУ
- Личность в пространстве возможного: опубликована программа симпозиума
- «Доброе, традиционное и вечное»: специалисты обсудили вызовы воспитания
- Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского
- Чёрные мыши грядущего. Размышляет Борис Братусь
- «Психологическая газета» поздравляет с Днём учителя!
- Симпозиум «Личность в пространстве возможного». Регистрация открыта!
- Вадим Петровский размышляет об иллюзии смысла
- Блогер: «Чем заняты школьные психологи, если мы имеем уже не один такой случай стрельбы?»
- О личности стрелявшего студента из Перми: мнение психологов МГУ
- Ценности саморазвития как основа самоактуализации
- Понимание немыслимого: Виктор Знаков о Холокосте, терроризме и окнах Овертона
- О пространстве возникающего в докладе С.Н. Костроминой и Н.В. Гришиной
- Конференция памяти Л.М. Щеглова объединила коллег и друзей
- Смысл в конце тоннеля. Виктор Каган делится мыслями и стихами
- Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
- Информационно-коммуникационная революция и взаимоотношения поколений
- Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
- Инсайты на Саммите психологов. Делится Любовь Беляева
- От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
- Культурные практики: от свободного танца к свободному действию
- Саммит психологов: свободные места на дискуссию 6 июня
- Форум «Ребенок в цифровом мире» начался в День защиты детей
- Андрей Агафонов: «Теория для практиков должна быть эвристична»
- Ситуация неопределенности как препятствие и как возможность
- Мужчин испортило женское воспитание?
- Право на неодинаковость: как изменяется современная личность?
- Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
- Университет как генератор смыслов: миссия выполнима?
- Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
- Виртуальность — часть реальности? Дружеские беседы о цифровизации
- Что такое душа? Размышляют психологи и раввин
- Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»
- Асмолов: человек-миссия. В.А. Петровский об Александре Григорьевиче
- Александру Асмолову — 72! Поздравляет В.Е. Каган
- Встреча психолога и раввина «Психология и религия: диалог о душе»
- Развитие медианавыков как ответ на вызовы современности
- Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости
- «Поколение цифровой социализации»: как учителям и родителям быть в диалоге с детьми?
- Новую психологическую нормальность обсудили на Гайдаровском форуме
- «Дефициты нашего времени: Доверие. Понимание. Смысл» — диалоги на Гайдаровском форуме
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- Санкт-Петербургское психологическое общество поздравляет коллег с Новым годом!
- Юбилей Жанны Марковны Глозман отметили онлайн
- Из жизни ушёл известный сексолог Лев Щеглов
- В. Путин поддержал предложение А. Асмолова о родительских университетах
- Толерантность к детской бесподобности и нетерпимость к школьной травле
- Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
- Разные — равные. Какие события состоятся на Неделе толерантности?
- Консультативная психология: вызовы практики
- Психология изменений: методологические предложения Курта Левина
- «Упражняйтесь в уничтожении смысла и в заготовке целей»
- К 130-летию Курта Левина состоялся симпозиум «Психология жизненного пространства»
- Юрий Зинченко об уроках пандемии и точках роста для психологов
- Врач и психолог — антропологические профессии в ситуации риска
- 21 октября. Психология жизненного пространства: к 130-летию Курта Левина
- Что могут рассказать о COVID-19 экзистенциалисты?
- О самосожжении журналистки Ирины Славиной
- Психологи в «красной зоне»: опыт Юрия Зинченко
- 13 октября, РАНХиГС. Круглый стол «Мужество сказать жизни — да!»
- ИП РАН. Творчество в современном мире: человек, общество, технологии
- Психология жизненного пространства: к 130-летию Курта Левина
- Е. Ивахненко: Хрупкий мир в оптиках простоты и сложности
- «Ждите, за вами уже идут!». Реквием по научной педагогике
- О ходе общего собрания Российской академии образования рассказал А. Асмолов
- «Баги будущего»: в чем мы заблуждаемся, думая о будущем?
- «Инициатива ФГОС 4.0. Сборка смыслов»
- «Неизъяснимы наслажденья…» с посвящением А.С. Пушкину
- «Будущее и грядущее: планировать или быть готовым?»: доклад Тахира Базарова
- «Кризис и пандемия – опасности и возможности»: доклад Дмитрия Ковпака
- «Не-отрефлексированные вызовы современной эпохи»: доклад Михаила Решетникова
- «Самоизоляция и парадоксы сознания»: доклад Евгения Субботского на Саммите психологов
- «Оценка коллег важна»: победители в номинации «Психологический инструмент года» о НК «Золотая Психея»
- Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
- НК «Золотая Психея» и премия «Рыцарь культуры достоинства»: имена победителей
- Национальный конкурс «Золотая Психея» и премия «Рыцарь культуры достоинства»
- Стандарт в нестандартных условиях: обсуждение ФГОС 4.0
- Принцип предсказывающего кодирования в современных исследованиях
- Становление отечественной патогенетической психотерапии
- ФГОС 4.0 как пространство возможностей: дискуссия
- Космический психолог об отборе и подготовке космонавтов
- Вирусолог: «Россия находится в самом начале экспоненциального роста числа заражений»
- Чем опасен вирус паники? Александр Асмолов об инфодемии
- Конституция РФ: поправки о защите семьи и детства
- Горизонты современного образования: от вызовов к перспективам
- Опубликован рейтинг экспертов в сфере образования
- Непредсказуемый АГА
- Будущее в антропологической оптике: психологи на Гайдаровском форуме
- Антропология будущего: эволюционные вызовы
- Влияние субъектности на настоящее и будущее
- О регламентации работы психологов и преподавателей
- Об отмене профстандарта для преподавателей, об инфляции ученых степеней
- Методология развития современного образования в России
- В. Путин – А. Асмолову: «Я ваши предложения поддерживаю!»
- Москва: открытый форум Школы антропологии будущего
- Будущее цивилизации: совместить ответственность и уязвимость
- В Москве состоится «Научный салон «Инсайты эволюции»
- Скончался академик РАО Михаил Петрович Щетинин
- О либерализме как о грехе — диалог психолога и священника
- EdCrunch 2019 засядет в мыслях надолго
- Личность в транзитивном и виртуальном пространстве
- Дистантная психотерапия: вызовы и границы
- «Новые» образовательные стандарты ухудшают перспективу развития для наших детей и страны
- Об онкопациентах, праве на жизнь и парадоксе человечности
- Всем, кто способен услышать: «Что еще я должна сделать, чтобы выжить?»
- Фундаментальные знания не стареют: современное образование и soft skills
- Митинги и протесты: что делает сограждан противниками?
- «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
- П. Соррентино: Худший способ умереть – продолжать жить…
- Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия
- Персонология неадаптивности: человек над ситуацией
- Наталия Гришина об экзистенциальной революции
- РАНХиГС создаёт Школу антропологии будущего
- А. Асмолов представил концепцию смыслового образования
- XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
- Александру Асмолову — 70! Поздравляем!
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- На заседании СПЧ создана комиссия по образованию и науке
- В. Путин: унификация до одного учебника неэффективна
- Академик А.Г. Асмолов вошёл в состав Совета по развитию гражданского общества
- О подростках на митингах. Что рискованней терять — порядок или достоинство?
- Итоги IV мирового конгресса по психологии «Будущее логотерапии»
- «Конкурс пророков: от амёбы до Харари». Лекция А. Асмолова
- Профстандарт педагога-психолога: итоги апробации
- Как не мешать развитию детской одаренности?
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.
Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической науке», 2004 г.
- «Серия диалогов о природе и психологии человека "За пределами психологии. Жизнь как чудо"», открытые дискуссии (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2022 г.), победитель
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель
- «V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия "Луриевский подход в мировой психологической науке"», 13-16 октября 2017 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), победитель
- «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования», VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 11–13 декабря 2012 г., Москва (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «IV Всероссийский съезд Российского психологического общества "Психология – будущему России"», 18-21 сентября 2007 года, Ростов-на-Дону (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), победитель
Поздравления с днём рождения
Дорогой Александр Григорьевич, как же вы однако юны)
А ведь четверть века уже прошло с тех пор, как вас, замминистра и блестящего публициста - ну и гордясь тем, что дипломы cum lauda нам дала одна alma mater, я зазвал на Эхо, на Никольскую - и замминистра прибыл, а ведь и лифта не было на Никольской! Но вы и теперь без него можете) Помню, интервью было о неизменном с тех пор кандидате в Президенты (вот и В.Н.Болотов им неизменно интересуется: если сам упустит Вас поздравить - мысленно вместе)). И звукооператор вылизывал запись до блеска, потому что полагал - такой текст надо давать во всем его великолепии.
За много лет я смог оценить и Ваш научный шик, и хватку психолога, и вклад в гражданское общество - глобальный в глобальное.
НО это всё Вы -для других: что же для Вас? Будьте здоровы счастливы среди любящих, да вы уже) Но если чего недостает - обращайтесь)
22.02.201822:55:27
Дорогой Александр Григорьевич! От всей души желаю Вам успехов в воплощении всех самых важных замыслов! Пусть неопределенное будущее приносит в каждый конкретный момент настоящего радость творчества и вдохновение для новых свершений!
22.02.202015:08:09
Александр Григорьевич, поздравляю Вас! Ваши статьи и выступления - как глоток свежего воздуха, спасибо Вам. Крепчайшего здоровья, сил, энергии и вдохновения для всего, что хочется сделать!
22.02.202322:01:46