16+
Выходит с 1995 года
24 апреля 2024
Сравнительный анализ социально-перцептивных установок представителей разных поколений

Теоретическое обсуждение детерминант и результатов социальных изменений находится сегодня в центре внимания социологических и психологических исследований. Одной из задач социальной психологии на современном этапе является объяснение того, каким образом люди двигаются от традиционности к современному типу личности. Набирают популярность исследования, указывающие на трансгенерационные связи, в той или иной степени обусловливающие устойчивость психологических характеристик в ряду поколений. В этой связи актуальным является вопрос о том, какие из психологических качеств и свойств являются более устойчивыми, а какие больше подвержены изменениям под воздействием меняющихся социокультурных условий. Многие исследования в этой области психологии имеют ссылку на необходимость их проведения с позиции тех перемен, которые затронули наше общество [7]. Эмпирические данные, отражающие характерные особенности людей, родившихся в определенные временные отрезки, связывают с описанием хронологических циклов. Выявлено немалое число различий в проявлении и уровне сформированности тех или иных психологических качеств, свойств и характеристик у представителей разных поколений.

Теория поколений, созданная на стыке социологических, исторических и психологических наук, вызывает интерес исследователей не только как некая описательная концепция, но находит сегодня применение для решения практических задач в разных сферах психологии. Для психолого-педагогической практики весьма важными являются вопросы взаимодействия представителей разных поколений.

У каждого поколения формируются общие ценности за счет существенных событий в мире и в конкретном обществе. Ключевые ценности вырабатываются в первой четверти жизни и являются тем фундаментом, который определяет сознание человека.

Из множества заключений по результатам психологических и социологических исследований следует, что между людьми с разницей в возрасте 15–20 лет существуют порой колоссальные различия во взглядах на жизнь, ценностных ориентациях, моральных выборах. Между типами поколений отличия проявляются во взглядах, в восприятии многих жизненных аспектов, в том числе в восприятии и понимании людьми друг друга в рамках межличностных интеракций. Есть немало данных о ценностных расхождениях среди представителей разных возрастов. Однако эти данные имеют обобщенный характер и отражают только основные тенденции. На наш взгляд, изучение социально-перцептивных установок представителей разных поколений может уточнить содержание теории поколений в части описания характерных особенностей и взглядов людей, родившихся в разные хронологические отрезки.

В представленной статье приведены данные сравнительного анализа социально-перцептивных установок представителей двух поколений — поколения Х и поколения миллениалов.

К поколению иксов относятся люди 1967–1984 годов рождения. В исследуемой выборке их число составило 58 человек. Миллениалы — лица юношеского возраста, рожденные на стыке тысячелетий, с 1984 по 2000 гг. — составили группу численностью 72 человека. В ходе исследования были использованы такие диагностические методики, как:

  • методика оценки социально-перцептивной установки личности Т.Д. Дубовицкой;
  • методика «Шкалы склонности к экстремизму».

В качестве методов математической статистики применялись Т-критерий Стьюдента для независимых выборок и угловое преобразование Фишера.

Методика Т.Д. Дубовицкой позволяет определить такие виды социально-перцептивной установки личности, как позитивная, нейтральная и негативная.

Полученные по этой методике диагностические данные свидетельствуют о преобладании нейтральных социально-перцептивных установок в обеих группах. Различия по полученным диагностическим данным проявляются в том, что в группе миллениалов больше респондентов с позитивной социально-перцептивной установкой, а среди представителей поколения Х — с негативной.

Метод математической статистики не подтвердил значимости различий процентного выражения показателей негативной (φ*эмп = 1.371) и позитивной (φ*эмп = 1.054) социально-перцептивных установок испытуемых двух исследуемых групп. Однако по общему показателю социально-перцептивных установок различия достигают диагностической значимости (Тэмп = 2.7).

Более высокие значения социально-перцептивных установок в группе миллениалов указывают на то, что представителям этого поколения в большей степени свойственна готовность доверять другим людям, умение видеть их позитивный потенциал, меньшая критичность в отношении поступков и иных проявлений личности, эмоциональное принятие, доброжелательность и эмпатия.

Исследователи социальной перцепции отмечают, что чем более позитивно человек воспринимает другого, тем он более открыт информационному воздействию с его стороны [5]. Это означает, что молодое поколение более отзывчиво и доверчиво в отношении получаемой от других людей информации. Им не свойственно категоричное непринятие новых данных, идей, их картина мира более подвижная.

Полученные диагностические данные позволяют предположить и то, что для представителей молодого поколения характерной является способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Возможно, не в форме рационального осмысления его проблем, а как некий эмоциональный отклик. По сравнению с иксами миллениалы более склонны принимать во внимание линию поведения другого человека, относиться к ней сочувственно, но при этом свою собственную они могут строить совсем по-иному.

Соотношение показателей позитивной и негативной социально-перцептивной установок в двух исследуемых группах указывает на следующие особенности респондентов старшего поколения.

  • По сравнению с лицами юношеского возраста им больше свойственна подозрительность, ожидание негативного к себе отношения, повышенная критичность в оценке других людей.
  • Негативная установка проявляется у представителей поколения Х в склонности в проблемных ситуациях находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку и связывать произошедшее с его личностными характеристиками. В социальной психологии эта тенденция имеет название сверхатрибуции, когда поведение другого человека воспринимается как обусловленное скорее внутренними, личностными характеристиками или диспозициями, нежели внешними, ситуационными влияниями [5]. В повседневной жизни это отражается в том, что люди с разными социальными проблемами (безработные, малоимущие, жертвы насилия и т.д.) объявляются виновными в создавшемся положении.

Негативные социально-перцептивные установки проявляются в предрассудках в виде предвзятого отношения и неприязни к группам или лицам с заметными отличительными признаками. Предрассудки сдерживают возможность получения нового опыта, мешают адекватной оценке меняющейся действительности, препятствуют процессу обработки информации, получению объективной картины мира.

Негативная социально-перцептивная установка как показатель склонности к предрассудкам может быть связана со стереотипами, суть которых заключается в категоризации информации, получаемой о каком-то человеке. Ранее созданный образ мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Этот «эффект ореола» проявляется в том, что общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Стереотипизация и оценочная пристрастность в большей степени свойственна представителям поколения Х и в известной степени может быть основана на факторе превосходства, который запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров.

Анализируя результаты диагностики, уместно процитировать А.А. Бодалева, который писал, что «восприятие человека человеком всегда опосредованно особенностями, которые характеризуют этого человека как личность, а выступая в качестве объекта познания, другой человек отражается в сознании людей, «преломляясь» через их внутренний мир» [3, c. 56]. Полученные данные указывают, что именно принадлежность к определенному поколению и к определенной возрастной группе может быть той особенностью, которая опосредует восприятие другого человека.

Рассмотрим данные диагностики ксенофобической установки, проведенной по методике «Шкалы склонности к экстремизму», которая предназначена для изучения предрасположенности к разным формам асоциального поведения, а также склонности к ксенофобии [6]. Термин «ксенофобия» трактуется в двух значениях, достаточно близких по смыслу: навязчивый страх перед незнакомыми и нетерпимость ко всему чужому, незнакомому, восприятие «инаковости» как несущее опасность и враждебность. Оба значения отражают социально-перцептивные установки личности.

В проведенном исследовании показатель ксенофобии изучался по шкалам «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».

Полученные данные указывают на большую выраженность ксенофобии у представителей старшего поколения. По общему показателю различия средних значений достигают уровня диагностической значимости (Тэмп = 4.5).

Рассмотрим результаты по каждой из исследуемых шкал: «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».

Соотнесение полученных результатов с содержанием вопросов по шкале «интолерантность» указывает на то, что отношение к социальным группам и людям с отличительными признаками у представителей разных поколений примерно одинаковое. Средние значения по показателю интолерантности несколько выше у испытуемых зрелого возраста, однако различия не достигают диагностической значимости (Тэмп = 1.5). Диагностически значимые различия обнаружены по двум другим шкалам: «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».

Представителям поколения Х в большей мере свойственно воспринимать мир как непредсказуемый и опасный, у них чаще проявляется склонность к пессимистическим прогнозам, негативный взгляд в будущее, боязнь неизведанного, ожидание худших вариантов развития событий и ощущение несостоятельности попыток повлиять на них.

Идея диспозиции «конвенциональное принуждение» сформулирована Т. Адорно [1]. Ее суть в необходимости восстановления справедливости над другими гуманистическими ценностями, при этом достижение этой цели может осуществляться любыми способами, в том числе путем ужесточения требований, введением цензуры. Формирование диспозиции «конвенциональное принуждение» соответствует механизму «фрустрация-агрессия», когда индивид, подавляя враждебные чувства по отношению к себе или представителям своей группы, переносит негативные качества на других людей, имеющих явные отличительные признаки, и на группы «чужаков» [4].

Люди, склонные к принуждению, нередко являются носителями разных предрассудков. Стереотипное мышление, лежащее в основе предрассудков, становится «усеченным» инструментом обработки информации, к которому индивид прибегает, чтобы упростить картину воспринимаемого им мира. При этом преувеличивается однородность человеческой природы. Различия между людьми и разными группами оцениваются с точки зрения наличия привычных для индивида признаков. Любая инаковость привлекает внимание и оценивается негативно. Людям с явными отличительными признаками приписываются неблаговидные мотивы, связывают с их чертами их личности, психологическими особенностями. Исследователи отмечают, что для сторонников конвенционального принуждения характерно не только негативное восприятие людей с отличительными признаками, но и порицание жертвы, что является следствием распространенной априорной веры в справедливое устройство мира: мир устроен справедливо, а поэтому люди имеют именно то, чего заслуживают [5].

Данные, полученные по этой же шкале в группе лиц юношеского возраста, указывают на способность молодого поколения к многоконтекстуальному восприятию неоднозначных социальных ситуаций, в то время как испытуемым зрелого возраста в большей степени свойственна категоричность суждений, требовательность к соблюдению установленных правил, готовность жертвовать интересами отдельного человека ради достижения «общего блага».

Таким образом, полученные данные по отдельным шкалам и по общему показателю указывают на различия между двумя поколенческими категориями и отражают большую склонность к ксенофобии лиц зрелого возраста по сравнению с лицами юношеского возраста.

Большую часть респондентов второй группы составляют лица, социализация которых пришлась на годы перестроечных процессов. Психологическими особенностями общей социальной атмосферы того времени было ощущение беспомощности, дефицита социальной поддержки, социально-психологическая неудовлетворенность. На картину мира этого поколения повлияли примеры насилия и паттерны агрессивного поведения, что существенным образом ограничило формирование доверия и способности к принятию отличительных признаков других людей.

Доверие как базисная личностная установка участвует в формировании установок толерантности. А.Г. Асмолов отмечает, что создание установок толерантности — это вопрос о создании мотивации человеческого поведения, направленного на обеспечение меры согласия и доверия между непохожими друг на друга людьми [2].

Итак, по результатам диагностики, у представителей молодого поколения ксенофобическая установка проявляется в значительно меньшей степени по сравнению с представителями зрелого возраста.

Здесь следует отметить, что группу лиц юношеского возраста составили студенты высших учебных заведений. Этот факт имеет определенное влияние на полученные нами результаты.

Образовательная среда вуза и сам процесс обучения способствует повышению готовности к решениям и действиям в условиях неопределенности, к новым идеям, к изменчивым стимулам и изменениям окружающего мира, что в совокупности влияет на способность принятия многообразия мира и на показатель толерантности к различным проявлениям инаковости, наличия у других людей отличительных признаков.

Немаловажным является и то, что в учебной и внеучебной деятельности в вузах все больше внимание уделяется формированию межкультурной компетентности. Процесс обучения характеризуется увеличением количества и качества межкультурных связей, что приводит к снижению деструктивных стереотипов относительно представителей тех или иных этнических групп. Кроме того, образовательная среда вуза ориентирована на доступность образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивный подход подразумевает не только поддержку равного доступа к образованию, но и расширение картины мира, социального пространства для всех участников образовательного процесса.

Эти и другие характеристики среды вуза формируют как положительное отношение к культурным и иного рода различиям между людьми, так и повышенную восприимчивость к любым проявлениям дискриминации. Перспективными для формирования социально-перцептивных установок являются именно те социальные интегративные контексты, которые обеспечивают взаимодействие разных базисных процессов: доверие к миру и удовлетворение потребности в принятии

Следует также отметить, что юношеский возраст — период наибольшей чувствительности к вопросам собственной идентичности. Вопрос о самоидентификации реализуется через интерес к образу жизни других людей, через определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и т.п.

Таким образом, полученные в обеих группах показатели склонности к ксенофобии мы можем объяснить как с позиции возрастных закономерностей развития, так и с позиции теории поколений, которая обосновывает формирование личностных свойств, социальных и социально-перцептивных установок содержанием конкретных периодов развития общества.

На основе совокупности всех диагностических данных выделим основное в содержании социально-перцептивных установок испытуемых двух групп — представителей разных поколений.

Представителей поколения миллениалов характеризует направленность на близкие и доверительные отношения, стремление понять другого человека, что не исключает противоречий и конфликтов, решать которые они предпочитают конструктивными способами. По сравнению с более старшей возрастной группой среди лиц юношеского возраста больше респондентов с позитивной социально-перцептивной установкой. Для них в большей степени характерна готовность доверять людям, умение видеть их позитивный потенциал. Они менее критичны в отношении поступков других людей и более отзывчивы и доверчивы в отношении получаемой от других людей информации. Миллениалам не свойственно категоричное непринятие новых идей, их картина мира более подвижная. Сопереживание появляется у них не в форме рационального осмысления проблем другого человека, а как некий эмоциональный отклик. При этом принятие линии поведения другого человека не мешает им по-иному строить свою собственную.

По сравнению с представителями поколения Х лица юношеского возраста менее склонны к пессимистическим прогнозам, у них более позитивный взгляд в будущее. Ксенофобические установки проявляется у них в значительно меньшей степени, что отражает их способность к многоконтекстуальному восприятию неоднозначных социальных ситуаций и принятию инаковости, своеобразия других людей.

Поколение, к которому относятся лица, рожденные в период 1975–1984 гг., также характеризуется направленностью на близкие и доверительные отношения, но им больше свойственна подозрительность, ожидание негативного к себе отношения, повышенная критичность в оценке других людей. Негативные социально-перцептивные установки проявляются в виде предвзятого отношения и неприязни к группам или лицам с очевидными отличительными признаками. В социально-перцептивных установках представителей этого поколения чаще проявляются стереотипы и предрассудки, препятствующие позитивному восприятию других людей, открытости к получению новой информации, расширению картины меняющегося мира.

Полученные в ходе исследования данные во многом согласуются с описанием хронологических циклов и связанных с ними характерных особенностей людей, родившихся в определенные временные отрезки, а также отражают закономерности и особенности возрастного развития.

Список литературы

  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007. 528 с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. 2-е изд. М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мiръ». 2015. 240 с.
  4. Давыдов Д.Г. Личностные диспозиции насильственного экстремизма // Психология и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 106–121.
  5. Климонтова Т.А. Позитивное восприятие другого человека как показатель открытости системы внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. С. 162–166.
  6. Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде: информационно-методический сборник / под редакцией д-ра пед. наук, проф. О.Л. Подлиняева. Иркутск: Изд-во: Галкин Виктор Викторович, 2018. 40 с.
  7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

Источник: Медведева И.А., Памфилова С.А. Сравнительный анализ социально-перцептивных установок представителей разных поколений // Научное мнение. 2021. №10. С. 47–53. DOI: 10.25807/22224378_2021_10_47

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»