16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Александр Асмолов о вечном вопросе психологии

Доклад «Вечный вопрос психологии: помогает ли решение проблем психологии разрешать "психологические проблемы"?» состоялся в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов 2 июня 2019 года. Александр Григорьевич Асмолов – профессор, доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (Москва).

Предлагаем вашему вниманию текстовые фрагменты и полную видеозапись доклада.

О развитии психологии: «…Мой учитель Алексей Николаевич Леонтьев всегда говорил, что развитие личности – это решение задач на смысл. Решение задачи – ради чего, поиск собственного смысла. Я сегодня впервые говорю: развитие психологии – это решение задач на смысл. Это решение задач – ради чего мы с вами здесь сегодня собрались... Ни одна наука так старательно не ищет свой предмет. Я не раз писал:

Все в мире можно проверить, измерить и взвесить.
Лишь душу нельзя просчитать.
Вот это бессилье психологов бесит
И ночью мешает им спать.

Мы все время с завидным комплексом неполноценности ищем свой предмет. Мы ищем его уже которую тысячу лет. Но, родные мои, дорогие мои, я еще раз акцентирую внимание: лучше нам с вами быть с комплексом неполноценности, чем с тем комплексом, который я называю комплексом полноценности…».

О вызовах времени: «Франкл сказал: «Ключевой вызов времени – это вызов ответственности». И мы сегодня собрались здесь, чтобы обсуждать этот вызов. Второй вызов – это вызов неопределенности. Третий вызов – вызов сложности. И четвертый вызов – вызов разнообразия. Я постоянно говорил и акцентировал внимание на этих вещах, но ускользало следующее – то, что происходит сегодня. И поэтому я обращаю внимание на то, что мы с вами иногда не так сильно акцентируем... Первое – переизбыток информации. Мы живем в мире переизбытка информации (redandancy),  мы обречены на выбор этой информации. Я говорил и повторяю: наряду с классическими науками, которые ставят вопросы, как и почему происходят явления, гений неклассической науки о человеке и жизни Николай Александрович Бернштейн, в чём-то вторя Шрёдингеру, поставил вопрос совершенно по-другому: «Для чего?». Ключевой вопрос развития наук... Современная наука, уважая гомеостаз,  понимая гомеостаз, любя Клода Бернара, подавая руку Кеннону, все равно говорит вслед за Бернштейном, за Дзига Вертовым, Пудовкиным, Эйзенштейном: «Жизнь – за рамками гомеостаза». Жизнь – это преодоление равновесия. Чем живое отличается от неживого? Оно отличается тем, что только живое способно плыть против течения. Обратите на это внимание. Поэтому мы всегда, обсуждая экзистенциальные, целевые вопросы психологии, говорим, прежде всего, о том, что это преодоление. Это всегда выход за рамки ограниченности. Человек является мерой всех вещей, потому что он сам не имеет меры. Наша безмерность – это уникальная характеристика человека. И в этом смысле выход за рамки гомеостаза, выход за рамки равновесия – это выход в экзистенциальную проблематику жизни... Какое ключевое производство инноваций в XXI веке, как вы думаете? Главное производство инноваций, ради этого мы собрались, - это изобретение человека. XXI век становится веком изобретения человека, мастерской человека, производством человека. XXI век, как бы его ни называли – эпоха антропоцена. На самом деле, если говорить на языке моего ближайшего друга Вадима Петровского: век персонализации. Это эпоха персонализации...». «Кроме переизбытка информации, черта нашего времени – борьба за внимание. В мире избытка информации наше событие бытием не станет, пока оно не означено через СМИ. Бытие превращается в событие лишь через коммуникацию…».

О непредсказуемости человека: «Одна из фобий, ключевая фобия всех времен – технофобия. Ситуация заключается в том, что мы с вами все время боимся самих себя и тех произведений, которые мы творим. Мы творим, а потом думаем, что же мы натворили. В связи с этим, говоря о действиях за пределами гомеостаза, я ввожу следующую формулировку: есть уникальный дар, который помогает нам не бояться Апокалипсиса и прогнозов в стиле Курцвейла, который говорил, что наступит технологическая сингулярность, в стиле Харари и других… Самое уникальное заключается в следующем: ключевой дар человека – дар непредсказуемости.  Поэтому я говорю: на рост неопределенности, сложности, разнообразия мы отвечаем собственной непредсказуемостью. Уникальная непредсказуемость – это способность видеть перемены. Чувствительность к изменениям – одна из ключевых характеристик времени…».

О проблемах психологии: «При эволюционном взгляде на мир происходит следующее: если в эпоху стабильности мир работает в режиме, когда  годятся адаптивные схемы, схемы репродукции, в мире инноваций на первый план выходят преадаптивные схемы, преадаптивные модели. Поэтому мы говорим, что сегодня при развивающихся системах на первый план выходит преадаптация, готовность к тому, чего ещё нет… Появляется следующая постановка вопроса, которой не было никогда: сегодня, как никогда (не случайно я говорил о предмете психологии) мы обсуждаем вопрос – какое будущее у нашего прошлого?... Когда мы ставим проблемы психологии, а не психологические проблемы, и говорим: психология как наука о душе, психология как наука о сознании, психология как наука о поведении, психология как наука о бессознательном, психология как наука о деятельности, психология как наука о развитии разума… Я  мог бы продолжить все программы и подходы психологии…  Какую мы делаем вещь, когда так работаем и строим воспитание психологов? Мы делаем вещь, которую я называю риском эволюционного снобизма. Мы говорим: когда-то у Аристотеля была наука о душе и это в прошлом. На самом деле (я впервые говорю сегодня об этих вещах): принцип Выготского – Вагнера, сосуществование разных психологий, сосуществование разных предметов психологии. Полное право на существование, если говорить языком Соссюра – не только в диахронии, когда последовательно от прошлого к настоящему, но и в синхронии, через эту логику, эту оптику сосуществуют сегодня психология как наука о мозге, психология как наука о душе, психология как наука о генерации смыслов, о чем мы говорим сегодня. И сказать сегодня, что прав Декарт или прав Спиноза – это абсолютно некорректная постановка вопроса. И Декарт, и Спиноза задали смешанные, как говорил Вагнер, основатель биопсихологи, линии психологии… Это переплетается. И поэтому, когда мы хотим увидеть, какие ставились проблемы психологии, расширьте время, увидьте мир по-другому. В этом вам помогут следующие авторы: гениальные несколько работ, которые показывают, что психология начиналась с ремесла понимания человека. Услышьте слово «ремесло». Это работа Леви-Стросса «Колдун и его магия» в которой он показывает, чем близка работа психоаналитика и колдуна, насколько они вместе занимаются разными, по-разному отрефлексированными психотехниками. Читайте эту работу и увидите суть... В книге «Методика и техника психоанализа» у Фрейда есть статья «О диком психоанализе», где он четко говорит о том, насколько некорректно бегство в вербалику без понимания практик. Думание о том, что ты прочел Фрейда и ты немножко Фрейд, ты прочел Выготского и ты немножко Выготский - нет и еще раз нет! Через вербалику не получится, простите! Только через невербалику! Наряду с пониманием психологии как науки о душе, сознании, бессознательном, поведении и так далее - есть психология как персонология и есть психология как антропология будущего. Об этом говорю сегодня впервые. И наряду со многими фокусами психологии, когда мы решаем психофизическую проблему, проблему души, психики, мозга, мы должны понимать, что одним из предметов психологии является психотехнический этап развития психологии. Он был, когда были знахари и колдуны. Психотехнический этап – этап развития психологии как ремесла. Наиболее ярко его можно увидеть, прочитав работу автора Школы Анналов, школы ментальности, замечательного историка Блока, которая называется «Апология истории, или Ремесло историка». У нас с вами – ремесло психолога. И в этом смысле ремесло психопрактики, антропопрактики, смыслопрактики и, наконец, психотехники – это характеристика одной из линий психологии…Не будем снобами, не будем считать, что Петя Иванов только от того, что живет в XXI веке, умнее Платона. Сосуществуют синхронно разные линии, поэтому мы говорим сегодня не о конфронтации школ  и практик. Под какую задачу рождается практика? Что такое экзистенциальная психология, персонология, структурная антропология, когда не стоит вопрос о смыслах? В бизнесе есть формулировка «квартира под ключ», а я предлагаю формулировку «технология под смысл». Без этого никакая технология работать не будет».

О конструировании картины мира: «Каждому психологу хочется стать – осознает он это или нет, – ментальным переборщиком, трансформатором ментальности. И тогда он от научных проблем, рефлексии своей науки, создав определенную картину мира, обращается к тому, как эти проблемы оживают на практике. Что такое психоанализ? Это нарратив Зигмунда Фрейда. Что такое экзистенциальная психология Франкла? Это миф или нарратив Виктора Франкла. Культурно-историческая психология Выготского – это миф, созданный Выготским. Но каждый раз, когда мы создаем эти мифы, мы каждый раз думаем о том, как начинают конструироваться и работать эти мифы. Нечего бояться слова «миф». Мы, психологи, в отличие от тех, кто говорит, что бытие определяет сознание, говорим: неправда ваша. Мы родились и пришли сюда, чтобы понять, как идеальное трансформирует реальное, трансформирует антологию, как оно их меняет. И это для нас с вами невероятно важно»

О культуре достоинства: «Самое главное: смысл в том, что мы с вами создаем концепции не просто так, а для того, чтобы мы решали проблемы антропологии, проблемы человека – наши с вами проблемы… Психология делает все, чтобы мир перешел от адаптивной культуры, гомеостатической культуры, прагматичной культуры полезности к культуре достоинства. Услышьте это. Достоинство, когда мир –  за пределами адаптации. Культура достоинства, которую мы здесь сегодня обсуждаем, невероятно важна…».

Доклад профессора А.Г. Асмолова «Вечный вопрос психологии:
помогает ли решение проблем психологии разрешать "психологические проблемы"?»
в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов, 2 июня 2019 года
(полная видеозапись выступления)

«Подлые, нежные и вечные вопросы» – перейти к дискуссии известных учёных на Саммите психологов

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации
    26.10.2021
    Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации
    «Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Современные технологии так роскошны, что они вам сделают копии или подделки. Повсеместное нарушение договорённостей везде и всюду. Все правила игры рухнули, никто ничего не соблюдает»...
  • Понимание немыслимого: Виктор Знаков о Холокосте, терроризме и окнах Овертона
    09.09.2021
    Понимание немыслимого: Виктор Знаков о Холокосте, терроризме и окнах Овертона
    Профессор В.В. Знаков говорит о нацистских преступниках, «лестнице терроризма» и окнах Овертона, задаваясь вопросом: почему человек начинает понимать как допустимое, оправданное и даже нормативно заданное то, что раньше ему казалось невозможным и немыслимым?
  • Похвала карантину: доклад Бориса Братуся на Саммите психологов
    24.06.2020
    Похвала карантину: доклад Бориса Братуся на Саммите психологов
    «Предкарантинный мир не просто обладал некоторыми простительными человеческими недостатками, но опасно накренился и угрожал самому человеку, так что возвращение в прежнее чревато, во многом, обрушением», – предостерег Борис Братусь…
  • Многозадачность как ответ на вызовы сложности: доклад Галины Солдатовой
    22.06.2020
    Многозадачность как ответ на вызовы сложности: доклад Галины Солдатовой
    Галина Владимировна Солдатова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, выступила с докладом «Эффект Юлия Цезаря: многозадачность как ответ на вызовы сложности» на Саммите психологов…
  • Экзистенциальный оптимизм и пессимизм: доклад Наталии Гришиной
    15.06.2020
    Экзистенциальный оптимизм и пессимизм: доклад Наталии Гришиной
    Наталия Гришина, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии СПбГУ, рассказала, почему пандемия коронавируса – это экзистенциальный кризис и какие поводы для оптимизма можно найти в этой ситуации…
  • «Наслаждение неизъяснимое»: доклад Вадима Петровского
    15.06.2020
    «Наслаждение неизъяснимое»: доклад Вадима Петровского
    Вадим Артурович Петровский, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, на панельной дискуссии «Страхи и Надежды Человечества. Психология спасет мир?» предложил несколько гипотез, почему люди нарушают запреты…
  • Дистантная психотерапия: вызовы и границы
    25.09.2019
    Дистантная психотерапия: вызовы и границы
    «Мне очень легло то, что говорил Александр Асмолов о ремесле. Я не могу принять разговоров о научной психотерапии или об искусстве психотерапии. Для меня психотерапия – это ремесло, использование коммуникации для помощи обратившемуся человеку в решении его проблем. В этом смысле – она очень широкая, поэтому, когда я буду говорить «психотерапия», наверное, удачнее было бы говорить «психологические практики». Так что под «психотерапией» будут использоваться психологические практики, но с некоторым налетом того, что мне кажется уместным отнести к любой психотерапии: что не экзистенционально, то не психотерапия...»
  • «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
    19.08.2019
    «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
    Когда я услышал, что на Саммите психологов будут обсуждаться тренды, сексуальность, духовность и цифра, я подумал, что мне там делать, о какой духовности говорить? Я внутренне готовился к тому, что в течение уже многих лет при слове «духовность» у моих собеседников-психологов лицо становится постным, как на официальных похоронах. Либо кислым: «Ну что об этом говорить, это все — устаревшие вещи». Все время речь идет не о предмете духовности как таковой, а о многочисленных тенях этого предмета, интерпретациях, ассоциациях...
  • Персонология неадаптивности: человек над ситуацией
    31.07.2019
    Персонология неадаптивности: человек над ситуацией
    Всё в нашей жизни заключает в себе иногда обескураживающий сюрприз: познание по Н. Кузанскому — это достижение ученого знания о собственном незнании, любовь — мы привязываем тех, кого приручили, самопознание — познавая себя, мы изменяем себя, и поэтому всегда промахиваемся. И отсюда вопрос — являемся мы субъектами? Ведь мы не контролируем вполне исходы нашей активности. Ответ, может быть, вот в чем: мы будем специально ставить перед собой цели с неопределенным (непредрешенным) результатом достижения...» — рассуждает профессор Вадим Артурович Петровский в рамках панельной дискуссии на XIII Санкт-Петербургском саммите психологов...
  • XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    06.06.2019
    XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    2–4 июня 2019 года в Санкт-Петербурге проходил XIII Саммит психологов, который объединил более тысячи психологов из разных стран для обмена профессиональным опытом. Дискуссия в рамках открытого Форума психологов 2 июня была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Баранникова. Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» задала участникам Саммита вектор работы по осознанию причин, направленности и последствий стремительных изменений в современном обществе для выполнения великой миссии: сохранить Человека...
  • Революция как психологический феномен
    07.11.2017
    Революция как психологический феномен
    В рамках Международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2017. Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов» в Санкт-Петербургском государственном университете состоялся круглый стол «Революция как психологический феномен - к 100-летию Октябрьской революции 1917 года». Профессор кафедры политической психологии, доктор исторических наук Нинэль Яковлевна Олесич в своем докладе о событиях 1917 года упоминает каталонские события 2017 года, украинский Майдан 2014 года - и тогда, и сейчас студенчество играет в них свою заметную роль. Почему партии вообще работали со студентами? Во-первых, студенты - залог будущего. Ленин говорил, что все студенческие выступления - это политический симптом, это признак того, что общество нездорово, в нем что-то происходит. И вслед за этим политическим симптомом зреют важные события - общественные, революционные события. Студенчество - барометр общественных настроений.
  • Психотерапия и психосоциальная работа в российской психиатрии
    27.10.2017
    Психотерапия и психосоциальная работа в российской психиатрии
    На IV международной конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (12-14 октября, Санкт-Петербург) выступил с докладом «Психотерапия и психосоциальная работа в российской психиатрии - вверх по лестнице, ведущей вниз» выступил Бабин Сергей Михайлович - доктор мед. наук, профессор, президент РПА...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»