16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга

Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Александр Григорьевич Асмолов о социологических и психологических истоках невротичного и агрессивного поведения в обществе:

Сегодня всё более и более возмущенное массовое сознание ищет «козлов отпущения» за рост жестокости и агрессии в школах, больницах, вбрасывая ёмкие формулы «кто виноват?» – и поспешно пытаясь ответить на вопрос, «что делать?»

Если раньше в обществе господствовала фраза: «Ну и молодежь пошла!», то ныне наряду с ней появляются другие восклицания: «Ну и учителя пошли!», «Ну и врачи пошли!».

Пошли… И все они куда-то идут, и испытывают в своих профессиональных судьбах феномен личностного выгорания, сгорают, и вымещают свою недолюбленность друг на друге, на учениках и на учителях, на родных и близких.

Вакханалия жестокости и агрессии в обществе явно или неявно связана с тотальными кражами личностного достоинства и унижением людьми друг друга.

Каковы социальные и психологические истоки жестокости и агрессии, как цунами, покрывающие нашу страну?

Увы, у системных феноменов нет упрощающих реальность однозначных интерпретаций. Поэтому прибегну к мотивационному анализу, обратившись за помощью к ряду психологов и социологов, пытающихся понять социальные и психологические недуги своего времени.

Вспоминаю, как мой друг Борис Братусь, профессор факультета психологии МГУ, анализируя разные формы отклоняющегося поведения личности, поставил печальный диагноз доминирующему психотипу нашего общества: «Психологически здоров, личностно болен». По сути он продолжил диагностику обыденного поведения личности, больших и малых социальных групп, проделанную в классическом произведении мастера психоанализа Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени» (1937 г.). В этой книге Карен Хорни говорит о том, что постоянная конкуренция, культ лидерства и успеха, массовая недолюбленность приводят к тому, что у людей нарастает враждебность, порождаются конфликты с самим собой и друг другом, провоцируется агрессия ко всему миру.

Люди, чувствуя себя изгоями в социальной системе, теряют ценностные ориентиры жизни и находятся в разъедающем их состоянии тревоги. Эта книга была написана почти сто лет назад, но она как никогда более современна для анализа различных сообществ, тех сообществ, которые известный социолог Эрвин Гофман называет «закрытыми сообществами».

Именно в закрытых сообществах жестко проступает деление на своих и чужих, развиваются такие социальные явления как ксенофобия, этнофобия и разные формы стигматизации, приводящие к вспышкам агрессии и невротического поведения.

Здравый смысл угодливо подсказывает многочисленные объяснения и интерпретации, возникающие в закрытых сообществах и шире – закрытых социальных системах, сводящиеся к тому, что в росте жестокости виновны сами учителя, которые устали и выгорают; виновны сами ученики, которые переиграли в компьютерные игры; виновны директора школ, министры образования и здравоохранения, СМИ…

Список виновников можно было бы продолжать. Но разве в этом дело? Нам надо реально понять, почему учителя, дети, врачи и политики стали невротиками нашего времени, или воспользуемся точной формулой Карен Хорни, пасынками различных идеологий и культур, унижающих человеческое достоинство.

Отвечая на этот вопрос, воспользуемся рядом аналитических конструкций, предложенных мастерами социологии и социальной психологии.

Начну с аналитики Эрвина Гофмана, одного из классиков социологии.

В своих работах он говорит о том, что, когда мы сталкиваемся с ростом агрессии, жестокости, в том числе ростом невротичного, а часто и психопатичного поведения, то мы сталкиваемся с «эффектом порочного круга».

Эрвин Гофман показывает, что в разных закрытых организациях, в разных нечеловеческих условиях не столько сам человек является причиной своего невротичного или агрессивного поведения, которое интерпретируется сообществом как отклонение, сколько ситуация социального плена, в которой он по тем или иным причинам оказывается.

В своих исследованиях Гофман анализирует такие закрытые учреждения как больница, тюрьма, а также, если мы рискнем продолжить этот ряд – интернат, приют и отгороженная охранами, турникетами, системами безопасности школа.

Гофман выдвигает гипотезу, что, когда человек оказывается в психиатрической клинике, где на каждом шагу запреты, барьеры, ограничения, применения смирительной рубашки, человек начинает прибегать к разным формам протестного поведения, которое расценивается через оптику представлений о социальной норме как патологические явления.

Он приводит различные аргументы, свидетельствующие о том, что общество, интерпретируя протестное поведение как патологию, само попадает в эффект порочного круга. Человек, оказавшись в условиях клиники или школы, где во время ЕГЭ его прогоняют через энное число форм контроля, а при входе в школу пропускают через устройства, служащими как бы средством безопасности, начинает вести себя протестным образом.

Когда пациент так себя ведет в больнице, ему прописывают набор тех или иных психофармакологических воздействий, а иногда прибегают и к электрошоку.

Чем больше человек сопротивляется бесчеловечным условиям, тем больше ему прописывают те или иные медицинские средства, которые приводят к нарастанию клинической симптоматики.

Не то же ли самое происходит с нашими учителями и нашими детьми в самых различных школах?

Чем больше мы превращаем школу в «узилище» (термин Гофмана) и строим её по модели дисциплинарной тюрьмы, тем быстрее возникает эффект выгорания учителей и тем более невротично ведут себя наши дети.

Вряд ли будет большой натяжкой предположить, что именно эффект порочного круга стоит за ростом жестокости, агрессии, кражей личностного достоинства в школах, в больницах, в обществе.

Напомню, что феноменология поведения, связанная с эффектом порочного круга, ярко описана в произведениях Александра Солженицына «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», а также в книге Владимира Сорокина «День опричника» (2006). Когда мы оказываемся в ситуации, где господствует идеал безопасности, мы так или иначе осуществляем возгонку ситуацию опасности. В результате мы на самых разных уровнях – в школах, больницах, государственных организациях, то и дело становимся заложниками эффекта порочного круга.

Как точно заметил Александр Адамский, весьма важно понимать динамику институализации социальных норм. В ситуации эффекта порочного круга всё явственнее происходит институализация конфликта и агрессии в качестве принятой социальной нормы поведения. Это приводит к тому, что возникает известное явление «банальности зла». Чем больше банальность зла в обществе, тем сильнее провоцируется обыденная агрессия, обыденная жестокость и обыденная ксенофобия. Здесь мы сталкивается как с эффектом порочного круга, как и с тем, что на языке социального психолога Филиппа Зимбардо получило название «эффекта Люцефера», объясняющего, почему хорошие люди совершают плохие поступки.

Причины роста установок агрессивного поведения были исследованы Филиппом Зимбардо с помощью его известного «Тюремного эксперимента», в котором самые обычные люди приняли социальные роли тюремщиков и заключенных. Как мы помним, в этом эксперименте буквально через несколько дней нормальные вроде бы люди, исполняющие роль тюремщиков, стали издеваться и избивать студентов, которые играли роли заключенных. Не является ли этот тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо ключом к пониманию роста агрессии и жестокости в нашей с вами стране.

Сколь часто люди, сами того не осознавая, оказываются по отношению друг к другу в ситуации тюремщиков и заключенных? Сколь часто каждый из нас, чувствуя себя пасынком государства, начинает свой путь к неврозу, как в форме протестного поведения по отношению к культу успеха, провоцированию ситуации тотальной опасности ради благих намерений всеобщей безопасности?

Задумаемся над всеми этими вопросами и, возможно, тогда мы не окажемся ни в «Раковом корпусе», ни «В круге первом», и выйдем за пределы эффекта порочного круга. И может быть тогда, наивно надеюсь, мы, наконец, перестанем быть недолюбленными пасынками государства.

Надеюсь и сохраняю гражданский оптимизм, звучащий в стихах Владимира Высоцкого:

Рвусь из сил – и из всех сухожилий,
Но сегодня – не так, как вчера:
Обложили меня, обложили –
Но остались ни с чем егеря!

 

Источник: https://vogazeta.ru
Фото 1: http://galereika.org
Фото 2: s.lpmtr.ru

Комментарии
  • Нина Сергеевна Ткач

    Александр Григорьевич! Вы еще очень мягко говорите о нашей действительности. Я считю, что в нашем гоударстве, а может и в других тоже, вообще невозможно вырастить нормального человека. Даже если в семье родители будут уважать личность ребенка, то в других местах найдутся другие воспитатели. А уж взрослых унижают и оскорбляют везде. И чем больше терпит унижение человек, тем сильнее взрыв агрессии. И уберечься самому и уберечь от этого ребенка просто невозможно. И при нынешней ситуации лично я считаю - уже все потеряно и ничем не помочь, ничего не изменить. Если даже физиологические потребности люди не все могут удовлетворить, а уж психологические тем более. И это тоже добавляет агрессии .
    И вообще, повсеместное нагнетание опасности, начиная с ядерной, кончая ковидной отбирает у людей большую часть энергии, а также денег, которые они могли бы затратить на развитие. И как же мы жили без турникетов и металлодетекторов? Но тогда те, кто их устанавливает, не получили бы своих миллионов. И думаю, что они от них не откажутся. И им глубоко наплевать на те последствия, которые убивают этими металлодетекторами и чувством опасности, возникающим от них.
    Спасибо за Вашу статью !

      , чтобы комментировать

    • Мариям Равильевна Арпентьева
      17.06.2021 в 21:51:38

      Помимо государства важно то, что самл общество активно участвует в этих кражах личностного достоинства и унижении друг друга... Даже не нужно выходить из дома... Проблема одиночества - это и проблема кражи достоинства... Да, конечно, оно выгодно и т.д., но оно и вынуждено... а то что происходит вне семьи - описанию не поддается.. акультурье означает падение последних запретов на оскорбление, насилие - над младшиим и стариками, над женщинами и мужчинами, учениками и учителями... но особенно ярко это видно на примере тех же закрытых учреждений, тюрем... дискуссии с российским "обществом" по поводу заключенных чаще всего упираются в твердокаменное и практически святое "вор должен сидеть в тюрьме"... и что, действительно, много тех, кто ворует, уничтожает и т.д."по крупному" - там.. ? и что - твердящему о долдгах действительно понятно - что такое тюрьма... или главное чтобы была соблюдена фигура речи и была успешною попытка самоутверждения на страдании и горе других? и действительно ли нам, говорящим и молчащим - кто-то должен что-то? крадем достоинство мы сначала у самих себя

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      • Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
        09.04.2019
        Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
        Воспользуюсь медицинским термином: у нас нет протокола, то есть прописанного порядка действий в таких случаях... Учителя не знают, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, не понимают, что делать, если они видят насилие...
      • Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
        07.11.2018
        Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
        Круглый стол предназначен для объединения психологов образования с целью оказания профессиональной консультативно-методической помощи в сложных нестабильных социальных ситуациях, создание общего поддерживающего пространства; обсуждения проблем, возникающих в обществе в связи с критическими, непредсказуемыми аффективно-агрессивными чрезвычайными ситуациями, а также показать стратегии действия психолога образования...
      • О подростковых суицидах...
        07.11.2018
        О подростковых суицидах...
        Уровень напряжения в обществе растет, а вместе с ним - тревожность и агрессия. Достаточно часто или почти всегда напряжение ищет выход, появляется желание наказать, отомстить, восстановить справедливость. Поднимаются массовые процессы, это уже эмоции не одного человека. Это эмоции групп, они обладают эффектом заражения, и охватывают большое количество людей. Но сами по себе они не дают разрешения. Усиление напряжение и поиск виноватых порождает новую агрессию и еще больше усиливает тревогу. Поэтому искать причины появления чрезвычайных ситуация подростковых убийств и обвинять родителей или педагогов - совершенно непродуктивный подход...
      • О трагедии в Керчи. Каждому нужно место, в котором можно злиться
        25.10.2018
        О трагедии в Керчи. Каждому нужно место, в котором можно злиться
        Все пишут о травле в школе, а я все думаю о том, что на самом деле сплотить детей, сделать их командой, сдружить совсем не сложно. Для этого достаточно часа общих игр на сплочение в неделю. Просто ни в школах, ни в колледжах, ни в университетах никто этим не занимается. Странно, учитывая, сколько времени проводят именно там наши дети. Десятилетиями они сидят за партами, ничего друг о друге по-настоящему не зная. Кроме, конечно, проколов товарищей...
      • «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
        02.10.2018
        «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
        Программа направлена на формирование психологически безопасной атмосферы в образовательных организациях. Ни один ребенок не должен чувствовать себя униженным, ни один ребенок не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию в школе или на улице. Цель проекта «Травли NET» – вместе с педагогами разобраться в сути явления и освоить эффективные способы предотвращать и прекращать школьную травлю...
      • О травле — подросткам, родителям и школьной администрации. Доступ к 3 книгам бесплатно!
        07.10.2021
        О травле — подросткам, родителям и школьной администрации. Доступ к 3 книгам бесплатно!
        Коллектив авторов под руководством академика РАО Артура Реана подготовил печатные издания по противодействию травле для учащихся, родителей и администрации школ. Сейчас книги доступны для скачивания!..
      • Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
        21.09.2021
        Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
        «Предложения психологического сообщества по профилактике преступлений с использованием огнестрельного и другого оружия в учебных заведениях» обсуждены на 15-м Санкт-Петербургском Саммите психологов по инициативе канд. пед. наук Натальи Михайловны Кий...
      • Кино как стимул насилия и психопатологии
        01.06.2021
        Кино как стимул насилия и психопатологии
        Лавина агрессии и насилия круглосуточно льётся на нас со всевозможных экранов! О губительном влиянии этого информационного потока почему-то забывают. А законы подражания, психического заражения и внушения продолжают действовать в реальной жизни…
      • Асоциальное поведение несовершеннолетних. Итоги конференции
        07.12.2018
        Асоциальное поведение несовершеннолетних. Итоги конференции
        5 декабря в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция «Асоциальное поведение несовершеннолетних: социальные, семейные, педагогические и психологические факторы». Прозвучали пленарные доклады, проведены секционные заседания. Специалисты в области психологии и педагогики рассмотрели широкий круг тем...
      • Москва: круглый стол, посвященный детской агрессивности
        29.10.2018
        Москва: круглый стол, посвященный детской агрессивности
        Подростковая агрессия, приводящая к летальным исходам, усиливает напряжение, возникающее в обществе. Организаторы предлагают обсудить, возникающие в связи с происходящими событиями в Керчи, Челябинске, Улан-Уде, Ивантеевке и других городах проблемы, поднимающиеся в школе, вызванные детской агрессией, поговорить о том, что может, а что не может сделать в этих ситуациях психолог...
      • С.Н. Ениколопов: трагедия в Керчи похожа на предыдущие
        19.10.2018
        С.Н. Ениколопов: трагедия в Керчи похожа на предыдущие
        «…Информации о психологической характеристике этого человека почти нет. Обрывочные сведения позволяют предположить, что это похоже на предыдущие аналогичные случаи. Сейчас мир так глобализован, что все эти преступления, от Колумбайн начиная до сегодняшнего дня – они практически наши, по их воздействию. Люди, которые посещают сайты с Колумбайн, слушают песни про ивантеевского стрелка – это подсказка для дальнейших ходов…
      • Ю.П. Зинченко о трагедии в Керчи: «Один психолог - не волшебник»
        18.10.2018
        Ю.П. Зинченко о трагедии в Керчи: «Один психолог - не волшебник»
        Трагедию в Керчи прокомментировал Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко. В интервью ИА «Интерфакс» он подчеркнул, что нужны комплексные меры для предотвращения массовых расстрелов...
      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»