16+
Выходит с 1995 года
16 апреля 2024
Культурный герой, или Диагностика «лишнего человека»

В преддверии Международной научно-практической конференции «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili» (17-18 декабря 2018, Москва) доктор психологических наук, профессор Александр Асмолов рассуждает о диагностике личности на примере известного произведения:

В последнее время все бросились в поиски: как заниматься диагностикой личности? Что искать?

Одни, чтобы диагностировать личность, ищут ее академические достижения и успеваемость где-то в мире знаний, умений и навыков.

Другие ведут неустанные поиски, думая о том, что сегодня можно найти так называемые hard skills или soft skills, чтобы понять, каков портрет человека, каким должен быть человек и как с ним действовать.

Наблюдая за всеми этими огромными поисками, за которыми стоят бесконечные споры, я вдруг задумался: а был ли тот, кто предложил гениальный ценностно-нормативный профиль личности, отвечающий социальным ожиданиям и идеалам света, представлениям света о том, каким образцам поведения и знания должен отвечать образованный человек?

Как диагностировать достижения нашего студента, нашего ученика, нашего выпускника, чтобы понять, является ли он той личностью, которая сможет быть успешной в нашем времени?..

И тут невольно мне пришла в голову мысль, что самая лучшая диагностика и самая лучшая группа описания экспертов давно была в известном произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Как вы все помните, именно Онегина звали «лишним человеком».

Но одновременно не все помнят, что именно Онегин является тем примером, в основе которого можно увидеть, как через столетие Пушкин дает нам блестящий рецепт, что должен знать выпускник школы или даже вуза.

Как его диагностировать и кто может его диагностировать…

Остается всем напомнить замечательные строки:

«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…»

Затем блестящая джентльменская характеристика и главный эксперт диагностики:

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил…»

А дальше о том, как надо учиться не в «онлайновое» время, а во время А. С. Пушкина:

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».

А далее то, что мне особенно нравится – джентльменский набор:

«Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха».

И чтобы уже окончательно всех добить, мы вспоминаем:

«…и был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет…»

В этом суть пушкинского ироничного понимания стандарта образования как культурной матрицы своего времени.

Иными словами, я хочу, чтобы все мастера, которые пытаются сделать диагностику XXI века, вспомнили, что до XX века был век XIX…

Дорогие мои коллеги, дорогие мои практические психологи! Дорогие мои мастера диагностики интеллекта, компетенций, знаний, умений, навыков и даже (не побоюсь этого слова) критического мышления!

Вглядывайтесь в портрет диагностики, в джентльменский диагностический набор, который проступает за образом «лишнего человека». И вглядывайтесь, кто главный и великий эксперт, который принимает решение.

Решение принимает cвет, в который мы выпускаем ученика и который говорит, что нам необходимо, чтобы понять стандарты XXI века.

Источник

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики
    13.12.2023
    Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики
    Авторами разработан опросник патриотизма, включающий две шкалы: «конструктивный патриотизм» и «слепой патриотизм». Опросник может быть рекомендован для применения в среде старших подростков с целью оценки содержания патриотических установок.
  • Криминальные наклонности и психодиагностика
    24.12.2022
    Криминальные наклонности и психодиагностика
    Исходя из точки зрения, что агрессия чаще всего проявляется как реакция на противодействие и в основном достигает максимальной выраженности в экстремальной ситуации, было предпринято изучение непосредственных поведенческих реакций в экстремальных ситуациях…
  • Особенности самоотношения у подростков и юношей с близорукостью
    26.10.2021
    Особенности самоотношения у подростков и юношей с близорукостью
    Перцептивный дефект (слабовидение, близорукость и даже слепота) и, как следствие, перцептивные нарушения, возникшие в детском возрасте, оказывают существенное влияние на развитие личности, ее коммуникативной сферы и самоотношения...
  • Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
    21.08.2021
    Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
    Новая цифровая среда решающим образом определяет направление, содержание и характер развития личности, именно в ней молодой человек активно развивается и созревает, в ней формируются его личностные, когнитивные способности, профессиональные планы...
  • Роль негативных личностных черт в психологической адаптации
    04.07.2021
    Роль негативных личностных черт в психологической адаптации
    Негативные черты личности влияют практически на все сферы жизни — на компетентность в межличностных отношениях, карьерную успешность, здоровье. Они играют значимую и не обязательно негативную роль в разных показателях удовлетворённости жизнью, выполняют защитную функцию в потенциально стрессовых ситуациях...
  • Профилактика группового деструктивного поведения с помощью методики «Вектор»
    02.03.2020
    Профилактика группового деструктивного поведения с помощью методики «Вектор»
    Методика «Вектор» включает оценку уровня развития группы, технологию проведения бесед и групповых занятий, выявление источников негативных групповых явлений, профилактику делинквентного поведения и технологию формирования коллектива…
  • А. Кузнецова о детской психиатрии и психологической помощи
    29.11.2019
    А. Кузнецова о детской психиатрии и психологической помощи
    Как считает А. Кузнецова, тема оказания психиатрической помощи детям сегодня недостаточно проработана, не учтена специфика этого возраста: приоритет профилактики, необходимость работы с семьей, дефицит кадров по этому профилю в субъектах РФ и прочее. Более чем у 20 тыс. детей в возрасте 15–17 лет психическое расстройство диагностируют впервые. Это говорит или о недостаточной квалификации специалистов в части диагностических процедур, или о недоступности психиатрической помощи детям в субъектах РФ...
  • О методе анализа деятельности пользователя соцсетей
    05.08.2019
    О методе анализа деятельности пользователя соцсетей
    Данная статья имеет статус научно-популярной и описывает гипотетический методический инструментарий, исследующий продукты деятельности – самопрезентации человека в социальных сетях Интернет. В данной статье затрагивается психодиагностическое направление деятельности психолога с помощью инструментов IT. Продукты деятельности человека, как и метод их анализа, в цифровую эпоху переносятся в онлайн-среду. Цифровые кибервызовы ставят перед практикующими психологами задачи повышения профессиональной грамотности...
  • XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    06.06.2019
    XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    2–4 июня 2019 года в Санкт-Петербурге проходил XIII Саммит психологов, который объединил более тысячи психологов из разных стран для обмена профессиональным опытом. Дискуссия в рамках открытого Форума психологов 2 июня была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Баранникова. Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» задала участникам Саммита вектор работы по осознанию причин, направленности и последствий стремительных изменений в современном обществе для выполнения великой миссии: сохранить Человека...
  • Д.В. Ковпак о трагедии в Керчи: «Запугивание не предотвратит расстрелы в школах»
    19.10.2018
    Д.В. Ковпак о трагедии в Керчи: «Запугивание не предотвратит расстрелы в школах»
    Студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков расстрелял учащихся и педагогов, устроил взрыв и после этого покончил с собой. О том, как общество может конструктивно отреагировать на случившееся «Психологической газете» рассказал кандидат медицинских наук, доцент Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Дмитрий Викторович Ковпак...
  • Психологическая помощь после трагедий и катастроф
    01.10.2018
    Психологическая помощь после трагедий и катастроф
    Об особенностях психологической помощи на разных этапах переживания последствий трагедий и катастроф рассказывают специалисты: Ирина Алексеевна Алексеева - заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Практическая психология в социальной сфере. Технологии и навыки антикризисной помощи» Института «Иматон», Анна Михайловна Раскина - председатель правления благотворительной общественной организации помощи детям и подросткам «УПСАЛА»...
  • Психология цветных революций
    07.03.2017
    Психология цветных революций
    27 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге в Доме учёных им. М. Горького РАН состоялся Круглый стол: «Психология цветных революций». С основным докладом выступил канд. психол. наук, доцент А.В. Забарин. Обсуждение модерировал проф. М.М. Решетников. Участие приняли проф. О.С.Дейнека, проф. Г.С.Мельник, проф. Г.Х.Манеров, проф. И.Ф.Кефели, проф. А.И.Ватулин и другие члены Секции психологии. Приводится видеозапись встречи.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»