
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Академии педагогических наук СССР. Почетный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почетный член Венгерской академии наук.
Советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Создатель теории деятельности.
Основатель и первый декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Окончил факультет общественных наук МГУ, среди его учителей того времени Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет.
По окончании университета работал в Психологическом институте вместе с Н.А. Бернштейном, А.Р. Лурией, П.П. Блонским, Л.С. Выготским.
С конца 1931 г. — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.
В 1933-1938 гг. — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.
С 1941 г. — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1943 г. заведовал научной частью в восстановительном госпитале.
С 1947 г. - член-корреспондент, с 1950 г. - действительный член АПН РСФСР, с 1968 года — АПН СССР. В 195-0-1957 гг. - академик-секретарь Отделения психологии, в 1959-1961 гг. - вице-президент АПН.
С 1951 г. — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.
В 1966 г. основал и стал первым деканом факультета психологии МГУ.
В 1976 г. открыл на факультете лабораторию психологии восприятия, действующую по сегодняшний день.
Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Создатель теории деятельности.
С 1925 г. под руководством Л.С. Выготского работал над проблемами культурного развития памяти (книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» была издана в 1931 г.).
Один из лидеров Харьковской психологической школы. Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.
Докторская диссертация 1940 г. была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.
С 1960-х г. исследовал проблемы личности, обобщив свои идеи в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). В это же время занимался проблемами восприятия, обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл.
Основные работы:
- Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931
- Восстановление движения. — М., 1945 (соавт.)
- К вопросу о сознательности учения, 1947
- Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
- Очерк развития психики. — М., 1947
- Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3 (соавт.)
- Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
- Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950
- Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
- Проблемы развития психики. — М., 1959; 4-е изд. 1981
- О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1
- Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6
- Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (в соавт.)
- Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973
- Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977
- Воля. - 1978
- Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии, 1979, № 3
- Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии, 1986, № 4
- Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990 (соавт.)
- Лекции по общей психологии. - 2000
Награды. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Эклектику и интеграцию в психотерапии обсудили на круглом столе
- Академическая и практическая психология
- Кукла как культурный код: пеленашка VS барби
- В.В. Петухов — подвижник общей психологии
- Взаимовлияние безопасности личности и ее свойств
- Институт потенциала человека: сканирование горизонтов
- Ушел из жизни Юрий Константинович Корнилов
- Хронотоп культурно-исторической науки о деятельности
- Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности
- Интервью с В.В.Знаковым о будущем психологии
- Интервью с Т.В.Корниловой о будущем психологии
- К психотерапии депрессивных расстройств. Часть 4
- К истории концепции А.Р.Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга человека
- Отношение к смерти как маркер развития личности
- Психологические школы Москвы и Петербурга — от противостояния к дружбе
- Интервью с Т.Д.Марцинковской о будущем психологии
- Интервью с Д.А.Леонтьевым о будущем социальной психологии
- Идеи Л.Ф. Обуховой о развитии креативности детей
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- И.А. Петухова: «Спасибо тебе, родной факультет!»
- Отчуждение как социально-психологический феномен информатизации общества
- К вопросу о психологической помощи и психологической реабилитации человека в кризисной ситуации
- Категория правосознания в системе категориальных пространств сознания
- Воспоминания о профессоре В.С. Филатове и моем распределении в Ярославский госуниверситет
- Заметки об Анатолии Лактионовиче Журавлеве (к 50-летию факультета психологии ЯрГУ)
- Феномен самодетерминации: психологические истоки и современное понимание
- А.В. Суворов: Человечность науки
- Взлет и трагедия А.Н.Леонтьева: сквозь марксизм к звездам
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Как работа психологов в годы Великой Отечественной войны повлияла на развитие и судьбу отечественной психологии
- Интервью с Т.Ю. Базаровым о будущем психологии
- Интервью с А.В. Карповым о будущем психологии
- О тенденциях развития современной психологии мышления
- «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности
- Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи
- Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека
- О фальсификациях Загорского эксперимента
- Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
- Вопрошание о Психике
- Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов
- Слово о Донцове Александре Ивановиче в скорбный день
- Феномен Зейгарник и Б.В. Зейгарник как феномен
- Интервью с А.Г. Асмоловым о будущем психологии
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии
- Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
- Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
- Взаимодействие человека и мира в парадигме конфликтологии
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- Современные исследования психологического благополучия цифрового поколения
- Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций
- Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
- «Строительные леса» на здании, которое называется «психология человека»
- М.Ш. Магомед-Эминов: «Проект “ПТСР в СССР”: 35 лет спустя»
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Евгений Александрович Климов
- Культурно-деятельностная парадигма в клинической психологии
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- Изменение смысложизненных ориентаций — изменение линии жизни
- Психологические проблемы реформирования российской нации
- Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов
- Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации
- Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов
- Сознание и бессознательное в структуре когнитивного опыта
- К вопросу о современной специфике переноса внутриличностных конфликтов во внешнее поле
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- В Екатеринбурге состоялся Всероссийский форум психологов
- Сложности преподавания теории семейных систем Мюррея Боуэна
- Особенности саморегуляции состояний студентов с различным уровнем регуляторных способностей
- Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития
- Проблема психологической адаптации подростков при переходе из школы в профессиональный колледж
- Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности
- Сетевая организация как путь интеграции психологии
- Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов
- Интегративный подход и принципы психологии развития человека
- Творчество после творчества. К юбилею Д.Б.Богоявленской
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- Вклад Е.В. Шороховой в становление и развитие социальной и экономической психологии
- Иной мир, иной человек, иная психология личности
- Общие подходы к изучению личности
- Б.М. Величковский: Перспективные направления когнитивных исследований
- Движение и становление личности
- Восстановление сознания: возможности нейропсихологической оценки и реабилитации
- Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза
- Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века
- Интервью с Д.В. Ушаковым о будущем психологии
- Советская психология в условиях Великой Отечественной войны
- Интервью с С.К.Нартовой-Бочавер о будущем психологии
- Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему
- Психологические средства личностного саморазвития
- Российская психологическая наука в полиментальном мире
- Категория смысла в отечественной психологии
- Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
- Неадаптивность как неизбежность
- Эмпатические реплики в понимающей психотерапии Ф.Е.Василюка
- Образ Родины: обоснование и апробация диагностического инструментария
- Личность ученого: субъективные заметки, посвященные 90-летию Владимира Петровича Зинченко
- Ушел из жизни Борис Митрофанович Величковский
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- Двоемыслие в культуре как способ определения границ личного пространства
- О философско-лингвистических истоках понятия «смысл»
- Проблемы психологии образования обсудили на международной конференции
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Об академике А.А. Бодалеве вспоминает профессор Н.Д. Творогова
- 55 лет назад открыты факультеты психологии в МГУ и СПбГУ: как это было?
- А.Г. Асмолов: «Homo Complexus: индивидуальность в пространстве невозможного»
- Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
- Современный клиент/пациент — какой он? Кто сегодня обращается за психологической помощью?
- Психология творчества и одаренности стала темой онлайн-конференции
- Проблема деятельности в работах Е.А.Климова и А.Н.Леонтьева
- Подростки и Интернет: реакции родителей
- Вадим Петровский размышляет об иллюзии смысла
- Смысл и время. Размышлениями делится Дмитрий Леонтьев
- Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы
- Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
- Валерий Яковлевич Романов: любовь к психологии
- Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
- От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
- Алексею Николаевичу Гусеву — 65!
- Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990): служение делу
- Андрей Агафонов: «Теория для практиков должна быть эвристична»
- Культурно-исторический подход к вопросам образования
- К юбилею Бориса Алексеевича Сосновского
- М.М. Кашапов к юбилею Анатолия Викторовича Карпова
- 65 — Анатолию Викторовичу Карпову! Поздравляют друзья и коллеги
- Структурно-динамическая организация переживания субъекта
- Проблема возвращения категории «души» в научную психологию
- «Почему я так эффективен? Так у меня же образование психолога». Первые выпускники психфаков отмечают 50 лет в профессии
- «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств
- Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
- Как «делается деятель». Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- Человек — существо «напластованное», или Опять про компьютерную метафору
- Психология человека в потоке изменений: понимающая психотерапия Фёдора Василюка
- Специалисты для помощи слепоглухим должны быть во всех регионах страны
- «Теория непрактична, а практика нетеоретична» и другие проблемы психологии
- Деятельностный подход в развитии речи дошкольников младшего возраста
- О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации
- «Когда кончается проза и начинается лирика…». Интервью с К.А. Абульхановой-Славской
- Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
- Вадим Петровский: «Переживание как деятельность»
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- «Двойственность» совместной деятельности как основа становления психологических новообразований
- К юбилею В.А. Москвина
- «Гауди в психологии». Вадим Петровский о Владимире Лефевре
- Человек над ситуацией: психологический профиль Вадима Петровского
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- «Он настоящий ученый»: Диана Богоявленская о Дмитрии Леонтьеве в его юбилей
- Александр Асмолов к юбилею Дмитрия Леонтьева: «Он творчески неповторим»
- Боевые заслуги учёного: Даниил Борисович Эльконин
- Непобедимая наука во время войны. С.Л. Рубинштейн
- Деятельность А.Р. Лурии в годы Великой Отечественной войны
- Советские психологи: солдаты, ученые, созидатели мирной жизни
- Космический психолог об отборе и подготовке космонавтов
- Леонтьев Алексей Николаевич о природе потребностей человека
- 100-летний юбилей советской/постсоветской психологии
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Арт-терапия в работе с детьми
- Как не мешать развитию детской одаренности?