
Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук РСФСР и Академии педагогических наук СССР.
Иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики. Почетный член ряда зарубежных психологических обществ: британского, французского, швейцарского, испанского. Почетный доктор университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).
Патриарх российской психологии (Профессиональные итоги XX столетия, 2000).
В 1921 г. окончил Казанский университет, в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт.
В 1921-1934 гг. вел научные исследования и преподавал в Казани, Москве, Харькове.
В 1922-1930 гг. — член Русского психоаналитического общества.
В 1931-1934 гг. руководил Сектором психологии Украинской психоневрологической академии в Харькове.
С 1933 г. работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы: Медико-биологическом институте (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Московском государственном педагогическом дефектологическом институте, Научно-практическом институте специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (в 1929-1934 гг. — Экспериментальный дефектологический институт), Институте нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко.
Во время ВОВ, до конца 1944 г., руководил крупным нейрохирургическим эвакогоспиталем в Челябинской области.
С конца 1944 г. — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко.
С 1945 г. — профессор, в 1966-1977 гг. — заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
Внёс важный вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
В 1930-х гг. фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских гештальт-психологов.
А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Один из основателей нейропсихологии. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения — в годы войны Лурия и группа его сотрудников организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Основные публикации:
- Психоанализ как система монической психологии. М., 1925 (в сборнике «Психология и марксизм»)
- Речь и интеллект в развитии ребёнка. М., 1927
- Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М., 1930 (в соавт. с Л.С. Выготским)
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940
- Травматическая афазия. М., 1947
- Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948
- Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1956 (в соавт. с Ф.Я. Юдович)
- Умственно отсталый ребёнок. М., 1960
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969
- Мозг и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М., 1970
- Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966
- Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М., 1968, 2019
- Психология как историческая наука. 1971
- Основы нейропсихологии. M., 1973
- Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974
- Нейропсихология памяти. Т. 1. М., 1974; Т. 2. М., 1976
- Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976
- Язык и сознание. М., 1979
- Потерянный и возвращённый мир
- Культурные различия и интеллектуальная деятельность
- Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 2001
- Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002
- Лекции по общей психологии. СПб, 2007
- Психологическое наследие. М., 2003
Награды:
- Орден Трудового Красного Знамени за научно-практическую работу в годы войны
- лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени за труды по нейропсихологии (1967)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Академическая и практическая психология
- Институт потенциала человека: сканирование горизонтов
- Теоретическое обоснование и практические возможности реабилитационной диагностики
- Ушел из жизни Юрий Константинович Корнилов
- Хронотоп культурно-исторической науки о деятельности
- Интервью с В.В.Знаковым о будущем психологии
- К истории концепции А.Р.Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга человека
- Танцевально-двигательная терапия как метод реабилитации пациентов и особенности преподавания ТДТ
- Психологические школы Москвы и Петербурга — от противостояния к дружбе
- О судьбе некоторых понятий культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского в нейропсихологии А.Р.Лурии: логика и парадоксы изменений
- Изменение образа жизни пациента как задача психологической реабилитации
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- И.А. Петухова: «Спасибо тебе, родной факультет!»
- Анатолия Лактионовича Журавлева поздравляют коллеги!
- Заметки об Анатолии Лактионовиче Журавлеве (к 50-летию факультета психологии ЯрГУ)
- Взлет и трагедия А.Н.Леонтьева: сквозь марксизм к звездам
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Влияние порядка рождения детей на состояние функций переработки информации разных модальностей
- Как работа психологов в годы Великой Отечественной войны повлияла на развитие и судьбу отечественной психологии
- Общее понятие психомоторики человека в контексте нормы и патологии развития
- Поздравляем Мухамеда Каншобиевича Кабардова с юбилеем!
- Депрессии позднего возраста: клинико-психологические аспекты исследований
- Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
- Феномен Зейгарник и Б.В. Зейгарник как феномен
- А.В. Цветков о нейропсихологии, памяти и внимании
- Из России — с любовью. К истории российской психодрамы
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Анохин Петр Кузьмич: данные биографии #1
- Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
- Проблема одаренности в нейропсихологии
- Культурно-деятельностная парадигма в клинической психологии
- Миры вероятностного прогнозирования И.М.Фейгенберга объединили медицину, биологию, психологию и педагогику
- Звездная плеяда юбилеев в российской психологии 2022 года
- О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
- Культурно-историческую психологию и цифровизацию социальных практик обсудили на международном конгрессе
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Структура интеллекта детей с РАС и детей с легкой степенью умственной отсталости
- Международная студенческая олимпиада по клинической психологии
- Качественные методы в изучении культурной детерминации совладания: проблемы и перспективы
- Итоги Всероссийского форума психологов в Екатеринбурге
- К вопросу о современной специфике переноса внутриличностных конфликтов во внешнее поле
- В Екатеринбурге состоялся Всероссийский форум психологов
- Памяти Леонида Федоровича Чупрова
- Вадим Петровский о будущем психологии
- Интегративный подход и принципы психологии развития человека
- Креативность и ложь в детском возрасте
- Б.М. Величковский: Перспективные направления когнитивных исследований
- 16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
- Восстановление сознания: возможности нейропсихологической оценки и реабилитации
- Задачи психологической помощи семье с больным ребенком
- Майнд-фитнес как технология развития когнитивных способностей
- Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века
- Советская психология в условиях Великой Отечественной войны
- Использование диагностического инструментария психолога в системе дошкольного образования
- Концепция Н.А.Бернштейна и профилактика нарушений нейропсихологического развития
- Категория смысла в отечественной психологии
- Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
- Эмпатические реплики в понимающей психотерапии Ф.Е.Василюка
- Психосоматический симптом в практике психолога
- Памяти Людмилы Денисовны Деминой
- Восстановительное обучение в структуре комплексной психологической реабилитации
- Памяти Бориса Митрофановича Величковского
- Ушел из жизни Борис Митрофанович Величковский
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- Поздравляем Виктора Михайловича Аллахвердова!
- Проблемы психологии образования обсудили на международной конференции
- Об академике А.А. Бодалеве вспоминает профессор Н.Д. Творогова
- 55 лет назад открыты факультеты психологии в МГУ и СПбГУ: как это было?
- Качественный анализ в психологии: наука или искусство?
- Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
- Способ прикладной психодиагностики, реализованный посредством технологий виртуальной реальности
- Мир как живое движение: структурная физиология
- Российская психология и российская психотерапия: единство и борьба противоположностей
- Поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на лечении в медицинских стационарах
- Нейропсихология и школа
- Татьяне Васильевне Ахутиной — многая лета!
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна)
- Непрерывное образование в контексте культуры
- Алексею Николаевичу Гусеву — 65!
- Культурные практики: от свободного танца к свободному действию
- Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990): служение делу
- К юбилею Бориса Алексеевича Сосновского
- «Почему я так эффективен? Так у меня же образование психолога». Первые выпускники психфаков отмечают 50 лет в профессии
- «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств
- Нейропсихологическая коррекция внимания ребенка с синдромом Дауна: анализ случая
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
- Ирина Дубровина: «Слово стоит в начале культуры…»
- Как «делается деятель». Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся
- Психология человека в потоке изменений: понимающая психотерапия Фёдора Василюка
- Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в клинической психологии
- «Когда кончается проза и начинается лирика…». Интервью с К.А. Абульхановой-Славской
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- К юбилею В.А. Москвина
- Человек над ситуацией: психологический профиль Вадима Петровского
- Вадим Артурович Петровский отвечает на поздравления с 70-летием
- Духовная сила нейрографики
- Александр Асмолов к юбилею Дмитрия Леонтьева: «Он творчески неповторим»
- Маленькая книжка о большой памяти. A.P. Лурия
- Непобедимая наука во время войны. С.Л. Рубинштейн
- Деятельность А.Р. Лурии в годы Великой Отечественной войны
- EdCrunch 2019 засядет в мыслях надолго
- Основатель нейропсихологии Александр Лурия
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- К 100-летию Натана Семеновича Лейтеса
- «Воспоминания о моём отце» Г.Л. Выгодская
- Детская клиническая психология: история и современное состояние
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Профессиональные итоги XX столетия: в 2000 году решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российской психологии»