
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент АПН СССР.
Заведующий лабораторией Института психологии АПН СССР.
В 1924 г. по командировке Наркомпроса УССР поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского института социального воспитания (впоследствии объединённого с Ленинградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена), в 1927 г. окончил педологическое отделение педагогического факультета ЛГПИ.
В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников, в 1962 г. - докторскую диссертацию.
До поступления в институт работал делопроизводителем военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.
После окончания ЛГПИ работал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги.
С 1929 г. работал на кафедре педологии ЛГПИ.
С 1937 г., после упразднения педологических структур, работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера.
Участник ВОВ. После окончания войны получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии.
Заседание комиссии, посвящённое «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 года, но было отложено, а затем отменено, Д.Б. Эльконин был уволен в запас.
С 1953 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО), заведовал несколькими лабораториями.
Преподавал на факультете психологии МГУ.
В 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР.
Автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Основным вкладом Д.Б. Эльконина в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».
Д.Б. Эльконин опубликовал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой. Занимался проблемами психологического развития детей в разном возрасте, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, развития речи и обучения чтению.
Несколько статей Д.Б. Эльконина были посвящены анализу взглядов Л.С. Выготского. Положение о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер, означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т. д.
Д.Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребёнок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Также Эльконин считал ребёнка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребёнок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.
Работы Д.Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности.
Разработал периодизацию, в которой выделил две стороны в деятельности: познавательную и мотивационную; эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.
Основные публикации:
- Учение об условных рефлексах. М., Л., 1930
- Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938
- Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940 (опубликовано в 1998)
- Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946
- Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948
- Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951
- Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951
- Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956
- Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957
- Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958
- Детская психология. М., 1960
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1962
- Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964
- Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965
- Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967
- Психология обучения младшего школьника. М., 1974
- Как учить детей читать. М., 1976
- Психология игры. М., 1978
Награды:
- орден Отечественной войны II степени
- орден Красной Звезды
- медаль «За боевые заслуги»
- медаль «За оборону Ленинграда»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Идеи Л.Ф. Обуховой о развитии креативности детей
- Памяти Владимира Владимировича Умрихина
- И.А. Петухова: «Спасибо тебе, родной факультет!»
- Особенности взаимоотношений в семьях подростков с личностной беспомощностью различного типа
- Проблема перехода между уровнями образования
- В.И. Моросанова: Саморегуляция как ресурс достижения целей в условиях цифровизации образования
- Анализ конфликтного поведения героев литературных произведений как средство развития рефлексивности детей младшего школьного возраста
- Заметки об Анатолии Лактионовиче Журавлеве (к 50-летию факультета психологии ЯрГУ)
- Психологический аспект феномена «личностные результаты образования»
- Спектр трудных жизненных ситуаций и стилей их преодоления подростками из семей мигрантов
- Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека
- Интервью с А.Н.Поддьяковым о будущем психологии
- Вопрошание о Психике
- Феномен Зейгарник и Б.В. Зейгарник как феномен
- Стратегия самоизменения в процессе преодоления экстремальных спортивных ситуаций
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии
- Вклад В.С. Мерлина в развитие отечественной конфликтологии (из опыта восстановительной терапии военноослепших)
- Закономерности возрастного развития: критический анализ концепций
- Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Евгений Александрович Климов
- Ушла из жизни Татьяна Александровна Нежнова
- Формирование осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности: методические рекомендации
- Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- «Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования
- Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- Возможность проектирования задач, определяющих зону ближайшего развития дошкольников
- «Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации
- Соотношение типа действия планирования и стилевых особенностей мышления
- Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития
- Безопасное развитие раннего детства
- Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития
- Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии
- Детские тайные языки: языковая безопасность в детском сообществе
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Даниил Борисович Эльконин
- Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века
- Поздравляем с Днем Победы!
- Использование диагностического инструментария психолога в системе дошкольного образования
- Опубликована программа «Давыдовских чтений»
- Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
- Памяти Галины Николаевны Кудиной
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Игра как способ формирования отношений незрячих детей со сверстниками
- Проблема деятельности в работах Е.А.Климова и А.Н.Леонтьева
- Подростки и Интернет: реакции родителей
- Поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на лечении в медицинских стационарах
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна)
- Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
- Культурно-исторический подход к вопросам образования
- Поздравляем с Днем Победы!
- Проблема возвращения категории «души» в научную психологию
- Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем — к Судьбам
- Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса
- Как «делается деятель». Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся
- Николай Поддьяков — Последний Могиканин школы Запорожца, рыцарь детства
- Специалисты для помощи слепоглухим должны быть во всех регионах страны
- Деятельностный подход в развитии речи дошкольников младшего возраста
- О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- «Двойственность» совместной деятельности как основа становления психологических новообразований
- К юбилею В.А. Москвина
- Боевые заслуги учёного: Даниил Борисович Эльконин
- Советские психологи: солдаты, ученые, созидатели мирной жизни
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Арт-терапия в работе с детьми
Воспоминания
Год вероятно 1980-1982. Конференция АПН в Москве по детству - что нас к педагогам занесло, бог весть. Даниил Борисович со своей львиной гривой и порыкивающим голосом в президиуме. Доклады типа "Методика воспитания дружбы у школьников с помощью магнитов": насыпать на лист две кучки металлических опилок и водить под листом магнитом так, чтобы опилки сходились - это дружба, которую дети должны изобразить (обняться или как ещё), и расходились - вражда, изобразить, потом наоборот - сначала разыгрывание и потом изображение магнитами-опилками. После этого шедевра мы с моим питерским коллегой отправились на Арбат пить пиво, появились только назавтра к своим докладам, сделали их как раз под конец конфцеренции. Восторга на лице Д.Б. не было - он, скорее, даже сердился. Потом, в заключении сказал: "Если дать вам в руки живого ребёнка, кто-нибудь знает, что с ним делать?". Повисла тишина. Он после паузы рыкнул: "Ну!?" - опять тишина. Он, мотнув головой в нашу сторону: "А эти знают!"
16.02.202220:56:20