• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 — 7 октября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

6 — 7 октября
Санкт-Петербург, online

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
Талызина Нина Федоровна, 28.12.1923 - 06.01.2018

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Патриарх российской психологии (2013).

Ведущий научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель лаборатории педагогической психологии и Центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ.

Председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «педагогическая и возрастная психология», член специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности «теория и история педагогики» при факультете психологии МГУ.

Член редсовета «Национального психологического журнала».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2014-2017) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2003).

В 1942 г. закончила Ярославское педучилище, в 1946 г. - физико-математический факультет Ярославского педагогического института, в 1950 г. - аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР.

В 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач», в 1970 г. - докторскую диссертацию на тему «Управление процессом усвоения знаний». 

Во время обучения в аспирантуре работала в научной лаборатории психологии обучения  НИИ психологии АПН СССР.

С 1950 г. преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики отделения психологии философского факультета, а затем факультета психологии МГУ (1963-1995). С 1966 г. руководитель лаборатории педагогической психологии, с 1989 г. руководитель Центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ.

В 1971 г. была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук, в 1989 г. - действительным членом АПН СССР, в 1992 г. - действительным членом Российской академии образования.

Область научной деятельности:

  • педагогическая психология.

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Деятельностный подход в психологии
  • Деятельностная теория учения
  • Психологическая диагностика интеллекта
  • Зарубежные теории учения

Н.Ф. Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг. Н.Ф. Талызина ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Нина Федоровна Талызина одна из первых сподвижников Петра Яковлевича Гальперина, на протяжении всей своей жизни много сделала для внедрения в практику и распространению его теории по всему миру. Ниже приводится текст из ее книги. Вслед за Гальпериным она рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся назвать учением, — пишет П.Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества» (Гальперин, 1965б, с. 15). Усвоение новых знаний и умений может происходить не только в учебном процессе, но и в других видах деятельности: игре, труде. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она специально организована для усвоения социального опыта, в этом состоит ее цель. В других же случаях усвоение новых знаний и умений происходит как бы параллельно с реализацией совсем других целей.

Усвоение в условиях определенной организации этого процесса или другим человеком (учителем), или с помощью специально разработанной для этого программы (программированное обучение) называется учением. Учение таким образом имеет два отличительных признака: а) процесс усвоения выступает как основной, направленный на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование имеющихся; б) этот процесс происходит в специально организованных условиях. Учение, как и другие виды усвоения, имеет активную природу: совершается через те или иные действия (деятельность) субъекта усвоения; в случае учения - учащегося, обучаемого. В силу этого учение в психологии рассматривается как один из основных видов человеческой деятельности. Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.Анализ учения должен начинаться с выделения деятельности, которую необходимо выполнить обучаемым, чтобы решить поставленную перед ними задачу, затем необходимо идти к выделению слагающих ее действий, а затем - к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них. Таким образом, центральным звеном этой теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. На уровне действия мы и будем вести анализ данной теории. Учение как деятельность учащегося включает в себя несколько видов действий. Эти действия могут быть расклассифицированы по разным основаниям. Если поделить их по месту и функциям в деятельности, то одни займут место предмета усвоения (они усваиваются учащимися), другие окажутся средствами усвоения (с их помощью учащийся усваивает первую группу действий). При этом следует отметить, что действия, входящие в группу средств усвоения, ранее должны были быть предметами усвоения, т.е. входили в первую группу действий.Если подойти к действиям, слагающим деятельность учения, со стороны их содержания, то их можно поделить на две группы: 1) общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического мышления и др.). Эти действия не зависимы от особенностей того или иного предмета; 2) специфические; они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова, действия, необходимые для геометрических преобразований и др.).

Для нашего поколения Нина Федоровна служит примером не только преданного науке ученого, но и человека с активной гражданской позицией.

Основные публикации: более 400 работ, около 100 из них изданы на 16-ти языках за рубежом

  • Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969;
  • Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т.В. Габай). М., 1977;
  • Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980;
  • Управление процессом усвоения знаний. (Психологические основы). М., 1975, 1984;
  • Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю.В. Карповым). М., 1987;
  • Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). Саратов, 1987.
  • Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С.В.Кривцевой, Е.А.Мухаматулиной). М., 1991;
  • Формирование приемов математического мышления (Ред. и соавт.). М., 1995;
  • Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 1998.

проф. Д.Б. Богоявленская

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

По итогам 2014 года решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российский психологии»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
19 августа 2022 , пятница

В этот день

Скоро

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 — 7 октября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

6 — 7 октября
Санкт-Петербург, online

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
19 августа 2022 , пятница

В этот день

Евгений Юрьевич Пономарев празднует юбилей! Поздравить!

Наталья Михайловна Кий празднует день рождения! Поздравить!

Елена Альфредовна Пиотровская празднует день рождения! Поздравить!

Анастасия Владимировна Томилова празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 — 7 октября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»

6 — 7 октября
Санкт-Петербург, online

V Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь