Скоро

12 — 14 февраля
Санкт-Петербург

IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь
Теплов Борис Михайлович, 20.10.1896 - 28.09.1965

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Действительный член (академик) АПН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Руководитель лаборатории психофизиологии индивидуальных различий НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1914 году поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. На втором курсе начал посещать «психологический практикум» Психологического института при Московском университете, которым руководил Г.И. Челпанов.

В 1916 году был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания войны, участвовал в боевых действиях. После октября 1917 года был избран на одну из командных должностей своего полка. К концу года демобилизован.

С января 1918 года служил в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете.

В феврале 1919 года был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году (и в том же 1921 г. окончил университет). Был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки.

В 1921-1933 годах работал в различных научных учреждениях Красной армии. В 1933 году был уволен в резерв РККА.

С 1929 года работал в Психологическом институте при Московском университете (затем Институт общей и педагогической психологии АПН СССР и Психологический институт РАО). Руководил исследованиями по заданиям Высшего технического управления РККА. В 1933-1935 и 1945-1952 годах - заместитель директора. С 1952 года возглавлял лабораторию психофизиологии индивидуальных различий.

В 1935-1941 годах заведовал кафедрой психологии Института повышения квалификации музыкантов-педагогов.

В 1940 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психология музыкальных способностей».

В начале Великой Отечественной войны Б.М. Теплов вступил в народное ополчение, но вскоре его откомандировали обратно в институт.

С 1941 года работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: профессор, в 1949-1951 годах - заведующий кафедрой психологии философского факультета. Разработал и читал курс лекций «История психологии».

С 1941 года также заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук при ЦК КПСС.

В 1958-1965 годах - главный редактор журнала «Вопросы психологии».

Основатель школы дифференциальной психологии. Изучал врождённые задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Занимался проблемой индивидуально-психологических различий, особое внимание он уделял вопросам способностей и одаренности, их развития, структуры, природных предпосылок, разнообразия проявлений, понимая под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

В 1920-х годах занимался вопросами военной маскировки, стал одним из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Считал необходимым поиск научных решений проблем маскировки, в связи с чем начал заниматься исследованием некоторых экспериментальных законов восприятия и ощущений. Поскольку между раздражителями и вызываемыми ими ощущениями существует сложная связь, Б.М. Теплов предлагал использовать при решении задач военной маскировки не только свойства раздражителей, но и психофизиологические закономерности отражения их органами чувств.Выявил некоторые закономерности трансформации цвета на расстоянии, как, например, неотличаемость красного цвета от оранжевого, посветление желтого цвета, потемнение синего и фиолетового, относительная устойчивость зеленого цвета.

Основные направления работы Б.М. Теплова в Психологическом институте при МГУ включали проблему взаимодействия ощущений, а также изучение пространственного смешения цветов, порогов насыщенности, действия различных световых раздражителей.

После 1933 г. занимался психологическими аспектами музыкальности. Изучал слуховые ощущения и восприятия, анализировал музыкальный слух и музыкальные переживания. В течение ряда лет читал курс лекций по психологии для преподавателей музыки.

Исследуя музыкальные способности, пришел к выводу, что музыкальность свойственна всем людям, но у разных людей музыкальные способности неодинаковы, а для успешной реализации музыкальной деятельности важны не только собственно музыкальные данные, но и многие другие, одинаково важные и для других видов деятельности. Предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Описал феномен музыкальности как единство эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей.

Сформулировал гипотезу о наличии общих и частных способностей. Общие способности существуют внутри частных и неразрывно связаны с ними, их можно найти как неизменную величину в разных видах деятельности, именно наличие у одного человека общих компонентов одаренности, важных для успешного выполнения разных видов деятельности, и дает разносторонне одаренных людей. Большое внимание уделял вопросу о природе способностей и о роли врожденных особенностей. Отмечал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок и подвергал критике идеи о предопределенности индивидуальных способностей. Считал, что биологические задатки — это только предпосылки развития, они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями. По мнению Б.М. Теплова, способности всегда являются результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития.

Разрабатывая целостную концепцию индивидуальности, Б.М. Теплов собрал обширнейший материал о жизни великих русских композиторов. Их биографии, воспоминания и творчество были проанализированы с разных точек зрения: 1) характера самих музыкальных способностей; 2) их органической связи с общей одаренностью; 3) взаимообусловленности способностей и личностных качеств; 4) соотношения общих и специальных способностей с задатками.

Этот способ многостороннего анализа был распространен затем на описание ума и воли выдающихся полководцев (по военно-историческим материалам). Анализ материалов о выдающихся полководцах позволил обнаружить своеобразную диалектику умственных способностей, а именно необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, осторожности и смелости, гибкости и устойчивости. Теплов подробно раскрывает такие умственные черты, как «схватывание» целого при одновременном внимании к деталям, способность находить быстрое решение, умение предвидеть и др. Было выявлено также значение знаний, образованности для роста способностей.Умственные свойства были раскрытыв тесной связи с другими сторонами личности, прежде всего с волей. Теплов показал, что одаренность полководца не может быть понята только как проявление интеллекта, она заключается в единстве интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов.

В начале 1950-х годов (после «павловской сессии» 1950 года) занимался изучением свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуальных психологических различий, став основоположником нового научного направления в отечественной науке - дифференциальной психофизиологии, или психофизиологии индивидуальных различий. Одно из важнейших положений этой теории - единство природного и социального в индивидуальности.

Теплов провел глубокий теоретический анализ проблемы метода в изучении основных свойств нервной системы человека. Одним из важнейших вопросов считал вопрос об относительной роли в изучении свойств нервной системы экспериментальных и «жизненных» показателей. Вторым моментом был вопрос о роли в изучении свойств нервной системы «произвольных» и «непроизвольных» методик, в отличие от сложившегося мнения, он считал, что именно использование «непроизвольных» методик позволит получить наиболее точные данные о свойствах нервной системы человека.

Сформулировал гипотезу об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом ее работоспособности и ее чувствительностью. Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности. В этой гипотезе проявилась основная идея всех теорий Теплова: различия в способностях не означают различия в степени совершенства нервной системы, а лишь говорят о различии ее возможностей.

Вместе с В.Д. Небылицыным внедрил в дифференциальную психофизиологию математические методы.

Основные публикации:

  • Психология: Учебник для сред. школы / Б.М. Теплов. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1946.; 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1948. - 192 с.; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Учпедгиз, 1949. - 216 с.; 4-е изд. - М.: Учпедгиз, 1950. - 216 с.; 5-е изд., испр. и доп. - М.: Учпедгиз, 1951. - 264 с.; 6-е изд., испр. - М.: Учпедгиз, 1952. - 253 с.; 7-е изд. - М.: Учпедгиз, 1953. - 256 с.; 8-е изд. - М.: Учпедгиз, 1954. - 256 с.; Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. - М.: Концептуал, 2019, 2020. - 255 с.
  • Проблемы индивидуальных различий: Избранные работы / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
  • Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б.М. Теплов. - М., 1962. - 40 с.
  • Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2004. - 440 с.
  • Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927 г.): К 100-летию Психологического ин-та имени Л.Г. Щукиной (1914-2014) / Б.М. Теплов. - М.: Твердислов, 2006. - 166 с.
  • Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения: Доклады VII Междунар. конгресс антропол. и этногр. наук. (Москва, авг. 1964 г.) / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 1964. - 10 с.
  • Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985.
  • Психологические тесты для взрослых по Эдварду Торндайку в обработке Б.М. Теплова, П.А. Шеварева и А.А. Смирнова. Часть I.
  • Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. - Воронеж, 1998, 2003, 2009. - 638 с.
  • Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.; М.: Наука, 2003. - 377 с.
  • Маскировка на Западе: сборник инструкций и документов за период 1915-1920 гг. / под ред. и с предисл. Б. Теплова. - М.: Высший военный редакционный совет, 1924. - 179 с.
  • Ум полководца / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1990. - 203 с.
  • Об объективном методе в психологии / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 47 с.
  • Советская психологическая наука за 30 лет: Стенограмма публичной лекции, прочит. 13-го окт. 1947 г. в Доме союзов в Москве / Б.М. Теплов. - М.: Правда, 1947. - 32 с.
  • Вопросы психологии труда и искусства: Труды Института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов, Н.Н. Волков. - М., 1950. - 236 с.
  • Вопросы психологии речи и мышления: Труды Института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов, А.Н. Соколов. - М., 1954. - 192 с.
  • Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем: Сборник статей / Под ред. Б.М. Теплова, К.М. Гуревича. - М.: Просвещение, 1966. - 219 с.
  • Философские вопросы учения о высшей нервной деятельности: Сборник статей / Под ред. Б.М. Теплова. - М., 1954. - 276 с.
  • Вопросы психологии восприятия и мышления: Труды Института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов. - М. - Л., 1948. - 203 с.

Награды:

  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль имени К.Д. Ушинского
  • медаль «За оборону Москвы»

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


31 января 2023 , вторник

В этот день

Элина Викторовна Беляева празднует юбилей! Поздравить!

Наталия Владимировна Инина празднует день рождения! Поздравить!

Юлия Николаевна Бабина празднует день рождения! Поздравить!

Сергей Ефимович Падве празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

12 — 14 февраля
Санкт-Петербург

IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь
31 января 2023 , вторник

В этот день

Элина Викторовна Беляева празднует юбилей! Поздравить!

Наталия Владимировна Инина празднует день рождения! Поздравить!

Юлия Николаевна Бабина празднует день рождения! Поздравить!

Сергей Ефимович Падве празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

12 — 14 февраля
Санкт-Петербург

IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь