16+
Выходит с 1995 года
25 апреля 2024
Л.Н. Собчик о тестировании для предупреждения трагедий в школах

После трагедии в Керчи доктор психологических наук Людмила Николаевна Собчик призвала коллег проводить скрининговые исследования, чтобы вовремя выявить детей, склонных к проявлению агрессии:

Дорогие мои психологи! Послушайте и откликнитесь: проблема с детьми, склонными как к брутальной агрессии, так и к суициду, в значительной степени решаема, если проводить скрининговые исследования, то есть, обследовать деток всех или большинство из них с помощью проверенных опытом методик. Это и небольшие по объему опросники (Индивидуально-типологический детский тест ИТО), Вербальный фрустрационный тест ВФТ, и проективные тесты Метод цветовых выборов МЦВ, Метод портретных выборов МПВ, Рисованный перцептивный тест РАТ в виде картинок. Они просты в применении, можно представить некоторые из них в виде игрового контакта. Но как много мы узнаем при этом! Сколько поводов поговорить с некоторыми из деток, которые часто из-за недостатка в любви и внимания впадают в отчаяние и в этот момент способны непродуманные агрессивные реакции или, напротив, на аутоагрессию (суицид).

Вот пример из недавней практики: мальчик 14 лет. При использовании простейшей методики ИТДО обнаружилась выраженнейшая интроверсия + агрессивность. И ни одного балла по другим показателям, которые бы показали на стремление к контактам, к теплым отношениям с кем-либо, к другим интересам, кроме сосредоточенности на отрицательном отношении к окружающим людям. Высшая степень мизантропии. В поэзии начала 19-го века мне встретились такие стихи: «Я ненавижу человечество и от него бегу спеша. Мое единое отечество моя пустынная душа».

Но душа ребенка еще так пластична! Вниманием и теплом ее можно согреть и повернуть к человечеству лицом. И усилия психолога в этом направлении, несомненно, дадут хоть какой-то результат, но в первую очередь помогут предупредить роковые последствия таких настроений. Так почему же вы, психологи, особенно школьные, равнодушны к моим призывам? Возьмите эти методики, попробуйте их эффективность на практике. Нужно же что-то делать? Или обозвать опрометчивые действия отчаявшихся подростков терроризмом, экстремизмом, и пытаться (как всегда) предупреждать их репрессиями и запретами? Пишите мне на мою почту luniso@yandex.ru и мы вместе поможем и детям, и нам всем.
 

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Психологи о статистике и предотвращении суицидов в России
    02.12.2019
    Психологи о статистике и предотвращении суицидов в России
    О профилактике самоубийств в России, перспективах создания системы психотерапевтической помощи детям и подросткам рассказали президент Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации Владимир Курпатов, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии НМИЦ психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Татьяна Караваева, ректор ВЕИП Михаил Решетников, главный психотерапевт Минздрава Республики Башкортостан Ильгиз Тимербулатов, главный специалист по медицинской психологии Минздрава Республики Башкортостан Ирина Хох...
  • Д.В. Ковпак о трагедии в Керчи: «Запугивание не предотвратит расстрелы в школах»
    19.10.2018
    Д.В. Ковпак о трагедии в Керчи: «Запугивание не предотвратит расстрелы в школах»
    Студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков расстрелял учащихся и педагогов, устроил взрыв и после этого покончил с собой. О том, как общество может конструктивно отреагировать на случившееся «Психологической газете» рассказал кандидат медицинских наук, доцент Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Дмитрий Викторович Ковпак...
  • Видеть направление роста: Валерий Мельников о диагностике развития группы
    05.08.2020
    Видеть направление роста: Валерий Мельников о диагностике развития группы
    Травля, вымогательство, избиения — неполный список происшествий, которые творятся в коллективе, где вместо норм морали действует право сильного. Методика «Вектор», разработанная Валерием Мельниковым, помогает группе увидеть направление для развития…
  • Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
    07.11.2018
    Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
    Круглый стол предназначен для объединения психологов образования с целью оказания профессиональной консультативно-методической помощи в сложных нестабильных социальных ситуациях, создание общего поддерживающего пространства; обсуждения проблем, возникающих в обществе в связи с критическими, непредсказуемыми аффективно-агрессивными чрезвычайными ситуациями, а также показать стратегии действия психолога образования...
  • Психотравмирующие факторы в школьном возрасте: постдидактическое стрессовое расстройство
    15.03.2023
    Психотравмирующие факторы в школьном возрасте: постдидактическое стрессовое расстройство
    Относительно объективным показателем нарушения адекватной дидактической деятельности можно считать количество эпизодов демонстрации девиантного поведения в единицу времени, поделенное на количество членов школьного коллектива.
  • Экранное насилие и психопатология: не пора ли прозреть?
    26.12.2022
    Экранное насилие и психопатология: не пора ли прозреть?
    В.Е. Семенов: в суровое, требующее особенной ответственности и здравомыслия время, наступившее после 24 февраля, психопатологическая чернушная тематика продолжает демонстрироваться на нашем телевидении.
  • Структура интеллекта детей с РАС и детей с легкой степенью умственной отсталости
    19.10.2022
    Структура интеллекта детей с РАС и детей с легкой степенью умственной отсталости
    Дети с РАС «выигрывают» в исполнении тех психических функций, которые требуют оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса, но ожидаемо «проигрывают» в случаях, требующих моделирования поведения в социальных ситуациях и учета житейского опыта.
  • Психологи помогают пострадавшим в Ижевске
    28.09.2022
    Психологи помогают пострадавшим в Ижевске
    В Ижевск для оказания помощи пострадавшим при стрельбе в школе направлены группы психологов МЧС России и МГППУ. Для работы с родственниками погибших и пострадавших на базе ГУ МЧС России по республике Удмуртия работает телефон «горячей линии» 8(3412) 51-45-50
  • Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
    21.09.2021
    Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
    «Предложения психологического сообщества по профилактике преступлений с использованием огнестрельного и другого оружия в учебных заведениях» обсуждены на 15-м Санкт-Петербургском Саммите психологов по инициативе канд. пед. наук Натальи Михайловны Кий...
  • Трагедия в Перми: проблемы психологической экспертизы для получения оружия
    20.09.2021
    Трагедия в Перми: проблемы психологической экспертизы для получения оружия
    Особенности психологического тестировании для получения «справки на оружие» комментируют клинические психологи Татьяна Горячева, Наталья Белопольская, Владимир Крупин и психиатр Анна Портнова.
  • Нейропсихология и школа
    15.08.2021
    Нейропсихология и школа
    В современной детской коррекционной нейропсихологии разработана система помощи детям, которая включает три звена: нейропсихологическую тестовую диагностику, методы «следящей диагностики» и методы коррекционной работы...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»