16+
Выходит с 1995 года
5 ноября 2024

Кто есть кто

Светлана Николаевна Сорокоумова

Светлана Николаевна Сорокоумова

Нижний Новгород

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор РАО.

Старший научный сотрудник Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых сил Российской Федерации». Профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии Российского государственного социального университета. Профессор кафедры специальной педагогики и психологии факультета психологии и педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Профессор кафедры истории, философии, педагогики и психологии общетехнического факультета Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации Академии ФСИН России.

Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии. Член президиума Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому направлению.

Член редсовета журнала «Вестник Мининского университета», член редколлегии журнала «Russian Journal of Education and Psychology».

В 2001 г. окончила психолого-педагогический факультет Нижегородского государственного педагогического университета.

В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений», в 2011 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

В 2024 г. избрана членом-корреспондентом Российской академии образования.

Заведовала кафедрой психологии и реабилитационных технологий Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии.

Преподавала на кафедре менеджмента и государственного управления Института экономики и предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, на кафедре социологии и психологии Нижегородского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, на кафедре истории, философии, педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (профессор).

Входила в состав диссертационного совета при НГПУ им. К. Минина в качестве заместителя председателя совета.

Основные научные интересы:

  • психологическое сопровождение субъектов образования
  • психология личностного и профессионального развития
  • инклюзивное образование
  • психология экстремальных ситуаций
  • конфликтология
  • организационная психология
  • управление персоналом

Исследовательские проекты:

  • Конкурс Ф-168 «Разработка содержания и психолого-педагогических технологий образования детей старшего дошкольного возраста» (2006-2012)
  • Программа «Успех»: Особенности психолого-педагогической работы (2011-2014)
  • Проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», направление подготовки – Специальное (дефектологическое образование), предполагающее академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (2014)

Читает курсы:

  • Психология творчества
  • Психология
  • Психологическая служба в системе образования
  • Коррекционная педагогика и специальная психология
  • Дефектология
  • Основы экстренной психологической помощи
  • Клиническая психология детей и подростков
  • История и методология медицинской психологии
  • Проектирование и экспертиза психологических технологий в системе нейрореабилитации
  • Коррекционная психология
  • Психологическое изучение лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах

Автор более 230 работ, в том числе

  • Информационно-консультативные материалы для педагогов и психологов образовательных учреждений по проблеме формирования конструктивных детско-родительских отношений / С.Н. Сорокоумова, Л.В. Филиппова, М.А. Замураева. – М.: РАО; Н. Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2007. – 119 с.
  • Формирование сотрудничества у дошкольников с проблемным и нормальным психическим развитием в инклюзивном образовании / С.Н. Сорокоумова. – М.: МПСИ; Н. Новгород: Пламя, 2011. – 320 с.
  • Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста: монография / И.Ю. Левченко, С.Н. Сорокоумова. - Нижний Новгород: РАНХиГС, 2012. - 117 с.
  • Развитие духовно-нравственного сознания будущих специалистов социономического профиля: монография / В.П. Исаев, С.Н. Сорокоумова. - Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. - 159 с.
  • Развитие коммуникативных компетенций у студентов - будущих педагогов: монография / Р.П. Николаевский, С.Н. Сорокоумова. - Нижний Новгород: Нижегородский ин-т упр. - филиал РАНХиГС, 2013. - 92 с.
  • Инклюзивное образование: учебное пособие / С.Н. Сорокоумова. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 203 с.
  • Профилактика девиантного поведения у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / С.Н. Сорокоумова, С.О. Ларионова. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. - 272 с.
  • Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования: учебное пособие / В.А. Малинин, Т.Г. Мухина, Ф.В. Повшедная, С.Н. Сорокоумова. - Нижний Новгород, 2016. - 90 с.
  • Психологические особенности и коррекция эмоционально-личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников в условиях образовательной инклюзии: монография / О.В. Суворова и др. - Нижний Новгород: ФНКЦ РР, 2018. - 269 с.
  • Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров: монография / А.А. Лаптев, С.Н. Сорокоумова. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. - 158 с.
  • Киберустойчивость личности обучающихся высшего профессионального образования: теоретические, прикладные и практические аспекты : монография / Симакова Т.А., Сорокоумова С.Н. - Рязань: Коняхин А.В. (Book Jet), 2021. - 169 с.
  • Формирование антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России: монография / В.В. Сундукова, И.С. Ганишина, С.Н. Сорокоумова. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 167 с.
  • Профессиональная ответственность будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации: стратегия и тактика подготовки : монография / И.В. Шаповалов, С.Н. Сорокоумова, Ю.В. Стебайлов. - Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2022. - 89 с.
  • Психологическое здоровье будущего педагога: монография / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, С.Н. Сорокоумова. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2022. - 174 с.
  • Формирование позитивного самоотношения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных / Вэтра А.В., Ганишина И.С., Сорокоумова С.Н. - Ульяновск: Зебра, 2022. - 166 с.
  • Развитие речеязыковых и двигательных процессов у детей с нарушениями речи: монография / Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва, С.Н. Сорокоумова. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ им. К. Минина, 2023. - 110 с.

Награды:

  • Премия Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую инновационную разработку «Дополнительная программа профессиональной переподготовки работников образовательных и иных организаций «Логопедия во всех сферах жизни человека» (2023)
  • Медаль «За личный вклад в развитие дефектологии» (2017)
  • Почетная грамота Нижегородской области за подготовку научных и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и науки, развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки (2015)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»