16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Игорь Семенович Кон

Игорь Семенович Кон

21.05.1928 - 27.04.2011

Кандидат исторических и философских наук, доктор философских наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почётный профессор Корнеллского университета и Университета Суррея.

Социолог, психолог, антрополог, философ, сексолог. Один из основателей современной российской социологии. Популяризатор науки и просветитель.

Главный научный сотрудник Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН/ Профессор кафедры демографии Института демографии НИУ ВШЭ.

Член Международной социологической ассоциации, Международной академии сексологических исследований, Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, Германского общества сексологических исследований.

Член редакционных советов журналов «Человек», «Гендерные исследования», «Андрология и генитальная хирургия», Archives of Sexual Behavior, Zeitschrift fur Sexualforschung, Journal of Homosexuality*, Journal of the History of Sexuality, Childhood, Current Sociology, Sexualities, Men and Masculinities.

Окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, затем две аспирантуры, по новой истории и по философии.

В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Джон Мильтон — идеолог английской буржуазии XVII века», в 1959 г. - докторскую диссертацию на тему «Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли».

В 1950-1952 гг. преподавал в Вологодском педагогическом институте и читал лекции в системе партийного просвещения.

В 1953-1956 гг. работал в Ленинградском химико-фармацевтическом институте.

В 1956-1967 гг. преподавал на философском факультете ЛГУ.

В 1968-1972 гг. работал в Институте конкретных социальных исследований АН СССР. Заведуя сектором социологии личности, участвовал в выработке программы исследования «Личность и ценностные ориентации». Затем создал и возглавил отдел истории социологии.

В 1970 г. И.С. Кон стал инициатором создания и первым президентом, а затем вице-президентом Исследовательского комитета по истории социологии Международной социологической ассоциации.

В 1972-1974 гг. работал в Институте общественных наук при ЦК КПСС.

В 1974-1975 гг. - сотрудник Ленинградского отделения Института философии АН СССР.

В 1975-1985 гг. - главный научный сотрудник ленинградского отдела Института этнографии АН СССР, занимался вопросами этнографии детства.

В 1985 г. переехал в Москву, продолжал работать в Институте этнографии.

В 1989 г. был избран действительным членом АПН СССР, в 1993 г. - действительным членом РАО.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. читал лекции и стажировался в университетах и научных центрах Западной Европы и США.

Внес весомый вклад в различные области научной деятельности: философия и методология истории, история социологии, этика, социальная психология и психология развития, теория личности, антропология и социология детства и юности, социология молодёжи, сексология, гендерные исследования. Основатель ряда новых направлений в российском обществоведении. Ставил новые проблемы для отечественной науки, открывал закрытые проблемы — гендер, секс, воспитание личности, свобода совести, гражданские права.

Занимался изучением проблем философии истории. Был «одним из ведущих специалистов по так называемой критике буржуазной философии и социологии» (по словам И.С. Кона, критика буржуазной философии была единственным способом познакомить с ней советского читателя с этой философией). Способствовал русским переводам лучших зарубежных книг: в 1969 г. под грифом Института всеобщей истории АН СССР выпустил сборник переводных статей «Современные тенденции в буржуазной философии и методологии истории»; в 1977 г. - сборник «Философия и методология истории».

В 1960-х гг. по приглашению английского историка Джеффри Барраклафа участвовал в подготовке главы «История» для международного исследования «Main trends of research in the social and human sciences» («Главные тенденции развития общественных и гуманитарных наук») под эгидой ЮНЕСКО.

С начала 1960-гг. начал заниматься изучением проблем социологии (как эмпирической ветви философии), в первую очередь, истории социологии. Монография «Позитивизм в социологии» и коллективный труд «История буржуазной социологии XIX — начала XX века» (1979) стали первыми советскими учебными пособиями по курсу истории социологии.

С середины 1960-х гг. занимался вопросами социологии сексуальности, а затем и методологическими вопросами сексологии. Обосновал существование сексологии не как частной медицинской субдисциплины, а как междисциплинарной области знания. Фактически возникновение в России сексологии как науки связано со статьями И.С. Кона в «Вопросах философии» и Большой медицинской энциклопедии.

Исследовал проблемы национальных характеров и этнических стереотипов. В 1966 г. в журнале «Новый мир» опубликовал статью «Психология предрассудка: о социально-психологических корнях этнических предубеждений», где впервые в советской печати рассматривал вопрос о природе, социальных истоках и психологических механизмах антисемитизма и вообще этнических предубеждений. Последующие статьи в журнале «Иностранная литература» (1968) и в сборнике «История и психология» (1971) сыграли важную роль в становлении отечественной этнопсихологии.

Положил начало исследованиям личности в отечественной социологии. На основе лекционного курса, читаемого в ЛГУ, издал книгу «Социология личности» (1967), одну из самых читаемых в 1960-1970-е годы и переведенную на 6 иностранных языков.

Внёс важный вклад в социологию молодёжи и психологию развития. Изучал процессы развития и социализации юношества, опираясь на историко-антропологические данные и понимание юности как особой фазы жизни, впервые в послевоенной советской литературе рассматривая их в широкой социально-исторической и междисциплинарной перспективе, с учётом новейших лонгитюдных исследований и психологии жизненного пути. Обобщил и систематизировал данные о развитии самосознания, эволюции образа «Я», структуре общения, юношеской субкультуре, особенностях развития в зависимости от пола и сексуальном поведении советских школьников. Подчеркивал необходимость диалогического подхода к молодёжи.

В конце 1960-х гг. сконцентрировал внимание на внутренних механизмах человеческого «Я» и на том, как процессы самосознания модифицируются в сравнительно-исторической и кросс-культурной перспективе, а также в процессе индивидуального развития личности. 

В конце 1970-х гг. основал новую для советской науки субдисциплину культурной антропологии, которую он назвал этнографией детства. Занимался вопросами сравнительно-исторического изучения возрастных категорий, гендерно-возрастного символизма, особенностей культуры детства и процессов социализации детей в разных человеческих обществах.

В начале 1980-х гг. одним из первых пытался поставить вопрос об отмене уголовного преследования гомосексуальности*. В 1998 г. издал первую монографию в России, посвященную гомосексуальности* («Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви»*), где обобщил данные об однополой любви* не только с позиций биологии и медицины, но и с точки зрения общественных и гуманитарных наук, рассмотрев различные теории гомосексуальности*, историю и этнографию однополых отношений у народов мира, психологические особенности однополой любви*, проблемы однополых браков*, этапы её декриминализации и депатологизации. В середине 2000-х гг. занимался вопросами гомофобии*, провёл систематический анализ российских опросов общественного мнения, описал особенности российской политической гомофобии*.

В 1988 г. в интервью Кона журналу «Огонёк» впервые в советской печати были раскрыты социально-психологические аспекты эпидемии ВИЧ.

С 1990-х гг. главное внимание уделял эмпирическому исследованию сексуального поведения подростков и популяризации сексологических знаний. В 1993-1997 г. принимал участие в крупных анкетных исследованиях, которые показали, что тенденции развития подростковой сексуальности в России — те же, что и в странах Запада (снижение возраста сексуального дебюта, отделение сексуальной активности не только от матримониальных планов, но и от любви, усиление гедонистической мотивации, уменьшение гендерных различий и т.д.), и чреваты теми же опасностями. Результаты исследования были обобщены в монографии «Сексуальная культура в России» (1997).

Одним из первых в России обратил внимание на опасность сексуального насилия и сексуальных посягательств на детей (статья «Осторожно: дети. Жертва сексуальной агрессии — ребёнок» в газете «Труд», 1991).

С конца 1990-х гг. занимался проблемами гендера. В рамках проекта «Мужчина в меняющемся мире» изучал, как нормативный канон маскулинности и реальные (или приписываемые им) психические черты мужчин трансформируются в мире, в котором привычная мужская гегемония становится проблематичной, и каковы особенности протекания этих процессов в России (в том числе с позиций психологии развития — причины неодинаковой успеваемости мальчиков и девочек, истоки и следствия мальчишеской агрессивности и политического экстремизма, явные и скрытые эффекты силового соревновательного спорта и т.п.).

Основные публикации: более 60 книг и 300 статей (переведены на множество иностранных языков), в том числе

  • Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. М.: Соцэкгиз, 1959. 403 с.
  • Позитивизм в социологии: Исторический очерк. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. 207 с.
  • Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  • Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  • История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М.: Наука, 1979. 344 с. (соавтор, отв. ред.)
  • Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  • В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
  • Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. 269,
  • Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
  • Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: Семья и школа, 1997. 464 с.
  • Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России. М.: ОГИ, 1997. 464 с.; 3-е изд., испр. и доп. М.: Время, 2010. 608 с.
  • Лики и маски однополой любви*: Лунный свет на заре. М.: Олимп, АСТ, 1998. - 490 с.; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ACT, 2003. 576 с.
  • Социологическая психология. Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.
  • Введение в сексологию. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. М.: Олимп, Инфра-М, 1999. 288 с.
  • Подростковая сексуальность на пороге XXI века. М.: Феникс+, 2001. 208 с.
  • Ребёнок и общество: учебное пособие. М.: Академия, 2003. 336 с.
  • Мужское тело в истории культуры. М.: Слово, 2003. 432 с.
  • Сексология. М.: Академия, 2004. 384 с.
  • Дружба. 4-е изд., доп. СПб: Питер, 2005. 330 с.
  • Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов на-Дону: Феникс, 2006. 608 с.
  • 80 лет одиночества. М.: Время, 2008. 448 с.
  • Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
  • Мальчик — отец мужчины. М.: Время, 2009. 704 с.
  • Бить или не бить? М.: Время, 2012. 448 с.

Ответственный редактор ряда коллективных трудов и серийных изданий («Словарь по этике», «Этнография детства» и др.), автор статей в БСЭ, БМЭ и БРЭ.

Награды:

  • Золотая медаль Всемирной сексологической ассоциации за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Серебряная медаль РАН имени Питирима Сорокина
  • первая премия Советской социологической ассоциации за книгу «Социология личности» (1967)

В.А. Ядов. Энциклопедист и просветитель: к восьмидесятилетию Игоря Семеновича Кона («Социологический журнал») - https://cyberleninka.ru/article/n/entsiklopedist-i-prosvetitel-k-vosmidesyatiletiyu-igorya-semenovicha-kona

Некролог на сайте НИУ ВШЭ - https://www.hse.ru/org/persons/24114770

Воспоминания об И.С. Коне на сайте «Радио Свобода» - https://www.svoboda.org/a/24092144.html

В.М. Лейбин. Памяти Игоря Семеновича Кона (журнал «Вопросы философии») - http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=386&Itemid=52

* ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. ред.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»