• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

6 — 8 февраля 2022
Санкт-Петербург

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

26 — 27 февраля 2022
Москва

Международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность»

12 — 13 мая 2022
Санкт-Петербург

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Весь календарь
Раев Александр Израилевич, 23.07.1924 - 11.06.1999

Кандидат педагогических наук (по психологии), доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры педагогики и психологии начального обучения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны окончил военное училище. Участвовал в освобождении Варшавы. Закончил войну в Польше. Награжден орденом Красной звезды, медалями.

В 1950 г. окончил исторический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 1953 г. - аспирантуру по кафедре психологии ЛГПИ. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыт психологического анализа процесса усвоения системы исторических понятий учащимися IV-VIII классов». 

С 1953 г. работал на кафедре психологии ЛГПИ (сейчас - РГПУ им. А.И. Герцена): ассистент, старший преподаватель, доцент (1961), профессор (1972). В 1973-1980 гг. - декан факультета начального обучения. Был инициатором создания и в 1986-1990 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии начального обучения, в 1991-1999 гг. - профессор кафедры.

Создатель и руководитель научного направления «Формирование и развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности нравственного поведения».

В докторской диссертации («Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников в процессе обучения», 1972 г.) доказал необходимость и возможность формирования общих умственных действий (сейчас - УУД).

Научным коллективом во главе с А.И. Раевым разработана система формирования общих умственных действий младших школьников, исследовано развитие у детей способности прогнозирования, кодирования и переноса, теоретически обоснована и методически оснащена система формирования учебной деятельности младших школьников, организовано комплексное изучение особенностей формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, исследованы педагогические основы социализации младших школьников.

Под руководством А.И.Раева выполнено более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

Автор около 150 научных и учебных публикаций, в том числе 90 работ по педагогической психологии. Соавтор учебных пособий для педвузов «Общая психология», «Практикум по общей психологии», учебного пособия для системы профтехобразования «Динамика производственного обучения».

Избранные произведения:

  • Вергелес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности // Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1994. С. 16-31.
  • Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3-9.
  • Раев А.И. Опыт психологического изучения процесса усвоения системы исторических понятий учащимися 4-8 классов // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 159. Л., 1958. С. 241-266.
  • Бочкарева Т.И., Раев А.И. Методика психологического изучения личности школьника: Учебное пособие. Л., 1963. 43 с.
  • Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. А.И. Раева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 152 с.
  • Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии / сост. Г. И. Вергелес. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 410 с.
  • Раев А.И. Некоторые направления развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. С. 3-12.
  • Раев А.И. Нравственное убеждение как объект психологического исследования // Психологические проблемы развития нравственных убеждений. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. С. 3-10.
  • Раев А.И. Психологические вопросы программированного обучения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 96 с.
  • Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения: Метод. пособие. Л., 1971. 72 с.
  • Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос на познавательные способности // Проблема развития познавательных способностей. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. С. 21-32.
  • Проблема развития познавательных способностей / отв. ред. А.И. Раев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. 147 с.
  • Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. 134 с.
  • Раев А.И. Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Образование, 1995. С. 3-8.
  • А.И. Раев, Л.А. Матвеева. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. Л.: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1985. 17 с.
  • Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. 157 с.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
20 января 2022 , четверг

В этот день

Владимир Александрович Соломонов празднует юбилей! Поздравить!

Александр Иосифович Палей празднует день рождения! Поздравить!

Марина Борисовна Калашникова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Сергеевна Воронова празднует день рождения! Поздравить!

95 лет назад родился(ась) Борис Федорович Ломов.

95 лет назад родился(ась) Виктор Васильевич Карпов.

Скоро

6 — 8 февраля 2022
Санкт-Петербург

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

26 — 27 февраля 2022
Москва

Международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность»

12 — 13 мая 2022
Санкт-Петербург

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Весь календарь
20 января 2022 , четверг

В этот день

Владимир Александрович Соломонов празднует юбилей! Поздравить!

Александр Иосифович Палей празднует день рождения! Поздравить!

Марина Борисовна Калашникова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Сергеевна Воронова празднует день рождения! Поздравить!

95 лет назад родился(ась) Борис Федорович Ломов.

95 лет назад родился(ась) Виктор Васильевич Карпов.

Скоро

6 — 8 февраля 2022
Санкт-Петербург

8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»

26 — 27 февраля 2022
Москва

Международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность»

12 — 13 мая 2022
Санкт-Петербург

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Весь календарь