16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Современная специфика суицидального поведения

Михаил Михайлович Решетников, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, выступил с докладом «Современная специфика суицидального поведения» на Съезде психиатров России.

В XXI веке феноменология суицидального поведения претерпела определенные трансформации и начала качественно меняться. Мы должны констатировать, что введенное в науку нашей соотечественницей Сабиной Шпильрейн влечение к смерти существует и является одним из наименее исследованных психических феноменов.

Попытаюсь отметить основное в современной специфике. Прежде всего, это рост детского и подросткового суицида. Что касается детского суицида, ряд специалистов сходится во мнении, что основные причины связаны с кризисом института семьи: имеется в виду распад браков и расставание с одним или обоими родителями, с которыми ребенок все еще связан психологической пуповиной. Второй негативный фактор — это резкое снижение объема времени, которое родители уделяют своим малолетним детям, заменяя родительскую любовь и внимание на предоставление ребенку сомнительных электронных развлечений, мультфильмов и неодушевленных гаджетов. Дети начинают обращаться с гаджетами грамотнее взрослых еще до того, как научатся читать.

Подростковый суицид объясняется юношеским максимализмом, мало продуманным переходом к бездушной образовательной модели среднего образования (да и высшего тоже), кризисом идеалов, нравственных ориентиров, ясного и понятного образа будущего, привлекательного будущего. В целом общество находится в условиях глубокого когнитивного диссонанса.

Самостоятельную категорию составляют дети из состоятельных семей с патологическим для молодых людей синдромом «у меня все уже было». Вторая группа — так называемые «безбашенные», регулярно попадающие в аварии на Ferrari и Maybach. Аварии — это варианты незавершенных суицидов.

В 2010-х годах особое внимание специалистов вызвало появление хэштэгов групп смерти, популяризирующих в социальных сетях суицид и различные способы ухода из жизни. История психиатрии предоставляет нам множество подтверждений тому, что маниакальные и другие несохранные личности склонны настойчиво и предельно искренне проповедовать свои идеи, в том числе порочные, человеконенавистнические. И иногда им это удается: достаточно вспомнить крестовые походы детей к гробу Господню.

Однако до 1980-х годов встреча с маньяком была редким и случайным событием, которое поджидало более внушаемых, чем зрелых личностей детей и подростков на улице. Интернет не только ввел этих маньяков в наши дома (от ветхих жилищ до фешенебельных усадеб), но и сделал их полноправными членами наших семей — иногда даже более авторитетными и влиятельными, чем не способные уделить ребенку достаточно времени и внимания родители. Как убедительно было обосновано в детской психологии, ребенок любит не игру, а того, кто с ним играет. А современные дети дошкольного возраста играют не с папой и мамой и не в машинки и куклы, а с гаджетами.

Здесь нужно отметить еще одну специфику: в доинтернетную эпоху побуждение к суициду носило личностно окрашенный и, как правило, корыстный характер, направленный на кого-то из ближайшего окружения. Например, борьба за наследство, любовный, социальный или материальный статус. В данном случае речь идет о качественно новом явлении — о подстрекательстве к самоубийству совершенно незнакомых юношей и девушек. Единственным мотивом такого подстрекательства является удовлетворение своего патологического стремления к власти — власти над поведением и жизнью других людей. При этом подстрекательство осуществляется анонимно.

Нужно констатировать, что в обществе сложилась определенная мода на суицид, далеко не всегда оцениваемая однозначно. К категории суицидального поведения мы могли бы отнести движение руферов, зацеперов и тому подобных, а также увлечение вполне благополучных и состоятельных людей, у которых в жизни все хорошо, экстремальными видами спорта.

Немного о мотиве соперничества. В начале XX века исследования этого мотива было наиболее убедительно обосновано при исследовании суицидов студентов университетов Вены. В этих университетах безусловными лидерами оказались молодые люди творческих профессий — музыканты и художники. Это можно было бы обозначить как комплекс Сальери — талантливого, но не такого талантливого, как Моцарт.

Соревновательность и соперничество активно поощряются в современном обществе, но еще в начале прошлого века Вильгельм Штекель сформулировал тезис о том, что «себя не убивает тот, кто не хочет убить другого». Мне известно несколько случаев, когда молодые люди кончали жизнь самоубийством перед дверью дома или квартиры бывших возлюбленных.

Раньше суицид практически всегда описывался как единичный случай, как случай отдельного человека и трагедия его ближайшего окружения. Но сейчас уже описаны сотни качественно иных случаев. Самым потрясающим из них, я напомню, стала трагедия рейса А320 24 марта 2015 года, когда страдающий психическим расстройством и получающий лечение пилот Андреас Любиц, совершая суицид, умышленно направил авиалайнер в склон горы, захватив с собой 144 пассажира и 6 членов экипажа. Это, безусловно, качественно новое проявление человеческой агрессивности и ее частного случая — жестокой суицидальности, которая пока недостаточно исследована. Мотив таких преступных действий, скорее всего, связан с извращенной жаждой признания, нарциссической переоценкой собственной личности и погоней за пусть и посмертной, но хоть какой-то славой. Кого бы, кроме местной полиции или соседей, заинтересовал суицид Любица в его квартире? А так он получил всемирную известность, его случай изучают тысячи специалистов.

Мне приходилось уже не раз цитировать объяснение подобным вариантам поведения, которое дал известный американский коллега, профессор Джеймс Фокс, он с печалью констатировал, что в американском обществе существует определенное число людей, которые озлоблены на окружающий мир, полностью им разочарованы, считают свою жизнь разрушенной и не хотят больше жить. Эти люди испытывают недостаток эмоциональной поддержки со стороны семьи, друзей и всего общества и решают жестоко отомстить тем, кто, по их мнению, несет ответственность за их неудачи и не дает им шанс справиться с обычными жизненными проблемами. Профессор Фокс продолжает: «Выбирая между суицидом и кровавой расправой, они, как правило, выбирают и то, и другое». Думаю, эта ситуация характерна не только для Соединенных Штатов Америки.

За последние десятилетия мир сильно изменился, компьютеризация сменилась цифровизацией, личные встречи и контакты переместились в WhatsApp. Каждый из нас на несколько часов в день погружается в виртуальный мир, а некоторые постоянно живут в нем, и мы знаем, какие это тяжелые пациенты. Но это уже другой мир, с другим уровнем человечности, мир, пока недостаточно осмысленный. Думаю, что всем специалистам понятно, что уход от привычного старого мира чреват последовательной невротизацией населения, ростом агрессивности и протестного поведения в самых различных формах, включая сопротивление терапии. Готовы ли мы к этому?

В статье упомянуты
Комментарии
  • 26.05.2021 в 11:08:17

    Если рассматривать "влечение к смерти" как априорно существующую интенцию, как "вещь в себе", то мы тем самым расписываемся в том, что проблему суицидов решить нельзя, можно лишь "оттягивать неизбежное". Сам подход оказывается контпродуктивным. Проникать в сущность явления, искать его социальные и экономические корни, уважаемые психологи не намерены. Психологизм в науке, как он есть!

      , чтобы комментировать

    • Мариям Равильевна Арпентьева
      17.06.2021 в 22:09:35

      Может быть не уровень человечности? Может быть просто ее отсутствие? Каждый выбирает для себя... Особенно в кризисы.. нового здесь не так много, как мне кажется... Мотивы суициальности можно назвать самые разные.. но слишком многие люди ощущают, что человечность исчезает...а если она исчезает, то и тот, кто ее воплощал - не имеет значения: именно в этом "пафос" колумбайнов... пафос, который нужно сбить... Чем? Человечностью . Где бы ее вот только - взять? Мы слышим о человеческом капитале (конечно принадлежащему кому-то - между прочим))), но не слышим о людях, о душах, о культуре.. Да, еще есть культурный капитал... тоже в чьих-то закромах хранящийся... Не случайно многие современные выставки, музеи, спектакли "для масс" никаких особо приятных впечатлений ни у кого не вызывают... (жизнеописания подворотен вдохновить на что-то и даже научить чему-то - мало способны, также как и жизнеописания
      иных современных массовых скоплений и мест присуствия граждан). Конечно, если человека хоть кто-то (один, два) любит, ему жить легче и выходить из страдания - есть смысл... Но уважаемые читатели статьи, психологи, вас-то кто-то любит ли? Нужны ли вы - кому-то? ребенку, супругу, другу, сотруднику...Поспешить ответить да еще не значит это "да" встретить, пережить, быть в нем... Теоретически, существо нелюбимое никем, не подтвержденое и не найденное никем , - каким-то чудом, кого-то да полюбить может... кого-то да чему-то научить - может... но уж очень "по-своему"... Колумбайн в этом контексте - как следует из прямых показаний преступников его организующих - именно такая "заботливая" и "любящая" ситуация... просто уж настолько "по-своему", что впору задуматься о том, чтобы хотя бы фильмы для детей , подростков, взрослых и т.д. о любви показывать почаще... хотя бы программ о ненависти и насилии - поменьше... да и самого насилия, неуважения к человеку, нахрапистой злобы и стремления попользоваться - поменьше... но как же быть с комфортом, властью, превосходством, да и, с размножением?))) ох уж этот Фрейд) быть человеком - не данность, в это вся проблема... некому стало детей учить быть людьми, некогда и незачем - не плОтють ...

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      • Использование материалов сети «Интернет» при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
        25.01.2024
        Использование материалов сети «Интернет» при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних
        «Эксперты-психологи должны не только владеть компетенциями в области клинической, возрастной, судебной, социальной психологии, но и ориентироваться в реалиях цифровой среды, социальных сетей, актуальных молодежных течений, связанных с интернет-коммуникациями».
      • Новая субкультура. Надо ли бояться «пауков» и как остановить драки «Рёдан»?
        10.03.2023
        Новая субкультура. Надо ли бояться «пауков» и как остановить драки «Рёдан»?
        О новом явлении и его особенностях рассуждают директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев, доктор психологических наук Илья Слободчиков и доктор психологических наук Владимир Кудрявцев.
      • Сетевые риски как триггеры саморазрушительного поведения подростков
        11.11.2022
        Сетевые риски как триггеры саморазрушительного поведения подростков
        Последствия виртуального насилия крайне травматичны, они вызывают стойкую фрустрацию потребностей, сильное внутреннее психологическое напряжение, снять которое современные подростки пытаются саморазрушительным способом — «выпустить боль наружу».
      • Виды девиантного поведения и его профилактика у подростков
        30.05.2022
        Виды девиантного поведения и его профилактика у подростков
        Психопрофилактическая работа эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления склонности к девиациям.
      • М. Решетников «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого»
        12.08.2019
        М. Решетников «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого»
        «… мы имеем дело с качественно новыми проявлениями человеческой агрессивности и ее частным проявлением – суицидальности, которые остаются недостаточно исследованными».
      • О подростковых суицидах...
        07.11.2018
        О подростковых суицидах...
        Уровень напряжения в обществе растет, а вместе с ним - тревожность и агрессия. Достаточно часто или почти всегда напряжение ищет выход, появляется желание наказать, отомстить, восстановить справедливость. Поднимаются массовые процессы, это уже эмоции не одного человека. Это эмоции групп, они обладают эффектом заражения, и охватывают большое количество людей. Но сами по себе они не дают разрешения. Усиление напряжение и поиск виноватых порождает новую агрессию и еще больше усиливает тревогу. Поэтому искать причины появления чрезвычайных ситуация подростковых убийств и обвинять родителей или педагогов - совершенно непродуктивный подход...
      • Подростковая агрессия и аутоагрессия. Анализ ситуации
        30.10.2018
        Подростковая агрессия и аутоагрессия. Анализ ситуации
        Лекция «Подростковая агрессия и аутоагрессия. Анализ ситуации с позиций биологической психологии и эволюционного подхода» состоялась в рамках Саммита психологов. Ведущий: Всеволод Анатольевич Розанов - доктор медицинских наук, специалист в области психогенетики суицидального поведения, член секции суицидологии Европейской (ЕРА) и Всемирной психиатрической ассоциации (WPA), член Международной ассоциации суицидальной превенции (IASP), постоянный член Международного общества изучения стресса и поведения (ISBS)...
      • Памятка для борьбы с травлей в школе
        10.04.2018
        Памятка для борьбы с травлей в школе
        Наталья Цымбаленко - мама ребенка, пережившего травлю в школе, поделилась опытом, как она получила помощь и изменила ситуацию в классе. О конкретных шагах, которые нужно предпринять, останавливая травлю, она рассказала родителям школьников в своей памятке «Как остановить травлю ребенка». Памятка рассказывает о том, за какие действия детей и их родителей наступает гражданская и уголовная ответственность, какая последовательность действий важна, чтобы школьная администрация включилась и начала решать проблему...
      • Современные подростки: агрессивные или милосердные?
        13.11.2017
        Современные подростки: агрессивные или милосердные?
        Мы получили неожиданный подарок, как мне кажется - в России случаются периодически удивительные вспышки появления ума и таланта в новых поколениях - я никогда не видел такого резкого и, главное, ничем не объясненного роста интеллекта и творческих способностей как в поколении нынешних пятнадцати-двадцатилетних. Это люди, которые обладают тремя качествами, которые я никак не могу объяснить. У нас неожиданно появились дети, которые, во-первых, очень быстро соображают, их быстродействие, как у хорошего компьютера, значительно выше чем у их предшественников. Вторая удивительная черта этих детей - это их феноменальная эмпатия...
      • Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
        11.05.2017
        Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
        Трагическая история псковских подростков, нашумевшие «группы смерти» в социальных сетях, опасная виртуальная игра «Синие киты», провоцирующая детские самоубийства, новые законодательные инициативы Госдумы об ответственности за пропаганду суицидов, призыв министра образования Ольги Васильевой «вернуть психологов в школы»...Цель данной встречи – поддержать школьных психологов, помочь им определиться с эффективной стратегией действий и границами своей компетентности...
      • «Группы смерти»: кто виноват и что делать?
        21.03.2017
        «Группы смерти»: кто виноват и что делать?
        Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители, которые выступают заместителями префронтальной коры головного мозга. В период незрелости родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей. Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли её заместителей...
      • Устранение агрессии умственно отсталых детей
        21.03.2024
        Устранение агрессии умственно отсталых детей
        «Глубоко умственно отсталый ребенок не может подумать: “Я пойду и стукну его!” Он живет сейчас, не загадывая вперед. Поэтому его поведение не агрессивное, а вызывающее. Увидев причину вызывающего поведения, мы сможем предотвратить его агрессию».
      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»