16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
К 100-летию со дня рождения Е.Н. Соколова

23 сентября 2020 г. исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Николаевича Соколо­ва — ученого-психофизиолога с мировым именем, автора и вдохновителя огромного ряда фундаментальных исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и состояний, основателя кафедры психофизио­логии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Доктор биологических наук, заслуженный профессор Московского университета, действительный член РАО и Академии медико-технических наук РФ, почетный президент Российской ассоциации психофизиологов, иностранный член Национальной академии наук США, почетный член Американской академии наук и искусств и Академии наук Финляндии, член Международной ассоциации психофизиологов (IOP) и Центрального совета Международной организации по исследованию мозга (IBRO).

Е.Н. Соколов — создатель оригинальной научно-педагогической школы в отечественной и мировой психофизиологии - векторной психофизиологии, исследователь, которому удалось по-новому «выстроить» предмет психофизиологии. В отличие от традиционного понима­ния психофизиологии, как науки о регистрации простых физиологических реакций в ответ на внешние воздействия (кожно-гальваническая реакция, активность сердечно-сосудистой и мышечных систем), Е.Н. Соколов, поддержанный другой «глыбой» мировой психофизиологии — Хосе Дельгадо, выдвинул и эксперимен­тально обосновал положение о том, что психофизиология — это наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний, индивидуальных различий. Исходя из этого, Е.Н. Соколов предложил стратегию проведения психофизиологических исследований в виде цикла «Человек — Нейрон — Модель». Согласно такой методологической схеме, психофизиологическое исследование того или иного психического явления начинается в поведенческих и психофизических экспериментах с человеком, продолжается в нейрофизиологических опытах на животных и завершает­ся построением модели, объединяющей на языке математики данные психологии с данными изучения нейронных механизмов.

Научная деятельность Е.Н. Соколова началась в 1947 г. во время обучения в аспирантуре Института философии АН СССР, где он, вчерашний фронтовик, в секции психологии, созданной в 1945 г. С.Л. Рубинштейном, под руководством С.В. Кравкова провел исследование, посвященное проблемам восприятия и ориентировочного рефлекса. На основе полученных данных описан нейронный механизм опережающего отражения — формирование «нервной модели стимула». После защиты Е.Н. Соколовым в 1950 г. кандидатской диссертации «Вопросы психологии восприятия в свете Павловского учения» Б.М. Теплов приглашает его на кафедру общей психологии философского факультета МГУ. В МГУ Евгений Николаевич продолжает работу, связанную с изучением зрительного восприятия и с 1953 г. становится руководителем Лаборатории анализаторов при кафедре общей психологии. Параллельно с этими исследованиями в 1953 г. А.Р. Лурия приглашает Е.Н. Соколова в Институт дефектологии АПН СССР для проведения исследований механизмов восприятия и ориентировочной деятельности в норме и патологии.

В 1954 г. по рекомендации А.Н. Леонтьева Е.Н. Соколов вместе с известными советскими учеными — Б.М. Тепловым, А.В. Запорожцем, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым и Е.А. Асратяном — принял участие в XIV Международном конгрессе по психологии в г. Монреале. Его доклад «Высшая нервная деятельность и проблемы вос­приятия» содержал основные направления изучения ориентировочного реф­лекса, которые он развивал в последующие годы и кото­рые нашли отражение в его моногра­фии «Восприятие и условный рефлекс» (1958), изданной, помимо нашей стра­ны, в США, Великобритании, Мексике и Японии. В Канаде Е.Н. Соколов посещает лабораторию профессора Д. Хебба (D. Hebb). Через 28 лет Е.Н. Соколов, уже видный ученый, вновь посетил г. Монреаль, где в 1982 г. проходил первый Международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая организация (ассоциированная с ООН) (International Organization of Psychophysiology, I.O.P., associtaed with UN). На конгрессе состоялась бурная дискуссия о предмете психофизиологии. В этой дискуссии Соколов Е.Н. и Хосе Дельгадо (J. Delgado) провидчески отстаивали определение психофизиологии, как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний.

В конце 1950-х гг. Е.Н. Соколов обращается к изучению нейронных и молекулярных механизмов памяти. Память исследовалась на модели угашения ориентировочного рефлекса («негативного обучения») на макроуровне и при изучении следовых эффектов в нейронах - на микроуровне. В исследованиях механизмов памяти Е.Н. Соколов одним из первых в мировой нейрофизиологии применил методы экстра- и внутриклеточной регистрации реакций отдельных нейронов. В результате внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, выявлены нейронные механизмы двух принципиально различных типов обучения: обучения, зависящего от организации информации, и обучения, зависящего от организации ответного действия (стимул-зависимый и эффект-зависимый типы обучения, соответственно). Результаты этого цикла исследований, получившие международное признание, были обобщены в мо­нографиях «Механизмы памяти» (1969), «Пейсмекерный потенциал нейрона» (1975)  и «Нейронные механизмы памяти и обучения» (1981), а также представлены в лекциях, прочи­танных в Кембриджском и Оксфордском университетах (1969, Англия), в Массачусетском технологи­ческом институте (1974, США), университетах Софии (1975) и Будапешта (1976).

В 1971 г. на факультете психологии МГУ Е.Н. Соколовым при поддержке декана факультета, проф. А.Н. Леонтьева, и проф. А.Р. Лурия была создана кафедра психофизиологии. С 1971 г. по 2001 г. Е.Н. Соколов возглавлял кафедру психофизиологии и всю свою жизнь был ее бессменным идейным лидером. На основе его идей на кафедре были развернуты исследования механизмов восприятия, памяти и научения, функциональных состояний мозга и начаты психофизиологические исследования эмоций и стресса. Изучение процессов восприятия стимулировало развитие нового направления в работе Е.Н. Соколова — исследование структуры субъективных перцептивных и семантических пространств (на примере восприятия цвета и семантики цветообозначений). В дальнейшем этот же подход, основанный на многомерном анализе вербальных обозначений, был распространен на другие предметные области и позволил перейти к компьютерной системе количественной оценки структуры усваиваемых понятий с целью диагностики и объективного контроля структуры знаний обучаемого, определения способа его ориентировки в учебном материале и степени усвоения системы понятий на каждом этапе обучения.

В начале 1970-х гг. Е.Н. Соколов возвращается к изучению механизмов восприятия. По итогам разносторонних экспериментов с человеком и опытов на животных (моллюск, лягушка, рыбы, кролик, обезьяна), проведенных по схеме «Человек – Нейрон – Модель», были сформулированы общие принципы организации механизмов сенсорных и исполнительных систем. Эти принципы в обобщенном виде были представлены в виде модели «концептуальной рефлекторной дуги» и разработанной на ее основе векторной концепции переработки информации в нейронных сетях. Векторная психофизиология объединяет в рамках единой непротиворечивой системы понятий «детекторную» и «ансамблевую» теории кодирования сенсорной информации. Более того, согласно этой концепции, векторный принцип кодирования распространяется и на нейронные механизмы исполнительных и модулирующих механизмов, что позволяет объяснить удивительную согласованность во взаимодействии сенсорной сферы и поведения. Результаты этого цикла исследований отражены в курсе лекций, прочитанных проф. Е.Н. Соколовым в 1996 г. в Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), а также в ряде новаторских спецкурсов, подготовленных и прочитанных Е.Н. Соколовым для студентов МГУ, — «Психофизиология гештальта», «Механизмы памяти и обучения», «Механизмы ориентировочного рефлекса и ориентировочно4исследовательской деятельности», «Механизмы сознания», «Векторная психофизиология». Основные положения векторной теории когнитивных процессов и исполнительных механизмов и их экспериментальное обоснование представлены в ряде фундаментальных монографий: «Искусственные органы чувств» (совм. с Г.Г. Вайткявичюсом и С.В. Фоминым, 1979), «Психофизиология» (1981), «Нейробионика» (совм. с Л.Г. Шмелевым, 1983), «Нейронные механизмы памяти и обучения» (1984), «Теоретическая психофизиология» (1986), «Психофизиология цветового зрения» (совм. с Ч.А. Измайловым и А.М. Черноризовым, 1989), «Нейроинтеллект: от нейрона к компьютеру» (совм. с Г.Г. Вайткявичюсом, 1989), «The orienting response in information processing» (совм. с J.A. Spinks, R. Naatanen, H. Lyytinen, 2002), «Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд» (2003), «Очерки по психофизиологии сознания» (2010).

Как настоящий учитель, Е.Н. Соколов уделял огромную часть своего времени работе с учениками. Основной принцип подготовки специалистов, который он активно проповедовал всю жизнь, — это «обучение через исследование». Такой подход к обучению означает, что с самого начала своей специализации студент включается в выполнение реальной научно4исследовательской работы. Специализация осуществляется также через спецпрактикум и систему специальных курсов, посвященных обсуждению современных теорий и экспериментальных данных отечественной и зарубежной психофизиологии. По предложению Е.Н. Соколова в 1995 г. на кафедре психофизиологии разработан и внедрен в процесс обучения новый спецпрактикум «Основы нейронауки», представляющий собой базу для профессионального «обучения через исследование» и направленный на приобретение современных знаний из разных областей нейробиологии и психофизиологии. В качестве одной из важных перспективных задач такого междисциплинарного практикума Е.Н. Соколов видел создание в Московском университете научно-педагогической базы для открытия новой специальности — в области нейронауки. Лекции Е.Н. Соколова, на которых «душа обязана трудиться», всегда отличались насыщенностью информацией, стройностью и строгостью изложения, привлечением новейших данных. Их основное содержание опубликовано в нескольких учебных пособиях: «Физиология высшей нервной деятельности» (часть 1 — 1974, часть 2 — 1981), «Психофизиология» (1979), «Теоретическая психофизиология» (1986), «Психофизиология: нейрон. Компьютеризованный курс» (1988). Активная педагогическая деятельность Е.Н. Соколова отмечена присуждением ему премии им. М.В. Ломоносова (дважды) и звания «Почетный профессор Московского университета».

Посвятивший всю свою жизнь психофизиологии, Е.Н. Соколов, как никто другой, осознавал всю сложность «пограничного положения» этой науки, развивающейся на стыке психологии, биологии и математики. В этой связи он уделял особое внимание разработке общеметодологических проблем современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Знаком признания и высокой оценки вклада Е.Н. Соколова в разработку методологических проблем психофизиологии послужило избрание его председателем секции «Психология» на Международном конгрессе по методологии, логике и философии науки в 1987 г. (Москва).

Развивая отечественную психофизиологию как неотъемлемую часть мировой науки, Е.Н. Соколов выступил инициатором ряда международных научно-исследовательских проектов, реализованных на кафедре психофизиологии совместно с зарубежными партнерами: «Соотношение фазического и тонического ориентировочного рефлексов» (совм. с Университетом Нового Уэльса, Австралия), «Цветовой образ» (совм. с Институтом зрения Университета г. Эйндховена, Нидерланды), «Механизмы цветового зрения» (совм. с Университетом им. Вашингтона г. Сиэтл и Университетом г. Сент-Луис, США), «Механизмы цветового и яркостного контраста» (совм. с Институтом зрения Университета г. Эйндховена, Нидерланды, и кафедрой психологии Университета г. Хельсинки, Финляндия), «Психофизиология эмоций» (совм. с Университетом г. Вупперталь, Германия).

Исследования в области нейрофизиологических механизмов восприятия, ориентировочной деятельности, памяти и обучения выдвинули Е.Н. Соколова в число ведущих психофизиологов мира. Мировая научная общественность по достоинству оценила вклад профессора Е.Н. Соколова в развитие психофизиологии. В 1975 г. Е.Н. Соколов был избран иностранным членом Национальной академии наук США и в 1976 г. — членом Американской академии искусств, в 1984 г. — иностранным членом Академии наук Финляндии и почетным членом Международной ассоциации психофизиологов. В 1985 г. за выдающийся вклад в развитие теории рефлекторных механизмов работы мозга Академия наук СССР наградила Е.Н. Соколова Золотой медалью им. И.П. Павлова. В 1989 г. Американская ассоциация психофизиологических исследований вручила Е.Н. Соколова «Памятную медаль Общества Психофизиологов США за фундаментальный вклад в науку», которым награждаются ученые, чьи труды носят фундаментальный характер и оказывают заметное влияние на развитие науки. В 1992 г. за заслуги в области науки Е.Н. Соколову был удостоен «Премии им. М.В. Ломоносова». На IХ съезде Международной ассоциации психофизиологов в сентябре 1998 г. в Италии состоялось вручение самой высокой награды ассоциации — «ПРЕМИИ СТОЛЕТИЯ-1998» — пяти ведущим психофизиологам мира — Д. Линдсли (D. Lindsley), Г.Г. Джасперу (G. Jasper), Х. Дельгадо (J. Delgado), Н.П. Бехтеревой и Е.Н. Соколову. Награды вручены за выдающийся вклад этих ученых и возглавляемых ими научных школ в развитие психофизиологии и связанных с ней нейронаук.

Евгений Николаевич — участник советско-финляндской войны (1939—1940) и Ве­ликой Отечественной войны (1941-1945). Его боевые заслуги отмечены орденом Красной Звезды (1943) и орденом Отечественной войны II степени (1944), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Москвы», и «За освобождение Варшавы». Трудовые достижения Е.Н. Соколова также отмечены правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Для коллег, многочисленных учеников и последователей Е.Н. Соколова общение с ним стало истинной школой культуры научного исследования и мышления, главными предметами которой для Евгения Николаевича всегда оставались самостоятельность научного поиска, достойный уровень профессионализма в изучаемой области, корректность экспериментирования, аккуратность и строгость в изложении результатов, уважение к оппоненту.

К знаменательной юбилейной дате сотрудниками кафедры психофизиологии издана коллективная монография «Векторная психофизиология: от поведения к нейрону» (МГУ, 2019) и совм. с фондом “The Federation of European Neuroscience Societies” (grant “European Neuroscience History Online Projects”) разработан сайт, посвященный памяти Учителя: “E.N. Sokolov, the Founder of Vector Psychophysiology in Lomonosov Moscow State University” (https://human-neuron-model.ru/).

Жизнь, целиком отданная науке во славу Московского университета, и венчающий ее фундаментальный труд, посвященный самой великой тайне человека – сознанию, ставит Е.Н. Соколова в один, из поколения в поколение продолжающийся ряд великих «людей Московского университета». Всех этих людей отличает соединение необыкновенной силы воли с «необыкновенною силою понятия», «жажда науки» - все то, что, по мнению А.С. Пушкина, так ярко выделяло основателя Московского университета М.В. Ломоносова.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»