Представляем вашему вниманию видеозапись пленарного доклада «Психолого-педагогическое образование: проблемы и перспективы модернизации», прочитанного проф. Юрием Михайловичем Забродиным 1 июня 2013 года на VII Санкт-Петербургском саммите психологов.
профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой организационной и экономической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет
В рамках XXV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2023 года завершены три независимых голосования: экспертное, читательское и редакционное, — определены финалисты!
В ходе подготовки к 18-му Санкт-Петербургскому саммиту психологов приглашаем читателей ответить на ряд вопросов, связанных с темой панельной дискуссии: «Кризис мировой цивилизации — слово российским психологам».
В ходе подготовки к 18-му Санкт-Петербургскому саммиту психологов приглашаем читателей ответить на ряд вопросов, связанных с темой панельной дискуссии: «Кризис мировой цивилизации — слово российским психологам».
Оргкомитет Национального конкурса «Золотая Психея» сообщает о начале читательского интернет-голосования по выбору финалистов. Каждый голос сопровождается указанием причины поддержки — эта причина публикуется на странице проекта...
Победитель в каждой номинации определяется решением Большого жюри и получает главный приз — статуэтку «Золотая Психея». Известная психологам всей страны статуэтка победителя — изящный символ общественного признания профессиональных заслуг её обладателя...
«Наш подход основан на том, что не бывает настоящее без прошлого и будущего, — подчеркнул Р.А.Ахмеров. — В прошлом — причины, в будущем — цели, они друг друга притягивают, и образуется наше настоящее как некий мост перехода из прошлого в будущее».
«Опасным психологическим трендом в условиях прекариатизации становится утрата человеком собственной ценности и “коррозия характера”, а также тот факт, что сам статус занятости становится новым латентным фактором переживания социального неравенства…»
«Если человек испытывает отрицательные эмоции, тревогу, обиду, но одновременно любопытство, любознательность, интерес, если его отношение к ситуации амбивалентно — это хороший прогноз. Значит, человек будет преодолевать, а не избегать трудную ситуацию».
Б.С. Братусь: «…руины не могут быть в начале: они следствие разрушения чего-то предшествующего. Да, мир лежит во зле и руинах, но мир не есть зло и руины. Как и травма не есть начало, а нарушение, порушение начала».
Криминальные тенденции не являются природно заложенными, а агрессия может быть только продолжением гиперактивности, признаком неудовлетворенных потребностей и социально-психологической дезадаптации.
В период тяжелого жизненного испытания человеку важно найти свой смысл. Общечеловечески-онтологический или уникально-экзистенциальный — главное, истинный и присвоенный. По утверждению Альфрида Лэнгле, такой смысл невозможно создать, сконструировать или придумать — его нужно обнаружить, открыть, отыскать...
Что на деле означает безоценочность в психотерапии? Какие ее аспекты представляются естественными, а какие кажутся весьма сложными и связаны с трудным выбором для профессионала – разрешением нетривиальных противоречий?...
«Я попробую, с одной стороны, разрушить ваше представление о скепсисе, потому что теория имеет значение, но совсем не то, о котором думают. И показать, почему теория сегодня не так хороша, как нам бы хотелось. Заодно показать, как думают психологи-теоретики…
Анализ больших баз данных с многотысячными выборками не дает решения фундаментальной проблемы устойчивости/изменчивости личности. Докладчики предлагают перейти от описания статичных структур личности к исследованию её динамической природы…
Компании «Иматон» – 30 лет. Аркадий Балунов вспоминает: «Конец 80-х, началась перестройка… психологи бросились зарабатывать «здесь и сейчас»: консультации, тренинги… Мы же отдавали все силы на создание Системы – Компании на десятилетия, на всю жизнь, навсегда...»
Психолог, работающий в области образования, не может ограничиться «объективным» изучением характеристик и процессов человеческой психики: его интересует возможность влиять, участвовать в развитии человека. Какова же мера и характер этого участия?
Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учёба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу...
Терапевтическая работа со многими семьями и парами показывает, что в ходе семейной жизни неизбежно происходили изменения внутри каждого из супругов, менялись проекции друг на друга, коммуникация между супругами оставляла желать лучшего...
В понимании чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Психологами должен быть сделан акцент на исследовании внепонятийных иррациональных компонентов понимания чужого.
«Всеобщий ориентир прошлых веков – образованность и культура как основа общественного признания – сменился стремлением к материальному успеху при минимизации моральных принципов его достижения», – заметил Михаил Решетников на Саммите психологов…
Специалисты обсуждали, кто имеет право оказывать психологическую помощь, нужны ли психологам аттестация, единые алгоритмы работы, каким должно быть межведомственное взаимодействие психологов, работающих в сфере здравоохранения, соцзащиты, образования...
Лев Моисеевич ушёл из жизни ровно год назад. Предполагалось, что его онлайн-лекция «Эрос в зеркале культуры», состоявшаяся в октябре 2020 года, станет первой в запланированном цикле встреч под названием «Сексологические среды», однако лекция стала последней…
«Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Современные технологии так роскошны, что они вам сделают копии или подделки. Повсеместное нарушение договорённостей везде и всюду. Все правила игры рухнули, никто ничего не соблюдает»...
В нашем Сущем планирование осложнено перманентными турбулентностями мира, а манипуляции — свойством компаний обретать самостоятельную субъектность. Предлагаемая нами смена менеджерской парадигмы состоит в переходе к управлению компанией как транс-субъекту...
«Мы видим, что цифровые технологии становятся новыми инструментами нашей психики, новыми инструментами познания, без которых оно уже не разворачивается. Эти инструменты врастают в нашу психику», – замечает доктор психологических наук Мария Фаликман…
Кибербуллинг, сексуальное использование, вовлечение в преступную деятельность — об интернет-опасностях для детей и подростков рассказал Евгений Креславский, сооснователь Российской ассоциации телефонной психологической помощи…
«Когда мы задаемся вопросом, что значит быть в цифровом мире, в его оптику попадают не достоинства и ограничения цифровой среды, а эпохальная уместность цифрового бытия человека», — отмечает Светлана Николаевна Костромина…
Как формируется системная структура субъективного опыта? Каким образом формируется память? В чем эволюционное значение регрессии? Об этом рассказал Юрий Александров, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО…
Беспомощность, печаль, отсутствие прикосновений, опасение быть обиженным, гнев — эти чувства запечатлеваются в памяти. Если в дальнейшем ребенка травмируют отвержением, насилием и унижением, этот ранний опыт может стимулировать разрушительное поведение.
Зона ближайшего развития есть у всех, она характеризует не только ребёнка. Если мы придерживаемся концепции Выготского, то, чтобы развивался ребёнок, должны развиваться учителя. Педагогика сотрудничества является главным условием для развития…
О гиперподключенности, смешанной реальности, расширенной личности и «новой социальности» как измерениях цифровой социализации рассуждает профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова.
Екатерина Мурашова, психолог, лектор, писатель, рассказывает о современных подростках и о работе в детской поликлинике, о том, кому нужен психолог и что изменилось за 30 лет...
Изобретенный западной культурой феномен «романтической любви» во многом построен на проекциях и идеализации партнера. В других культурах отношения чаще основаны на надежной связи и уважении к партнеру.
Почему в период карантина телесные терапевты не остались без работы? Как терапевту реагировать на сексуальные провокации клиента? В чем уникальность программы ДПО «Телесно-ориентированная психотерапия: системный подход» Института «Иматон»?..
М. Осорина: «Мне кажется, чтобы человек любил людей, чрезвычайно важно осознавать, что эта любовь медленно и постепенно растет, зреет, усложняется, в глубине её лежит то, о чем говорил Швейцер, — уважительное отношение к любому живому существу».
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов представил доклад на симпозиуме «Личность в пространстве возможного».
Пандемия коронавируса помимо медицинских проблем по-новому высветила в российском обществе ряд психологических феноменов, которые прямо влияют на политические процессы и могут представлять угрозу для государства, общества и личности.
Если спросить меня, что такое смысл жизни, я бы сказал, что смысл жизни в том, чтобы прожить жизнь, не изводя себя вопросом, в чем смысл жизни… Смысл вообще подобен Богу у Ж.-П. Сартра: у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может...
ХХI век. Начало новой эры. Управляемая эволюция пола. «100 голов — 100 полов». Полная свобода выбора половой принадлежности: «Ваши принадлежности — Ваш личный выбор!». Исключение — люди, нуждающиеся в изменении пола по медицинским причинам…
Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Алексеевич Леонтьев представил доклад на симпозиуме «Личность в пространстве возможного».
В современной психологии все чаще звучит вопрос: существует ли «оптимальный», гармоничный тип воспитания — или скорее это миф, не отвечающий реальности практик семейного воспитания.
«Психология — и теоретическая, и практическая — подошла сейчас к человеку настолько близко, что прежние методологические позиции здесь не годны... Надо менять позиции и вновь подружиться с философией», — настаивает проф. Б.С. Братусь...
«Важно дифференцировать, стоит ли за гипертрофированным стремлением подростка к свободе типичная возрастная реакция или же это формирующийся негативизм с соответствующими рисками развития агрессивной личности», — отметил Артур Александрович Реан…
Сегодня педагоги часто остаются незащищенными перед лицом родителя, заказчика услуг. Любой родительский педагогический промах, нежелательная реакция ребёнка могут стать причиной обвинения, увольнения воспитателя или учителя...
Об истории формирования представлений о психосоматическом нарушении и современных теориях его возникновения, о диагностике психосоматического расстройства и о примерах психокоррекционной работы рассказала доктор психологических наук С.Л.Соловьева.
С одной стороны, замечательно, что психологическая помощь доступна. С другой стороны, оказывая её, мы поддерживаем и углубляем эмоционально незрелые, инфантильные, иждивенческие позиции. Возникает вопрос: не способствуем ли мы деградации человека как вида?
Один из главных факторов депрессии у современного человека (а может быть, и самый главный) — это переживание одиночества. Один из самых главных факторов переживания одиночества — социально предписанный перфекционизм...
Академик РАН А.Л.Журавлев и профессор В.А.Мазилов: «Книга "Возвращение души" В.Д.Шадрикова напоминает психологам, что они, временно покинув душу как предмет своих исследований, должны рано или поздно вернуться к оставленному…»
Умирает ли любовь под онкологической нагрузкой? Никогда. Но онкологическая нагрузка выявляет истинное положение дел. Иногда — тщательно прикрываемое фиаско близости. Часто — невероятные запасы любви, которые были погребены рутиной условно здоровой жизни.
Что такое «одаренность», из чего она состоит и как ее изучать? Об этом рассказала Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук, в лекции «Эволюция понятия “одаренность”»…
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать