16+
Выходит с 1995 года
13 октября 2024

Кто есть кто

Дина Константиновна Кирнарская

Дина Константиновна Кирнарская

Москва

Доктор психологических наук, доктор искусствоведения, профессор. Музыкальный психолог, музыковед.

Проректор по связям с общественностью, проректор по инновациям и творческой работе, заведующая кафедрой истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных, основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных. Член Диссертационного совета РАМ имени Гнесиных. Президент АНО «Таланты-XXI век». Приглашенный преподаватель Томского областного инновационного учебно-методического центра культуры и искусства.

Журналист и общественный деятель в области художественного образования. Член Союза композиторов, Союза журналистов, член президиума Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования (ISME). Главный редактор журнала «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание».

В 1982 г. окончила ГМПИ имени Гнесиных, в 1988 г. - аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных. Изучала психологию музыки на факультете музыкального образования Лондонского университета. Стажировалась в Лондонском университете по гранту Британского Совета (1996), по программе Фулбрайт в Гарвардском университете (1997-1998), в университете «Бостон-колледж» (2007-2008), участвовала в Зальцбургскх семинарах «Классическая музыка в 21 веке» (1997) и «Высшее образование» (2003).

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности», в 1997 г. - докторскую диссертацию на тему «Музыкальное восприятие: проблема адекватности», в 2006 г. - докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности».

Научные интересы:

  • музыкальная одаренность: психодиагностика, структура, методы изучения
  • взаимодействие человеческой психики и музыкального искусства

Создала уникальную систему тестирования музыкальных способностей, которая служит базой для создания тестовых методик в области диагностики специальных способностей во многих областях деятельности.

Разработала современную методологию преподавания истории музыки: помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, классическая музыка становится более доступной для учащихся самого разного уровня образования.

Подготовила методику привлечения детей в музыкальные школы.

Наряду с международными грантами (программа Фулбрайт) в течение ряда лет выполняла научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры и Министерства образования России.

Была сопредседателем российско-голландского проекта MATRA по развитию арт-менеджмента в Российской Федерации.

В 2000 г. основала продюсерский факультет в РАМ им. Гнесиных. Была проректором по научной работе.

Принимала участие в разработке российской Концепции развития образования в сфере искусства и культуры (2001) и концепции для государств-участников СНГ (2008-2011).

В 2013 году разработала проект обновления музыкального образования «Музыка для всех» в Республике Саха-Якутия.

Основные публикации:

  • Классика на бегу. Музыкальные шедевры от Средневековья до современности. М.: Слово, 2022
  • Homo Musicus. О способностях, одаренности и таланте. М., 2021
  • Актуальные проблемы духовного возрождения России (по материалам ООН и ЮНЕСКО «Роль художественного образования в становлении креативной экономики») // Ежегодник Министерства культуры, 2012.
  • The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. Oxford University Press, UK, 2009.
  • Музыкальные способности. М., 2004
  • Классицизм. М.: Росмэн, 2002, 2003, 2004
  • Классическая музыка для всех. М., 1998, 2020
  • Музыкальное восприятие. М., 1997
  • Психологический портрет композитора, написанный им самим. Часть I, О новаторстве… книга «Классическая музыка для всех»

С 1992 года опубликовала множество статей о различных музыкальных и других событиях культурной жизни в таких центральных газетах как «Московские новости», «Общая газета», в журналах «Итоги» и «Новое время». Некоторые публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Искусство в школе», а также в научных сборниках касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования.

С 1994 по 2002 гг. Д.К. Кирнарская была обозревателем по культуре Русской службы ВВС, с 2004 года выступает на национальном телевидении, преимущественно по каналу «Культура», в качестве эксперта и комментатора.

В 2020 г. награждена нагрудным знаком «За вклад в российскую культуру».

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»