16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Артур Александрович Реан

Артур Александрович Реан

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ.

Председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства. Председатель научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения. Директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета. Заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

Директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, заведующий кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Московского педагогического государственного университета. Председатель Федерального научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства.

Член научно-методического совета по психологии Министерства образования РФ. Заместитель председателя экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии. Член Президиума научно-методического совета по базовому психологическому образованию УМО Минобразования РФ. Член диссертационных советов при МГУ им. М. В. Ломоносова и при Московском университете МВД РФ.

Главный редактор «Российского девиантологического журнала». Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редсоветов и редколлегий журналов «Российский психологический журнал», «Вестник практической психологии образования», «Вестник Российского госуниверситета им. И. Канта», «Вестник Фонда помощи детям в трудной жизненной ситуации», «Защити меня», «Психопедагогика в правоохранительных органах», «Вестник Московского университета МВД России», «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Психология и педагогика», «Психология человека в образовании», «Северо-Кавказский психологический вестник».

Руководитель секции психологии семьи и детства Российского психологического общества. Член президиума, руководитель секции социальных и психологических проблем несовершеннолетних Федерации психологов образования России.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2004-20132017-2021Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2023).

В 1979 г. окончил Башкирский государственный университет и был принят стажёром-исследователем на факультет психологии Ленинградского университета им. А.А. Жданова. После годичной стажировки в 1980 г. поступил в очную аспирантуру факультета психологии этого же университета и в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ проблемы выбора методов обучения в высшей школе». Затем работал в Башкирском госуниверситете ассистентом, затем доцентом кафедры психологии, после чего работал старшим научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией педагогической психологии во Всесоюзном НИИ профтехобразования (Ленинград). В 1992 г. на факультете психологии Ленинградского университета защитил докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы познания педагогом учащихся». Впоследствии работал профессором кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета; был заместителем декана факультета психологии по научной работе. В 1996 г. избран членом-корреспондентом РАО. В 1998 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского университета создал кафедру психологии и педагогики личностного и профессионального развития и был избран её первым заведующим. В 2000–2004 гг. — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии госслужбы при Президенте РФ (Москва). В 2004–2016 гг. — профессор кафедры психологии Московского университета МВД России. С 2006 года — исполнительный директор и научный руководитель Федерального социального проекта «Крепкая семья». С 2016 года заведовал лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ.

В 2016 году избран действительным членом РАО по отделению психологии и возрастной физиологии.

В разные годы был председателем докторского диссертационного совета по педагогической психологии, а также заместителем председателя совета по социальной психологии при Санкт-Петербургском госуниверситете, членом докторских диссертационных советов при РГПУ им. А. И. Герцена, при Институте психологии РАН, при Российской Академии госслужбы при Президенте РФ. В течение длительного времени был членом, а впоследствии заместителем председателя экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ.

В 2000—2004 гг. был председателем редакционного совета журнала «Мир детства».

В 1998–2004 гг. — эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми (ENSCW, Брюссель, Бельгия); в 2002–2007 г.г. — председатель Государственной аттестационной комиссии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (2002—2007); в 2003–2004 гг. — член консультативного совета при комиссии Совета Федерации РФ по молодёжи и спорту; в 2006–2009 гг. — помощник заместителя председателя Совета Федерации РФ.

Специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии, проблем семей группы социального риска, психологии асоциального и делинквентного поведения и его превенции, психологии агрессии, проблем преодоления негативных последствий социального сиротства, психологии социализации и социальной зрелости личности, психологии социальной адаптации личности.

Является одним из создателей (вместе с Я.Л. Коломинским) нового научного направления — социальной педагогической психологии.

Руководитель и разработчик ряда комплексных научно-практических программ, среди которых наиболее значимы «Профилактика наркотизма и асоциального поведения молодёжи» (1998—2001), «Психология агрессивного поведения» (Президентский грант, 1997—1999), «Социальная защита детства» (2000—2002), «Семьи и дети группы риска» (2002—2006), «Крепкая семья» (2006—2011).

Автор более 300 опубликованных работ, в том числе около 20 монографий, книг и учебников, по проблемам психологии личности, социальной, юридической и педагогической психологии. Основные работы:

  • Исследовательский метод в контексте гуманизации образования. Методология, теория и практика: монография / под науч. ред. А.А. Реана, Л.А. Казанцевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2023.
  • Психология воспитания и профилактика девиантного поведения: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Реана. — М.: МПГУ, 2023.
  • Реан А.А., Ставцев А.А., Кузьмин Р.Г. Позитивная психология и педагогика. — М.: МПГУ, 2023.
  • Позитивная педагогика и психология: системный подход к улучшению школьной среды: учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Реана. — М.: МПГУ, 2022.
  • Позитивные психологические интервенции: компендиум практических упражнений: учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Реана. — М.: МПГУ, 2022.
  • Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / Под ред. А.А. Реана. — М.: ЮНИТИ, 2016.
  • Молодежь и социум: психологические и педагогические проблемы: сборник статей / Под ред. А.А. Реана. — М.: МосУ МВД России, 2010.
  • Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. — М., 2009.
  • Психология ребенка от рождения до 11 лет : методики и тесты / под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2008.
  • Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. — М.; СПб, 2007, 2009.
  • Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исследования, практикум. — СПб: Прайм-Еврознак, 2006, 2008.
  • Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. — М.; СПб, 2004, 2007, 2013, 2016.
  • Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. — М.; СПб, 2003, 2006, 2007, 2008.
  • Психология подростка: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
  • Психология среднего возраста, старения, смерти: учебник / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
  • Психология детства: от рождения до 11 лет: полный курс / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-Еврознак, 2003, 2006, 2008.
  • Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб, 2002, 2006; М.: МПГУ, 2022.
  • Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. — М.; СПб, 2001, 2004, 2009, 2010, 2015.
  • Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие. — СПб: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 2001.
  • Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология: Учебник. 8-11 кл. — СПб: Питер, 2000.
  • Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб, 2000, 2008.
  • Социальная работа с детьми и подростками группы риска: тезисы конференции / Под общ. ред. А.А. Реана. — СПб: Благотворительный некоммерческий фонд «Здоровое будущее», 2000.
  • Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. А.А. Реан. — СПб: Питер, 2000.
  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. — М.: Питер, 2000, 2007, 2011, 2015.
  • Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб, 1999, 2008.
  • Реан А.А. Психология изучения личности. — СПб, 1999.
  • Реан А.А., Розум С.И. Психология: учебное пособие. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1999.
  • Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. — СПб: Питер, 1998.
  • Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб, 1996.
  • Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе: учебное пособие. — СПб: ЛГОУ, 1996.
  • Реан А.А. Психология педагогической деятельности (проблемный анализ). — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.
  • Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М.: Высшая школа, 1990.
  • Психология межличностного познания в процессе педагогического общения: Обзор / Сост. А.А. Реан. — Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1990.

Награды:

  • Медаль им. Г. И. Челпанова 1-й степени «За вклад в развитие психологической науки» (2007)
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» 2002, 2003, 2006 гг. в номинациях «Лучший проект в психологическом образовании», «Лучший проект в психологической науке», «Личность года в психологическом образовании», победитель конкурса «Золотая Психея» за книгу «Психология девиантности» в номинации «Книга года по психологии» (2016)
  • Лауреат (победитель) конкурса «Российского психологического общества» 2000 года на лучший учебник за книгу «Психология и педагогика».
  • Лауреат (победитель) Всероссийского конкурса 2004 года на лучший учебник по педагогике за книгу «Педагогика».
  • Лауреат Всероссийского конкурса психологических изданий 2007 за книгу «Психология детства», в номинации Лучший учебник по психологии. (Конкурс Министерства образования РФ и Федерации психологов образования РФ).
  • Памятная медаль «Московский университет МВД России» (2012)
  • Почетная грамота Президиума Российского психологического общества (2016)
  • Благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2016)
  • Благодарность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (2018)
  • медаль имени Л.С. Выготского РАО (2022)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемый Артур Александрович!
    Поздравляю Вас с Днем рождения. Желаю Вам счастья, здоровья, успехов и домашнего тепла. Пусть в этот день для Вас приходят одни приятные новости и поздравления от родных, друзей и коллег.

  • Леонид Михайлович Попов

    Долгие лета и славных учеников и продолжателей Вам, Артур Александрович!

  • Аркадий Борисович Балунов

    Дорогой Артур Александрович!
    Примите мои самые искренние поздравления.
    Желаю Вам новых профессиональных достижений
    и личного счастья!

    Обнимаю, АБ.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»