16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Нинель Ионтельевна Непомнящая

Нинель Ионтельевна Непомнящая

27.07.1931 - 07.10.2018

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующая (до 2008 г.) кафедрой общей психологии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова.

Окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1957 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование первоначального счета у умственно-отсталых детей: к вопросу о путях преодоления дефекта при умственной отсталости», в 1972 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологический анализ начальных этапов обучения (на материале обучения математике детей дошкольного возраста, умственно отсталых и детей с задержкой развития)».

С 1957 г. работала в НИИ дефектологии.

Вела исследования в институте им. Бурденко у Александра Романовича Лурия и в больнице им Ганнушкина у Блюмы Вульфовны Зейгарник, работала в медико-педагогической консультации..

В 1960-х гг. работала в Институте дошкольного воспитания АПН РСФСР.

С 1968-1978 гг. работала в лаборатории психического развития детей Института общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас — ПИ РАО), заведовала лабораторией психологической диагностики.

В 1990-2000 гг. преподавала в Московском педагогическом государственном университете.

В 2001-2008 гг. заведовала основанной ею кафедрой общей психологии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова (сейчас — Российский национальный исследовательский медицинский университет).

Участница Московского методологического кружка в конце 1950-х — первой половине 1960-х гг.

Область научных интересов: целостное исследование человека, определяющие основания личности, психологическая диагностика, направленное развитие личности в процессе воспитания и обучения, психокоррекция и психотерапия, психоонкология.

Занималась проблемами теории и методологии психологии, целостного изучения психики; вопросами обучения и развития, в том числе логико-психологическим анализом обучения.

В конце 1960-х гг. занималась разработкой целостно-личностного подхода к человеку.

Исследуя проблемы личности, выделила три основных компонента психологической структуры личности:

  • ценность — ведущая мотивация, наиболее важное для ребенка содержание и особенности его представления о себе, осознание себя;
  • общая структура деятельности — представляет собой обобщенную форму фиксации опыта выполнения различных видов деятельности;
  • организация содержания сознания.

Исследовала проявления специфичных свойств умственного развития, такие как умение подчиняться требованиям задачи, внутри которой протекает деятельность (умение выделять эти требования и не забыть их); способность выделения требуемого признака и его наличие в предмете- заместителе; учет специфичных признаков замещаемых предметов и особенностей их моделей; выполнение действия с заместителями по логике замещаемых объектов и понимание условности таких действий.

Автор методик методик диагностики развития дошкольников и младших школьников.

Основатель научной школы психоонкологии.

Основные публикации:

  • Психодиагностика личности. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2001, 2003
  • Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). М.: Педагогика, 1983
  • Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992
  • Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / под общ. ред. Н.И. Непомнящей. М.: НИИОП, 1975
  • Опыт системного исследования психики ребенка / под ред. Н.И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975
  • Методология целостного исследования в психологии. М., 1985
  • Ценностность как личностное основание. М., 2000
  • Homo — integer? Человек — целостный? М., 2005
  • Анализ некоторых понятий психологической системы Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1964. №4
  • О генетическом методе в психологии // Питание психологии. Киев, 1964
  • Отношение структурного и генетического методов в психологии // Проблемы исследования систем и структур.М., 1965
  • О связи логики и психологии в системе Ж. Пиаже // Вопросы философии. 1965. №4
  • Теория Л.С. Выготского о связи обучения и развития // Обучение и развитие. М., 1966
  • Понятия обучения и развития в теории Ж. Пиаже // Обучение и развитие. М., 1966
  • Состояние проблемы обучения и развития и задачи дальнейшей её разработки // Обучение и развитие. М., 1966
  • К вопросу о предмете психологического исследования // Материалы 3 Всесоюзного съезда общества психологии СССР. М., 1968
  • Педагогический анализ и конструирование способов решения учебных задач // Педагогика и логика. М., 1993
  • Деятельность, сознание, личность и предмет психологии // Проблема деятельности в советской психологии. М., 1977

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»