16+
Выходит с 1995 года
23 апреля 2024
Буллинг: анализ мирового опыта

Публикуем отрывок из коллективной монографии «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта» под редакцией академика РАО, доктора психологических наук Артура Александровича Реана, представленной на Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года». Вниманию читателей предлагается фрагмент главы, посвященной буллингу.

Жестокость — значимая проблема мирового сообщества, официально признанная несколькими международными организациями. Согласно Конвенции о правах ребенка ООН, школьный буллинг — наиболее распространенное проявление агрессии и жестокости у детей и подростков, подрывающее их право на образование. Буллинг или травля — социальное явление, которое активно изучается с 70-х гг. XX века. Особыми характеристиками буллинга является наличие следующих факторов:

  • агрессивное поведение (косвенное или прямое);
  • неравенство сил между инициатором травли и его жертвой;
  • повторяется неоднократно.

Обобщенное понимание агрессии в психологии включает в себя любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [305], а при еще более широком понимании — причинение вреда и неживым объектам в том числе. Согласно Центру контроля и профилактики заболеваний (США), буллинг — это любое нежелательное агрессивное поведение, которое включает видимый (или ощущаемый) дисбаланс сил между агрессором и жертвой, повторяется неоднократно и приносит вред или дистресс физического, психологического, социального, образовательного характера. Буллинг всегда имеет место в рамках определенного социального контекста, в котором подобное поведение поддерживается и поощряется, что увеличивает вероятность его повторения в будущем. Буллинг может принимать разные формы и происходить в разных коллективах, в настоящей аналитической монографии речь будет идти о школьном буллинге.

Общественная реакция на распространение случаев травли за последние годы значительно возросла. Все больше СМИ стали публиковать репортажи и даже журналистские расследования по данной теме, в ряде стран вслед наиболее громким случаям и появившимся буллинговым тенденциям обсуждаются инициативы по изменению существующего законодательства, введению более жесткого регулирования сети Интернет и ее контента. Однако сам буллинг — неоднородное явление.

Травля сама по себе существовала и до начала ее исследования в XX веке. Буллинг характерен как для детей и подростков, так и для взрослых. Современная наука выделяет различные вариации буллинга, в том числе: школьную травлю, травлю на рабочем месте (моббинг), домогательства, кибербуллинг. Выясняя сходства и отличия различных вариаций буллинга, становится понятнее та или иная реакция со стороны общества на происходящее.

Школьная травля чаще всего встречается в возрасте от 11 до 16 лет, причем для раннего подросткового возраста характерны прямые способы буллинга (физический буллинг). В старшем подростковом возрасте школьники чаще обращаются к косвенным вариантам травли (социальному или вербальному буллингу). Косвенные формы буллинга чаще встречаются среди девочек, для которых в общественном сознании есть неявный запрет на прямое выражение негативных эмоций). Также исследователями и практиками выделяется кибербуллинг, связанный с использованием возможностей сети Интернет, среди которых главные — это анонимность и большой охват аудитории, — для агрессивного преследования человека.

В ситуации травли дети могут выступать в разных позициях: жертвы, агрессора (булли), а также свидетеля, причем у последнего также есть определенные вариации поведения: максимальное отстранение, косвенная или прямая поддержка булли, защита жертвы. Также выделяется группа жертв-агрессоров, то есть детей, которые в одних ситуациях выступают как подверженные травле, а в других (например, в будущем, по отношению к своим же прошлым обидчикам) — как ее инициаторы.

Если школьная травля по содержанию распространена больше в среде младших и старших подростков, то остальные виды буллинга можно увидеть и в более взрослом возрасте. Предположение о том, что среди молодых людей отсутствуют различные варианты буллинга, опровергаются многочисленными социологическими исследованиями. Кроме того, статистику представляют и сайты поддержки подростков, попавших в трудные жизненные ситуации.

К примеру, горячая линия поддержки подростков Великобритании, ChildLine, сообщила, что в 2012/2013 году к ним обратилось более 270000 подростков и молодых людей, при этом более 14000 девочек и 6500 мальчиков обратились по телефону доверия в связи с присутствием в их жизни буллинга или кибербуллинга (рис. 2 и рис. 3).

ChildLine — организация, которая возникла еще в прошлом веке, помогает детям и подросткам в сложных жизненных ситуациях, а также оказывает поддержку их семьям. Ее сотрудники обеспечивают возможность обращения за квалифицированной помощью в экстренных случаях.

При этом представители телефона доверия подчеркивают, что по сравнению с данными 2011/2012 гг. число обращений подростков и молодых людей по поводу столкновения с проблемой буллинга возросло на 8%. Кроме мальчиков и девочек представители горячей линии выделяют категорию тех молодых людей, которые отказались сообщить свой пол и возраст (рис. 4). По количеству обращений они занимают вторую по численности категорию, после девочек.

Буллинг и кибербуллинг оказываются, таким образом, для каждой из категорий весомыми причинами для обращения за поддержкой. Однако если сравнивать соотношения встречаемости традиционных форм буллинга и кибербуллинга, то видно, что для молодых людей кибербуллинг — более насущная проблема (рис. 5).

Если говорить о проблеме половой дискриминации и того, какой пол является более чувствительным к проблеме травли, то можно обратиться к рисунку 6. Британская благотворительная организация Ditch The Label проводила социальный опрос с целью выяснения, насколько сильно молодые люди подвержены различным сценариям буллинга. По данным журналистов, среди 9150 респондентов инициирование травли происходит чаще мужчинами, однако если булли оказывается женщина, то она будет травить скорее другую женщину, чем мужчину. Среди опрошенных большинство молодых людей совмещали учебу и работу.

Термин «моббинг» многозначен. В некоторых исследованиях им принято обозначать ситуации травли на работе, при этом моббинг изучается не только как проблема преимущественно взрослых, но и молодых людей. По статистическим данным в Европе и Америке, молодые специалисты подвергаются агрессивным нападкам со стороны коллег или начальства ничуть не реже, чем взрослые. Другой вариант понимания термина «моббинг» — групповая травля, однако в данном тексте использоваться будет именно первое заданное определение. Если говорить о последствиях, которое травля на рабочем месте оказывает на человека, то моббинг оказывает разрушительный эффект на психику работников и способствует их эмоциональному выгоранию.

Статуэтка «Золотая психея»Артур Александрович Реан
Артур Александрович Реан
лауреат по итогам 2021 года

Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта

Читать дальше

В Бельгии и Канаде уже в 80-х гг. журналисты, подкрепляя свои мысли исследованиями, писали, что моббинг оказывает влияние на личность в целом. В Соединенном Королевстве моббинг чаще применяется к описанию групповых действий по отношению к одному человеку. При этом моббингом могут обозначать и групповую травлю со стороны банды (gang) по отношению к человеку, который не находится с представителями банды в каких бы то ни было отношениях.

Разделяя буллинг и моббинг, исследователи столкнулись с таким вариантом агрессивного поведения, как домогательства (преследования). На сегодняшний день в ряде стран существуют законом подтвержденные различия между буллингом и домогательствами, которые касаются и несовершеннолетних инициаторов подобного поведения. Домогательства существуют в различных формах, к примеру, по отношению к молодежной среде наиболее актуальными являются «моральные домогательства». Несмотря на то, что в мире не существует единого понимания данного термина, к моральным домогательствам относят повторяющиеся ситуации нефизической агрессии на рабочем месте или в таких институциях, как колледж (институт, университет). Данный вид домогательства унижает жертву и длится продолжительное время. Во Франции в 1999 году инициативная группа поддержки жертв домогательств (Harcèlement Moral Stop) определила данный тип преследования как «оскорбительное поведение со стороны начальника или коллеги, направленное на одно или несколько лиц в течение определенного периода времени, осуществляемое многократно и систематически».

Источник: Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта / Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А., Молчанова Д.В; Под редакцией академика РАО А.А. Реана. Санкт-Петербург: Коста, 2021. С. 26–31.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения
    27.11.2023
    Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения
    Научно-практический семинар по проблематике буллинга и его профилактики был организован в рамках деятельности отделения психологии и возрастной физиологии РАО и Научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся.
  • В.Н. Буркова: Буллинг — взгляд антрополога
    13.12.2022
    В.Н. Буркова: Буллинг — взгляд антрополога
    Современный город создает оптимальные условия для процветания буллинга в школах. Этому способствует анонимность, плохая информированность учителей о семьях учащихся, малодетные семьи, частая смена места проживания, слабая социальная интеграция школьников…
  • Главный психолог Югры выяснил, что творилось в классе до поножовщины
    08.12.2022
    Главный психолог Югры выяснил, что творилось в классе до поножовщины
    «Проверка показала, что в школе были проблемы. Краеугольным камнем в конфликте стало молчание классного руководителя», — сообщил директор департамента образования и науки Югры Алексей Дренин.
  • Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге
    10.09.2022
    Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге
    Реакция на проявления буллинга связана с гендерными, возрастными и социально-стратификационными факторами, где определяющими являются материальный и образовательный статус родителей ученика, успеваемость и статус среди одноклассников.
  • А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    08.08.2022
    А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    Жизнь в пространстве травмы и жизнь в пространстве агрессии — в определенном смысле можно между ними ставить знак равенства. Ибо травматический опыт в ситуации агрессии приобретает не только жертва, но и агрессор. А также свидетели, наблюдатели.
  • Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
    09.04.2019
    Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
    Воспользуюсь медицинским термином: у нас нет протокола, то есть прописанного порядка действий в таких случаях... Учителя не знают, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, не понимают, что делать, если они видят насилие...
  • «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
    02.10.2018
    «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
    Программа направлена на формирование психологически безопасной атмосферы в образовательных организациях. Ни один ребенок не должен чувствовать себя униженным, ни один ребенок не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию в школе или на улице. Цель проекта «Травли NET» – вместе с педагогами разобраться в сути явления и освоить эффективные способы предотвращать и прекращать школьную травлю...
  • Алгоритм работы специалиста в случае выявления буллинга в детском коллективе
    20.04.2024
    Алгоритм работы специалиста в случае выявления буллинга в детском коллективе
    «В практике работы МУ “Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи” города Ярославля практикуется комплексная работа: индивидуальное консультирование с жертвой буллинга и тренинговая работа с классом по сплочению коллектива…»
  • Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков
    06.04.2024
    Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков
    «С одной стороны, полученные факты говорят о роли право- и левополушарных функций, касающихся восприятия и оценки времени… С другой — левшество более ярко демонстрирует наличие склонности к разным формам девиантного поведения».
  • Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    02.04.2024
    Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    «Говоря о вооруженных нападениях на школы, неверно считать, что все случаи (и все нападающие) были идентичны: напротив, они отличались по личностным качествам, семейной истории, психическому здоровью».
  • Безопасную образовательную среду обсудили на всероссийской конференции
    15.12.2023
    Безопасную образовательную среду обсудили на всероссийской конференции
    Состоялась всероссийская научно-практическая конференция по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних «Безопасная образовательная среда: стратегии, практики, ресурсы».
  • Деструктивное поведение несовершеннолетних обсудили на научном семинаре
    12.12.2023
    Деструктивное поведение несовершеннолетних обсудили на научном семинаре
    В рамках семинара были обсуждены актуальные проблемы агрессии и деструктивного поведения подростков и молодежи в контексте психологической и педагогической науки.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»