16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Семья и школа. Психолог лишний? Академик А.А. Реан. Саммит психологов

В 11-ом Санкт-Петербургском саммите психологов принял участие Артур Александрович Реан - академик Российской академии образования, профессор, доктор наук, Заслуженный деятель науки РФ, председатель Федерального научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (Москва).

В ходе ключевой панельной дискуссии «Избранные достижения и проблемы современной российской психологии. А был ли кризис?!» ак. А.А. Реан представил доклад «Семья и школа. Психолог лишний?».

В отличие от ситуации 10-15-летней давности, сегодня психологов много. Но при возникшей в последние годы необходимости сокращать бюджет образовательного учреждения директора сокращают именно психологов. Ак. А.А. Реан предлагает задуматься: почему? Что школьные психологи делают не так?

По мнению ак. А.А. Реана, ошибка психологов в том, что мы сами создали завышенные ожидания со стороны администрации школы и общества в целом.

Другая проблема психологической службы в школе – неверно выбранная модель работы. Копия так называемой клинической модели в условиях школы, которая насчитывает до 1000 учащихся и располагает лишь 1 штатным психологом, не оправдывает себя. Гораздо более успешный опыт достигается с применением совершенно другой модели: психологическое консультирование педагогов как специалистов по работе с детьми. Как психологу организовать такую работу и вызвать доверие заслуженных учителей РФ? Ак. А.А. Реан поделился своим опытом.

Как ни парадоксально, утверждает ак. А.А. Реан: «часто именно школа является причиной асоциального и девиантного поведения подростков через так называемую стигматизацию неуспевающих: ты плохой, слабый, неуспешный! А в действительности школа оценивает только академические знания и больше ничего!».

Магистральный путь развития компетенций школьного психолога, по мнению ак. А.А. Реана, лежит в области выполнения масштабной функции медиатора между школой и семьей.

В завершение прозвучал вопрос Надежды Михайловны Казазаевой, директора Центра психолого-медико-социального сопровождения в республике Алтай: «С увеличением числа суицидов детей и подростков у нас крен – обязанность и чуть ли не вина психолога в том, что он соответствующие профилактические мероприятия не провел. Уже есть случаи, когда психологи увольняются, потому что применяются директивные к ним приемы и методы. Как к этому относиться? Наш центр является координирующим органом всей службы психологической школьной в республике Алтай.» Отвечая на этот вопрос, ак. А.А. Реан подчеркнул ведущую роль профессионального сообщества в защите психологов – Российское психологическое общество и Федеральный научно-координационный совет по вопросам семьи и детства РАО могли бы дать свои разъяснение о границах возможного в работе школьного психолога.

 
Мы продолжим публикацию видеозаписей докладов, прозвучавших на 11-м Санкт-Петербургском саммите психологов - следите за обновлениями!
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    16.09.2020
    Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
  • Психология образования: стандарты и перспективы
    01.08.2018
    Психология образования: стандарты и перспективы
    Сегодня, когда Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ уже принята, возникает много вопросов. Зачем нам концепция, почему именно сегодня появилась потребность в продвижении, развитии тех идей, которые были заложены разработчиками этой концепции, создателями психологической службы, более 30 лет назад? … Каковы цели и задачи, планируемые результаты реализации концепции?...
  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    16.03.2021
    К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
  • Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
    15.03.2021
    Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
    Контакт-соприсутствие — это переживание присутствия другого человека или существа в общем пространстве и времени, в ситуации «здесь и сейчас». Способность находиться вместе с другими обеспечивает «вписанность» человека в сообщество…
  • Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
    01.09.2020
    Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
    «Термин «креативность» употребляется как синоним творчества, одаренности, надо смотреть, на какую концепцию ссылаются. Разница не в термине, а в парадигме, в которой он раскрывается», – отметила Диана Борисовна Богоявленская…
  • Елена Кравцова о зоне ближайшего развития
    30.03.2020
    Елена Кравцова о зоне ближайшего развития
    Зона ближайшего развития есть у всех, она характеризует не только ребёнка. Если мы придерживаемся концепции Выготского, то, чтобы развивался ребёнок, должны развиваться учителя. Педагогика сотрудничества является главным условием для развития…
  • Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    11.03.2020
    Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    На Всероссийском фестивале практической психологии, посвящённом 30-летию Компании «Иматон», с пленарными докладами выступили признанные эксперты в различных областях практической психологии...
  • Подлые, нежные и вечные вопросы: дискуссия на Саммите
    04.09.2019
    Подлые, нежные и вечные вопросы: дискуссия на Саммите
    «Мамардашвили говорил о том, что акты сознания необратимы. Вот то, что сейчас произошло, это какая-то подвижка к необратимости, по крайней мере, моего акта сознания. Как можно было жить прежде, спрашиваю себя, не слыша того, что я сегодня услышал от Бориса Сергеевича!.. Вот те слова, которые я сегодня услышал, надо осмыслять и обживать долго» - откликнулся В. Петровский на доклад Б. Братуся. Читайте отклики известных учёных на доклады дискуссии Саммита психологов...
  • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    07.06.2018
    12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
  • Фантазирование в жизни взрослых и детей
    22.08.2017
    Фантазирование в жизни взрослых и детей
    Как понять, что означает фантазирование ребенка и чем оно отличается от фантазирования взрослого человека? Тему фантазирования раскрывает в рамках лекции «Повседневное фантазирование в жизни взрослых и детей» Мария Владимировна Осорина - детский психолог, кандидат психологических наук, член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, специалист в области возрастной психологии, психологии развития и психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»