16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Санитарная зона для творчества

В один день послушала две беседы, и в каждой – о необходимости чистоты, экологии информационного пространства вокруг себя. Потому что услышать себя можно не всегда – собственный голос выходит наружу, как ночной вор – когда нет никого (в смысле – чужих голосов), и все спокойно, и он не будет застигнут врасплох, спугнут чужой мыслью, как приземлившийся воробей.

Первая беседа – лекция писателя, автора детективного жанра А.Чиж. Он упомянул выступление психотерапевта А.Курпатова перед бизнес-элитой в Давосе, где рассказывается, что «человек, пользующийся мобильным телефоном постоянно, перестаёт критически мыслить». Эту лекцию я слушала раньше, вот цитата из нее: «Наш мозг работает в 3 главных режимах: потребления информации, ориентацией в окружающей обстановке, и мозг, который думает «ни о чем» - в этом третьем состоянии и приходят озарения и инсайты. … В ситуациях, когда вы потребляете контент постоянно, мышление не задействуется, и мозг, по сути, впадает в спячку … для того, чтобы задействовать мозг, необходимо 23 минуты. Т.е. необходимо НЕ БЫТЬ в телефоне минимум 23 минуты. В среднем человек в день заглядывает в телефон каждые 15 минут».

Иными словами: чтобы на вас снизошло озарение, решение долгосрочной творческой задачи, проявилась ваша глубинная сущность, необходим «санитарный коридор», изоляция от внешнего потока информации на протяжении некоторого времени.

Об этом читала у Т.Москвиной в рассказе «Обмани смерть»: «Утром я съедала два яйца всмятку и писала книгу, от руки. Потом шла на залив. Если было лень готовить, обедала в кафе на берегу. Не будешь суп варить для одного себя, а я с детства к супу приученная. Потом я читала или раскладывала пасьянсы. Иногда снова бралась за писанину. Поздним вечером я сидела на крылечке, поставив казённый стул, курила и глядела в небо. Сейчас эту чудесную картинку – как я завтракаю, как иду лесной дорожкой на залив, как смотрю на звёзды в ночном небе – смело бы в единый миг звонком мобильного телефона. Я была бы взмахом дурной волшебной палочки изъята из блаженного личного пространства и перенесена туда, где все. Туда, где тебя могут достать в любой момент. Но тогда кончался ХХ век, и человечку ещё дозволено было настоящее уединение».

Вторая беседа – видеоинтервью с писательницей Татьяной Толстой. «Я практически не читаю современной литературы. Писатели знают, что писатели друг друга не читают, по разным причинам. Во-первых, скажем так: мы все время сидим и ждем, чтобы через нас текст пошел. У графомана нети проблем – через него текст идет, как будто трубу прорвало. А у писателя стоят такие фильтры, и мы не знаем – пойдет оно или не пойдет. А для того, чтобы текст пошел, нужно несколько факторов.

В частности, нужна некая очистка ушей, это – тишина, событие, которое через тебя хочет проговорить, какой-то сюжет. Внешний информационный поток эту тишину замутняет. И писатели, особенно живые и современные, с несхожим с тобой дискурсом, они эту тишину замутняют. Ведь писатель информацию не дает. Что случилось, кто куда пошел – это новости дают, а писатель дает нам на более глубоком уровне. Он, как борщевик, может повлиять на твою генную систему. Поэтому читать многих, почти всех современников, в этом смысле – опасно. Это не значит, что я их не читаю. Просто либо они мне совсем не нужны, я скользнула взглядом, и мне не интересно, что там дальше будет, вот через 10 страниц, что случится – да все сюжеты я знаю наизусть. Мне интересно, как это написано. Мешает - и я сразу выбрасываю. Поэтому я очень мало знаю перечисленных современных… Попробовала этого, другого … - нет, не нужно. Я не говорю, что они плохие – не нужно».

В который раз вспоминается рекламный ролик, где молодой писатель уединился на девственном берегу реки и начал сочинять, глядя на воду: «Плыли дни…»

Уединение, покой, тишина…

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»