• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

14 — 15 декабря
Уфа

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

16 — 17 декабря
Online

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
Кудрявцев Владимир Товиевич

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования Института профессионального образования им. К.Д.Ушинского Московского городского педагогического университета. Директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».

Член Совета Московского психологического общества. Член правления философского общества «Диалектика и культура».

Научный консультант журнала «Обруч». Член редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», «Детский сад: теория и практика», «Организационная психолингвистика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).

В 1983 г. окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института, в 1986 г. — аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики: по материалам психологии детей дошкольного возраста», в 1997 г. - докторскую диссертацию на тему «Идея историзма в психологии развития: теоретико-методологическое исследование».

С 1995 г. преподает в Московском городском педагогическом университете, с 2021 г. - ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования.

В 2001 г. в Москве организовал «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», целью которого является разработка, апробация, внедрение и распространение перспективных технологий развития и поддержки человеческих способностей в сфере образования, культуры, экономики, политики и др.

Заведовал лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО. Заведовал кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

В 2015 г. учредил Центр «РОКС», обеспечивающий научно-методическую и издательскую поддержку разработки вариативных моделей развивающего дошкольного образования.

С 2017 г. работает в МГППУ.

Возглавлял Международную ассоциацию развивающего дошкольного образования.

Сфера исследовательских и практических интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного-развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства.

Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней (1996–1999), концепции культуросообразного образования (2002), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997–2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка (БТКК — Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др.

Построенные на этой основе образовательные модели апробируются и внедряются в ДОУ и школах 50 регионов России.

Выступал научным руководителем ряда российских экспериментальных дошкольных учреждений и школ (в частности, школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368» г. Москвы, на базе которой в 1990-e-2000-e гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования — с дошкольного уровня до старших классов). Совместно с проф. Э. Камиа (Университет Букио, Киото, Япония) ведет работу в рамках российско-японского образовательного проекта KKDD — Kudriavtsev’s & Kamia’s Dai Do (проект Кудрявцева и Камиа «Большой Путь»). Руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».

Сочетая исследовательскую, организационную и общественную деятельность с преподавательской, подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997). Приглашался для чтения лекций по проблемам теории развивающего образования в ряд университетов Западной Европы и Японии. Через свой сайт проводит просветительскую и консультационную работу с многочисленными посетителями.

Читает курсы:

  • Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
  • Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
  • Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере
  • Философия и методология современной науки
  • Детство как культурно-исторический феномен
  • Обучение и развитие дошкольников

Автор свыше 500 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Дошкольное воспитание» и др.). Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах «Russian Education and Society», «Journal of Russian and East European Psychology»). Основные работы:

  • Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (М., 1991)
  • Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования (М., 1996)
  • Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход (М., 1997)
  • Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка (М., 1997)
  • Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (М,, 1997-2000)
  • Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода (М., 1999)
  • Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению (М., 1999)
  • Развивающая педагогика оздоровления (2000)
  • Творческий потенциал дошкольника: природа и структура (М., 2002)
  • Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие (2003)
  • Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров (2003)
  • Личностный рост ребенка в дошкольном образовании (М., 2005)
  • Тропинки: концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования (М., 2007)
  • Психология раннего студенческого возраста (2014)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (М., 2016)
  • Об образовательном статусе дошкольной ступени в свете новейших административных трендов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 3. С. 10-17.
  • Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5. с. 5-11.
  • Нестандартный стандарт // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 12. С. 114-116.
  • Планета Вернадского (к юбилею мыслителя и ученого) // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 12. С. 234-235.
  • Маленькая энциклопедия капризов маленьких детей. Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 1. С. 50-57.
  • «Психо-Логос» любви взрослый и детский // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 5. С. 16-23.
  • О развивающей педагогике оздоровления // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 6. С. 64-73.
  • О неожиданном образовании и ожиданиях образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. № 2. С. 13-25.
  • Секрет Пушкина и тайна души человеческой (к 125-летию со дня рождения) // Известия Южного федерального университета. 2014. № 7. С. 21-25.
  • О золотом веке культуры, ее всемирном доме и добром гении (посвящение Клоду Леви-Строссу) // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 4. С.62-65.
  • Последний и Первый могиканин в психологии. Слово о Владимире Петровиче Зинченко // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 25-27.
  • Личностные особенности первокурсников, не умеющих работать с учебным текстом // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 134-157 (в соавт. с Е.Л.Бережковской, А.М. Прихожан, Г.Б. Ховриной).
  • Особенности личностной сферы у первокурсников, живущих и обучающихся в условиях городов с различной социокультурной средой (кросскультурное исследование) // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № 20. С. 158-181 (в соавт. с Е.Л. Бережковской, О.Г. Кравцовым, А.М. Прихожан).
  • Воображение – «третий глаз» культуры // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 1. С. 12-24.
  • Три размышления о природе творческого дара // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 4. С. 21-36.
  • По итогам научно-практической сессии «Теория и практика учебной деятельности: традиции и инновации» к 85-летию со Дня рождения В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. C. 202-204.
  • О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 8-14.
  • Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2. С. 69-61.
  • О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 8-14.
  • Еще раз об опосредствовании в культурно-исторической психологии // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3. С. 77-87.
  • Провокация продолжается. К 160-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4. С. 95-100.
  • Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. 2016. № 3. С. 113-128.
  • Лев Выготский: зона вариативного развития // Образовательная политика. 2016. № 3 С. 2-5. (в соавт. с А.Г. Асмоловым).
  • Становление свободы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 1. С. 12-21.
  • Культурно-историческая психология – «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 1. С. 4-20. (в соавт. с А.Г. Асмоловым).
  • От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование школа (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. № 3. С. 12-14.
  • Творческий потенциал культуры и человеческое развитие круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 47-48.
  • Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей (интервью с В.В. Рубцовым) // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 106-121.
  • Этнопедагогика развития и творчества // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 4-14.
  • Т.В. Кудрявцев: техника приглашает к мышлению и творчеству (к 90-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 4 (48). С. 65-79

Награды:

  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Поздравления с днём рождения

Владимир Товиевич, поздравляю Вас с замечательным днем - Днем появления на свет!!!

13.03.202108:50:08


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
1 декабря 2021 , среда

В этот день

Ирина Владимировна Абакумова празднует юбилей! Поздравить!

Мария Семёновна Ширяк празднует день рождения! Поздравить!

Наталия Оюновна Товуу празднует день рождения! Поздравить!

Елена Павловна Кораблина празднует день рождения! Поздравить!

Евгений Юрьевич Абриталин празднует день рождения! Поздравить!

Зарина Исраиловна Гадаборшева празднует день рождения! Поздравить!

92 года назад родился(ась) Кирилл Васильевич Бардин.

Скоро

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

14 — 15 декабря
Уфа

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

16 — 17 декабря
Online

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
1 декабря 2021 , среда

В этот день

Ирина Владимировна Абакумова празднует юбилей! Поздравить!

Мария Семёновна Ширяк празднует день рождения! Поздравить!

Наталия Оюновна Товуу празднует день рождения! Поздравить!

Елена Павловна Кораблина празднует день рождения! Поздравить!

Евгений Юрьевич Абриталин празднует день рождения! Поздравить!

Зарина Исраиловна Гадаборшева празднует день рождения! Поздравить!

92 года назад родился(ась) Кирилл Васильевич Бардин.

Скоро

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

14 — 15 декабря
Уфа

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

16 — 17 декабря
Online

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь