16+
Выходит с 1995 года
25 апреля 2024

Кто есть кто

Зинаида Николаевна Новлянская

Зинаида Николаевна Новлянская

Москва

Кандидат психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО.

Поэт. Член Союза писателей России.

После школы некоторое время работала на авиационном заводе.

В 1966 г. окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

По окончании университета работала в школе, в научной библиотеке МГУ, вела литературную студию в Московском городском дворце пионеров.

В 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Исследование элементарных проявлений компонентов литературно-творческих способностей в младшем школьном возрасте».

Специалист в области психологии детского творчества, психологии художественных способностей, инновационных методов преподавания литературы в школе, литературно-художественному развитию школьников. Ведет исследования становления авторской позиции у школьников в процессе обучения, психолого-педагогических условий литературного развития школьников.

Автор курса «Литература как предмет эстетического цикла» (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).

Эксперт телепередачи «Тем временем».

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: МГУ, 2022.
  • Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1978. - 48 с.
  • Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
  • Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М., 1987; Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 143 с.; 2-е изд. - М.: Журнал «Искусство в школе», 1995. - 142 с.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 158 с.
  • Преподаватель искусства как художественный критик / З.Н. Новлянская. - М.: Школьная книга, 2000.
  • Концепция курса «Литература как предмет эстетического цикла» / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Эврика, 2004.
  • Психологические основы художественного развития / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - М.: МГППУ, 2006. 160 с.
  • Ребенок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  • Художник в каждом ребенке : цели и методы художественного образования: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
  • Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / З.Н. Новлянская, А.А.Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. - Дубна: Феникс+, 2009. 272 с.
  • Учение и творчество / З.Н. Новлянская. - М.: ПИ РАО, 2010. - 108 с.
  • Деятельностный подход к литературному развитию школьников / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М. Авторский клуб, 2015. - 68 с.
  • Становление авторской позиции в детском литературном творчестве / З.Н. Новлянская. - М.: Авторский клуб, 2016. - 182 с.
  • Для родителей первоклассников / З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. - М.: Вита Пресс, 2017. - 95 с.
  • Психологические вопросы построения школьного курса литературы / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман Г.А. // Развитие психики школьника в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  • Психологические особенности среднего возраста и руководство художественным творчеством подростка / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Эстетическое воспитание и экологическая культура. - М., 1988.
  • Введение ребенка в мир художественной литературы / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман Г.А. // Творчество и педагогика. - М., 1988.
  • Почему ветшают слова о самом важном / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. - М., 1990.
  • Роль установок в развитии художественного восприятия / З.Н. Новлянская // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М.: Флинта, 1999.
  • О способностях к литературному творчеству / З.Н. Новлянская // Психология одарённости детей и подростков. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000.
  • Литературно-творческое развитие школьников: общая концепция художественного развития / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев // Одарённые дети: теория и практика. - М., 2001.
  • Самореализация в творчестве / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. - М.: Уникум-Центр, 2003.
  • Становление читательской позиции у детей и подростков / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Библиопсихология и библиотерапия. - М.: Школьная библиотека, 2005.
  • Литературное творчество в общеобразовательной школе / З.Н. Новлянская // Северный модерн. Диалог культур. - СПб: Европейский дом, 2005.
  • Тест грамотности чтения (Художественные тексты. Эпос Лирика) / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе. - М.: Университетская книга, 2007. - С, 79-83.
  • Взрослое чтение младшего подростка (Литература Древнего мира в 5 классе) / З.Н. Новлянская // Проблемы чтения детей 10-12 лет. - М.: Спутник +, 2008. - С. 84-99.
  • Тест грамотности чтения художественных текстов / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Диагностика учебной успешности в начальной школе. - М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009. С. 75-85.
  • Психология и литература в диалоге о человеке / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Л. Карпова и др. - М.: РШБА, 2016. - 367 с.
  • Чтение: сотворчество понимающих / З.Н. Новлянская // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - М.: ИХОиК РАО, 2018. - С. 21-25.
  • Educative the reader of literature / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // International Handbook of reading education. - L.: Greenwood Press Westward Couneatiat.
  • Soviet Union / Бондаренко С.М., Голод В.И., Граник Г.Г., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман Г.А. // International Handbook of Reading. - London, 1992.
  • О некоторых предпосылках развития литературных способностей в младшем школьном возрасте / Новлянская З.Н. // Вопросы психологии. 1970. №6. С. 103-113.
  • Принципы построения курса литературы как предмета эстетического цикла / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Вопросы психологии. 1978. №6. С. 24-35.
  • Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Вопросы психологии. 1979. №3. С. 153.
  • Что значит: понимать художественное произведение? / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Семья и школа. 1982. №6. С. 27.
  • Как развивать художественное восприятие у школьников? / Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Знание. 1988. №2.
  • Литература как предмет эстетического цикла / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 1991. №1.
  • Цикл статей о психологии литературного творчества / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Учительская газета. 1992.
  • Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1, №1. С. 46–52.
  • Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1, №2
  • От маленького писателя к большому читателю / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1996. №44, ноябрь.
  • Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1, №4; 1997. Том 2, №1.
  • Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла» в 1-м классе / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 1997. №1.
  • Литература как предмет эстетического цикла: Уроки по программе / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 1997. № 3-4; 1998. № 1-5; 1999. № 1-2, №4; 2001. № 1-3; 2002. № 1-3.
  • Освоение художественной формы на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5, №1.
  • Чувство слова / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 2001. №5.
  • Как оценивать художественное творчество ребенка? / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 2002. №6.
  • Что такое общее образование? / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Управление школой. 2003. №1.
  • Роль авторской позиции в художественном развитии ребёнка / З.Н. Новлянская // Искусство в школе, 2004. №5.
  • Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения / З.Н. Новлянская, Г.Н.Кудина // Вопросы психологии. 2005. №4.
  • Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук // Дефектология. 2009. №5.
  • «Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25, №4. С. 71–80.
  • Опыт творчества универсален. Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым и З.Н. Новлянской // Современное дошкольное образование. 2020. №6.
  • Психологически предпоставки за художественото развитие на подрастващите от средната училищна възраст / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Народна просвета. 1986. №10 (на болгар. яз.).
  • Литературное чтение: учебник-тетрадь / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1998. - 128 с.
  • Литературное чтение: Учебник-хрестоматия для 1 класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2001. - 126 с.
  • Литературное чтение: Учебник-хрестоматия для 3-го класса: В 2 ч. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ОНИКС 21 век, 2002.
  • Литературное чтение: Учебник для 1-го класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - 2-е изд. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2002. - 125 с.; 3-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 103 с.; 4-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век; Московские учебники, 2005. - 104 с.; 5-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2006. - 104 с.; 6-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2008. - 103 с.; 7-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2009. - 103 с.
  • Литературное чтение: Учебник для 2-го класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2002. - 126 с.; 3-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2003. - 126 с.; 4-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС: Московские учебники, 2006; 5-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2007; 6-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2008; 7-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС; Московские учебники, 2010.
  • Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 ч. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - 2-е изд. - М. : ОНИКС 21 век, 2003; 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2006; М.: ОНИКС; Московские учебники, 2007; 4-е изд. - М.: ОНИКС, 2008.
  • Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС 21 век, 2003; 2-е изд. - М.: Оникс 21 век, 2004; 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2005, 2007; 4-е изд. - М.: ОНИКС; Московские учебники, 2008; М.: ОНИКС, 2010.
  • Тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2005. - 47 с.
  • Литература. 5 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС, 2005; 4-е изд. - М.: Авторский клуб, 2015.
  • Литература. 6 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС, 2006; М.: Авторский клуб, 2018.
  • Литература. 7 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС, 2007.
  • Литературное чтение. 1 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2018.
  • Литературное чтение. 2 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2018.
  • Литературное чтение. 3 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019.
  • Литературное чтение. 4 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
  • Литературное чтение. 1 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
  • Литературное чтение. 2 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019.
  • Литературное чтение. 3 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019.
  • Литературное чтение. 4 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
  • Литературное чтение. 3 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литературное чтение. 4 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2020; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литературное чтение. 2 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2020; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литературное чтение. 1 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2020; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: метод. разраб. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М., 1990. - 295 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) : 1-5-е кл. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1997. - 26 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова): 1-9-е кл. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1998. - 32 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 270 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: тексты к урокам / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 61 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: тексты к урокам и страницы учебника / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996. - 39 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 382 с.; 3-е изд., дораб. - М.: ИНТОР, 1998. - 319 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: тексты к урокам / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 69 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: страницы учебника / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 37 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: тексты к урокам и страницы учебника / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996. - 70 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 3-й класс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 396 с.; 3-е изд., дораб. - М.: ИНТОР, 1997. - 287 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 3-й класс: тексты к урокам / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 101 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: страницы учебника: 3-й класс / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 23 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 5-й класс: В 2 ч. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1995.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 5-й класс: вводный курс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996. - 320 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 6-й класс: метод. пособие / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1997. - 368 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 6-й класс: тексты к урокам / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1997. - 142 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 7 класс: метод. пособие / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1998. - 351 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 8 класс: Метод. пособие для учителя / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - Самара: Федоров, 1999. - 406 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: метод. пособие к учебнику-тетради «Литературное чтение» / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 4-е изд., перераб. - М.: ИНТОР, 1998. - 206 с.
  • Тексты к урокам и страницы учебника. 1 класс / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1998.
  • Тексты к урокам и страницы учебника. 2 класс / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1998.
  • Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян: тексты. Для 6 класса / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1997. - 278 с.
  • Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция: тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1998. - 237 с.
  • История мировой литературы. 7 класс. Литературные памятники Средневековья: тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Интор, 1998. - 287 с.
  • История мировой литературы. 8 класс. Книга I. Эпоха Возрождения. Тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М. - Самара - Элиста: Федоров, 1999.
  • История мировой литературы. 8 класс. Книга II. Классицизм. Эпоха Просвещения. Тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М. -Самара - Элиста: Федоров, 1999.
  • История мировой литературы. 8 класс. Книга III. Литература XIX – XX вв. Тексты к урокам / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. М. - Самара - Элиста: Федоров, 1999.
  • Словарь литературоведческих терминов: для школьников и преподавателей / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, А.Н. Архангельский. - 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2008. - 45 с.
  • Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литературное чтение»: Для 1 класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Дом педагогики, 2001. - 62 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 1 класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ОНИКС 21 век, 2003. - 222 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2 класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Оникс 21 век; Дом педагогики, 2002. - 258 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Оникс 21 век, 2003. - 318 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Оникс 21 век, 2003. - 351 с.
  • Литература. 6 класс: методическое пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс, 2007. - 654 с.
  • Литературное чтение: программа для начального общего образования; Литература: программа для основного общего и среднего (полного) общего образования / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. - М.: ОНИКС, 2007. - 124 с.
  • Блоковский вечер в школе: Стихотворения, пьесы, инсценировки / Сост. З. Новлянской, В. Климовского. - М.: Детская литература, 1980. - 318 с.

Поэтические сборники:

  • Дерево корней: Стихи и поэмы / З. Новлянская. - М.: МГПО «Мосгорпечать», 1992. - 106 с.
  • Ночной костер: стихотворения / З. Новлянская. - М.: Типография Россельхозакадемии, 2012. - 178 с.
  • «Стихи — продолжение мое и начало...» / З Новлянская. - М.: Знание, 1982. - 95 с.
  • Стихи разных лет / З. Новлянская, В. Буцков. - М.: РБП, 1994.

Награды:

  • лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку курса «Литература как предмет эстетического цикла» (1999)
  • медаль им. Г.И. Челпанова II степени «За вклад в развитие психологической науки» (2007)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Константин Дмитриевич Уляшев

    Уважаемая Зинаида Николаевна, с днем рождения Вас! Творческих успехов, активного долголетия, новых публикаций! Доброго здравия, всего самого наилучшего! Ваш уникальный курс литературы как предмета эстетического цикла продолжает вдохновлять учителей на воспроизводство культуры слова, текста и поступка!
    С глубочайшим уважением, Константин Уляшев

  • Наталия Львовна Карпова

    Дорогая Зинаида Николаевна, поздравляю с днем рождения!
    Вы - замечательный психолог, филолог, педагог, поэт и красивый творческий Человек, посвятивший свою жизнь развитию творческих способностей детей.
    С интересом читаем Ваши статьи и книги, а Ваш с Галиной Николаевной Кудиной многолетний обучающий любви к литературе эксперимент в одной из Московских школ неповторим...
    Знаем, что свои первые стихотворные строки Вы написали в семь лет, а участников наших групп семейной логопсихотерапии уже много лет поддерживают и вдохновляют Ваши строки:
    "Найти слова... И можно будет встать,
    И оглядеть дела свои земные.
    Иные - бросить, завершить иные
    И всю свою судьбу перелистать.
    И - выпрямиться, кверху потянуться...
    Найти слова. И будет с чем вернуться.
    Рада возможности сотрудничества с Вами и желаю новых творческих планов и сил!
    С уважением, Наталия Львовна Карпова

  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Уважаемая Зинаида Николаевна! С днем рождения Вас. Умоляю, внедрите свою гениальную (лонгэтюдную) разработку в реальный образовательный процесс. Жду. И не я одна. Все российское детство и юношество тоже

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»