16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Психология, литература, кино, театр в диалоге о человеке

Статья в поддержку проекта, представленного к участию в XXII Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2020 года в номинации «Книга года по психологии», — трилогии монографий «Психология, литература, кино, театр в диалоге о человеке». О проекте рассказывает Зинаида Николаевна Новлянская, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности ФГБНУ «Психологический институт РАО».

Вышедшая в 2020 году из печати коллективная монография «Психология. Литература. Театр. Кино» завершает своеобразную трилогию монографий, подготовленных к объявленным в России Году литературы (2015), Году российского кино (2016), Году театра (2019). Эти годы были отмечены сотрудниками Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО) и Литературного института имени А.М. Горького организацией и проведением трёх международных научных конференций: «Психология и литература в диалоге о человеке» (2015), «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов» (2016), «Психология, литература, кино в диалоге с театром» (2019). Материалы этих конференций и послужили основой всех вышеназванных коллективных монографий, которые выпустило издательство Российской школьной библиотечной ассоциации (РШБА).

Все предлагаемые вниманию читателей книги отражают общие принципы, которых придерживались организаторы конференций: междисциплинарный подход, сочетание научных исследований в различных областях искусства с художественными и педагогическими практиками, тематическое и жанровое разнообразие представленных материалов (от научных работ теоретического плана до конкретных образовательных методик и художественных произведений). Авторами монографий стали исследователи в разных областях научного знания (психология, искусствоведение, педагогика, психотерапия) и профессионалы-практики, представляющие как различные виды искусства (литературу, кино, театр), так и современные поиски в области преподавания художественных дисциплин. Этими обстоятельствами и обусловлена общая нетрадиционность содержания книг: они мало похожи на обычные сборники материалов научных конференций.

Обладая подобными общими чертами, каждая из книг, тем не менее, отличается неповторимым своеобразием содержания.

Уже в первой книге «Психология и литература в диалоге о человеке» (2016) междисциплинарный характер конференции и её принципиальная разнонаправленность нашли отражение в широте и глубине проблем, представленных в выступлениях участников и присланных на конференцию научных статьях. Эти материалы размещены в четырёх первых разделах монографии.

В открывающем книгу разделе «Психология в литературе и литература в психологии» собраны исследования, рассматривающие различные аспекты познания внутреннего мира человека в искусстве слова и в науке о человеческой душе, выделяются сходство и различие научного и художественного анализа, возможность психологии и литературы быть ресурсом друг для друга.

Раздел второй «Психология — литературному образованию» содержит материалы, посвящённые проблемам школьного и внешкольного обучения чтению художественной литературы, воспитанию высокой культуры восприятия литературных произведений, практике привлечения литературных произведений к занятиям по психологии.

Следующий раздел — «Теория и практика читательской деятельности» объединил работы, представляющие различные теоретико-философские концепции чтения, исследующие образ современного читателя и круг его интересов. В нём представлены также материалы, рассматривающие вопросы технологии читательской деятельности, формирования читательской грамотности, преодоления трудностей в чтении.

А четвёртый раздел «Библиопсихология, библиопедагогика, семейное чтение, библиотерапия» знакомит читателя с особенностями работы педагога-библиотекаря и школьного психолога по приобщению учеников к чтению, с проблемами семейного чтения и его ролью в жизни семьи и воспитании детей. Особое место в разделе отведено работам, показывающим терапевтические возможности литературы, и различным аспектам библиотерапии.

В последних разделах монографии — пятом и шестом — представлено литературное творчество отечественных и зарубежных учёных (раздел «Учёные тоже пишут стихи и прозу»), а также художественные произведения профессиональных писателей и поэтов (раздел «Писатели в гостях у психологов и педагогов»).

Вторая монография под названием «Литература на экране» (2018) состоит из двух Книг и отражает материалы конференции, посвящённой Году кино. В этом году круг участников конференции заметно расширился: к психологам, литераторам и педагогам примкнули и представители экранных искусств. В их числе были как киноведы и кинокритики, так и сценаристы, режиссеры, актёры.

Визуальные, в первую очередь — экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направлений важное место неизменно сохраняет за собой экранизация произведений литературы.

Наверное, для отечественной культуры этот жанр киноискусства особенно значим. Едва ли нужно напоминать, что с художественной литературой связаны высочайшие, всемирно признанные достижения отечественной культуры последних двух столетий; и не случайно наш кинематограф, в отличие от западноевропейского, зарождался и делал первые шаги именно на пути создания экранных версий произведений великих писателей.

Но как же много острых, подчас неожиданных эстетических, психологических, воспитательных, образовательных и других проблем связано с этим направлением киноискусства — с экранизацией литературного первоисточника!

Существуют статистические данные о том, что после выхода экранизации заметно увеличивается спрос на первоисточник и в книжных магазинах, и в библиотеках. Каковы бы ни были мотивы этих покупателей и читателей, факт сам по себе положительный; очевидно, экранизация способна играть просветительскую роль, популяризировать классику. Кроме того, талантливый фильм может высветить в произведении многое такое, чего неискушенный читатель не «вычитал» бы в тексте длинного романа…

Погружаясь в содержание монографии, можно выделить те основные точки зрения, с которых авторы, руководствуясь своими профессиональными интересами, видят и обсуждают обозначенные проблемы.

Одна из них — точка зрения кинематографистов, располагающихся, образно говоря, по разные стороны экрана. Это, во-первых, те, кто создаёт экранные версии литературных произведений, «переводит» литературу на язык кино: сценаристы, режиссёры, актёры, специалисты по кастингу. И, во-вторых, те, кто оценивает результаты их труда, — киноведы и кинокритики.

Главное, что обсуждают кинематографисты-практики, — та совокупность профессиональных, этических, образовательных, организационных факторов, которые помогают или затрудняют создание полноценного экранного эквивалента литературного произведения. Для киноведов и критиков главное — другое: оценить полученный результат как самостоятельное явление искусства и сопоставить его с литературным первоисточником.

Другая точка зрения представлена людьми, которые тоже, подобно киноведам и кинокритикам, находятся «по эту сторону» экрана, но не в качестве оценивающих специалистов и не в качестве «рядовых» зрителей. Это учителя, воспитатели, психо- и арт-терапевты. Для них работа с экранизацией — это средство решения «некинематографических» задач: эстетического развития детей, обучения литературе, воспитания ценных человеческих качеств или оказания психологической помощи того или иного рода.

Представлена в книге и точка зрения психологов, исследователей закономерностей создания и восприятия художественного образа и зрительного образа как такового.

Первая Книга «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов» включает четыре раздела.

Первый раздел — «Психологические, философские, литературоведческие проблемы экранизации литературных произведений». Он посвящён преимущественно общим вопросам соотношения визуального и словесного образа, литературного текста и кинотекста, особенностям психологической позиции читателя и зрителя. В статьях этого раздела проблема литературы на экране выступает во всей своей многогранности, речь идёт не только о художественной словесности (хотя в первую очередь, конечно, о ней), но и о научной, и о документальной литературе.

В статьях второго раздела — «Педагогические и психотерапевтические аспекты работы с экранизациями художественной литературы» — речь идёт о том, какие образовательно-воспитательные возможности даёт взаимодействие кино и литературы в работе с дошкольниками и подростками, со старшеклассниками и студентами, в условиях школьного урока и в дополнительном образовании. Ряд статей написан специалистами, которые привлекают ресурсы литературы и экранных произведений, в том числе мультфильмов, в психотерапевтической и коррекционной практике.

Авторы третьего раздела — «Художественная литература на экране» — это преимущественно киноведы и кинокритики. Здесь идёт профессиональное обсуждение экранизации как особого жанра киноискусства. Содержательно обсуждаются и оцениваются «этапные» экранные версии произведений русских и зарубежных классиков и современных российских писателей, вопросы принципиальной возможности и условий сохранения на экране духа литературного первоисточника и т.д.

Раздел четвёртый — «Мастера кино об экранизации литературы» — это ряд интервью с известными режиссёрами, актёрами, сценаристами. В процессе беседы они приоткрывают такие стороны творческого процесса, которые известны исключительно самим творцам из их личного опыта. Они откровенно рассказывают о значимых событиях, определявших их творческую биографию, об удачах и неудачах на поприще экранизации, о своём отношении к автору и авторскому тексту.

Вторая Книга«Кино в зеркалах литературы» — включает произведения литераторов, принимавших очное и заочное участие в конференции.

В первой части кинематографисты и педагоги говорили о том, какое значение имеет искусство слова — литература — для искусства кино. А на страницах второй части поэты и писатели по просьбе редакторов отвечают на другой вопрос: «Зачем кино литературе?» Ответы самые разные. Некоторые считают, что литература в экранизации вовсе не нуждается, они просто соседствуют в некотором общем художественном «пространстве». Другие ценят их взаимовлияние, отмечают характерную для многих литературных текстов кинематографичность, говорят о киносценарии как особом жанре литературы и т.д. А главное — каждый из 32-х авторов представлен стихотворным, прозаическим или автобиографическим текстом, имеющим то или иное отношение к искусству кино.

Третья коллективная монография носит название «Психология. Литература. Театр. Кино» (2020). Она посвящена Году театра, но, как следует из названия, продолжает линию междисциплинарного сотрудничества, не теряет связей ни с психологией, ни с искусствами, которые были предметом рассмотрения предыдущих конференций.

Книга состоит из пяти разделов и приложения.

Открывающий книгу раздел «О театре во всех проявлениях» содержит статьи, отражающие ряд направлений в исследованиях богатейшего культурного феномена «театр» и его влияния не только на зрителя, но и на учёных, писателей, актёров, драматургов, критиков, психотерапевтов.

Второй раздел «Психологические аспекты театра и кинематографа. Психология восприятия литературного героя на сцене и на экране» представляет исследования психологических аспектов театра и кинематографа, а также психологии восприятия литературного героя на сцене и на экране.

В третьем разделе «Драма в школьном обучении литературе. Детская и взрослая литература на сцене и на экране: опыт работы с читателями и зрителями» собраны исследования учёных, описания авторских методик и опыта педагогов, относящиеся к роду драмы в школьном обучении литературе, а также бытованию детской и взрослой литературы на сцене и на экране. Здесь же представлен практический опыт внешкольной работы с читателями и зрителями.

Следующий раздел — четвёртый — «Театральная, телевизионная и кинодраматургия сегодня» включает материалы, авторы которых размышляют над острыми проблемами современной театральной, телевизионной и кинодраматургии.

Последний, пятый, раздел монографии «Режиссура урока, спектакля, фильма. Библио- и драматерапия» отражает ещё два направления работы конференции. Первое связано с вопросами работы современного режиссёра и с теми её приёмами, которые постепенно осваивают передовые педагогические практики применительно к общему школьному образованию, к работе учителя на уроке. Второе направление — психологическая помощь с применением искусства — работы, отражающие поиски библио- и драматерапии.

Как и в двух первых монографиях, в последней книге тоже представлены художественные произведения. На этот раз в разделе «Приложение» опубликованы пьесы лауреатов II конкурса молодых драматургов «Слово и действие», который проводит Литературный институт.

Материалы всех представленных здесь монографий адресованы не только специалистам, но всем, кто любит литературу, кино и театр. Они помогают с различных точек зрения, в том числе с позиции психологов и педагогов, увидеть каждое из этих явлений искусства, те проблемы и те возможности, которое несёт их сосуществование в нашей культуре.

Материалы конференций и все три коллективные монографии с разрешения издательства РШБА размещены на сайте Психологического института Российской академии образования и на странице проекта в рамках Национального конкурса «Золотая Психея» — и ждут заинтересованных читателей.

Иллюстрация: фрагмент репродукции картины Василия Кандинского (1866–1944) «В чёрном круге» (1923).

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»