
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.
Профессор кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой. Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов». Координатор факультета психологии по связям с общественностью и СМИ.
Директор Фонда Развития Интернет.
Член диссертационных советов при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и при МГОУ.
Главный редактор журнала «Дети в информационном обществе».
Член Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2025).
В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. - аспирантуру Института психологии АН СССР.
В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», в 2001 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».
С 2010 г. — член-корреспондент Российской академии образования, с 2021 г. - действительный член (академик) РАО.
Работает на факультете психологии МГУ с 1988 г.
Научные интересы:
- психология межэтнических отношений,
- психология межкультурных коммуникаций,
- психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности,
- психология миграций,
- психология ксенофобии,
- психология толерантности,
- психология переговоров,
- исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества.
Читает курсы:
- Психология личности и дифференциальная психология
- Современные тренды психологии переговоров
- Культурная антропология многомерной реальности
- Теория и практика переговоров
- Межкультурная компетентность личности
- Введение в психологию переговоров
- Психологическая устойчивость личности
- Практикум по психологии межкультурных коммуникаций
- Базовые навыки ведения переговоров
- Культурно-историческая психология конфликта
- Основы психологии переговоров
- Диагностика толерантности
- Психология межкультурных коммуникаций
- Методы изучения и диагностики психологической устойчивости личности
- Методы групповой психологической работы
- Психология межэтнической напряженности
Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, Благотворительная организация United Way, Национальный фонд подготовки кадров и др.).
Опыт практической работы: многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде; опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности.
С 2005 года является директором Фонда Развития Интернет. Фонд одним из первых в нашей стране начал заниматься вопросами безопасности детей в сети, работа ведется в различных направлениях, от исследований «цифрового поколения» до практической поддержки детей и родителей специалистами организованной Фондом горячей Линией помощи «Дети онлайн» (телефонное и онлайн-консультирование по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков).
Основные публикации: автор свыше 230 научных и научно-методических работ
- Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., Мысль, 1996 (в соавторстве Дробижева Л.М,, Коротеева В.В.)
- Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
- Разные, но равные. Большие психологические игры. М., МГУ, 2004. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Лютой Т.А.)
- Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. ( в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
- Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М., АСОУ, 2007. ( в соавторстве с Стебаковым Д.А., Филилеевой Е.В., Хохловой О.А.)
- Толерантность как фактор противодействия ксенофобии (Глава 1 "Методология Социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире" (в соавторстве: В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова). М.: Издательство «Наука». Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В. Логинова, 2011.
- Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. ( В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
- Дети России онлайн. Результаты международного проекта EUKIDSONLINEII в России. М., 2012. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Роггендорф П.) http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
- Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
- Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М., Генезис, 2000. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Шаровой О.В.).
- Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Калиненко В.К., Кравцовой О.А.).
- Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М., МГУ, 2002. (В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А., Щепиной А.И., Хухлаевым О.Е.).
- Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ., 2004. ( В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А.).
- Тренинги толерантности. М., МГУ. 2005. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Хухлаевым А.Е., Лютой Т.А.).
- Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М., Генезис, 2006. ( В соавторстве с Макарчук А.В.).
- Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М., АСОУ, 2006 (В соавторстве с Макарчук А.В., Лютой Т.А., Шляпниковым В.Н., Щепиной А.И.).
- Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл., 2007. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Прокофьевой Т.Ю.).
- Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2009. (в соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В.).
- Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 165. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
- Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
Награды:
- Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010)
- Благодарность Министра связи и массовых коммуникаций РФ за организацию Года безопасного интернета и работа по повышению безопасности интернета для детей и подростков (2010)
- Медаль К.Д. Ушинского за многолетний плодотворный труд в сфере образования (2011)
- Медаль РАО имени Л.С. Выготского (2016)
- Медаль Г.И. Челпанова (I степени) (2017)
- почетная грамота РАО (2021)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Личность и информация в цифровом мире: от новых моделей медиапотребления к инфодемии
- Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи
- Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью»
- Татьяну Давидовну Марцинковскую поздравляют друзья и коллеги
- Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
- Многозадачность как ответ на вызовы сложности: доклад Галины Солдатовой
- Коронавирус: источники, причины и следствия алармизма. Экспертные оценки
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Особенности мышления подростков с разной степенью погруженности в интернет-среду
- Цифровые трансформации реальности: в поисках культурного кода между поколениями
- Онлайн-этика: в каком регулировании нуждается цифровой мир?
- Толерантность к неопределенности и конструирование будущего
- Вручены награды Российской академии образования
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Постоянство и изменчивость личности обсудили участники круглого стола
- Вызовы пандемии COVID-19 во время эпидемии нарциссизма, депрессии и одиночества
- Татьяна Марцинковская: существует не возрастной, а социальный разрыв
- Симпозиум «Личность в пространстве возможного» состоялся на факультете психологии СПбГУ
- Личность в пространстве возможного: опубликована программа симпозиума
- Подростки и Интернет: реакции родителей
- Симпозиум «Личность в пространстве возможного». Регистрация открыта!
- Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
- Цифровое поколение: потери и приобретения
- Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
- От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
- Национальный конкурс «Золотая Психея»: имена победителей
- Саммит психологов: свободные места на дискуссию 6 июня
- Состоялись выборы членов Российской академии образования
- Право на неодинаковость: как изменяется современная личность?
- НК «Золотая Психея»: определены финалисты — знакомьтесь!
- М. Безруких об онлайн-образовании: «Шанс, которым не воспользовалась школа»
- «Поколение цифровой социализации»: как учителям и родителям быть в диалоге с детьми?
- 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева
- Коронакризис: низкий уровень доверия и инфодемия
- Врач и психолог — антропологические профессии в ситуации риска
- Психологи в «красной зоне»: опыт Юрия Зинченко
- 13 октября, РАНХиГС. Круглый стол «Мужество сказать жизни — да!»
- Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
- Москва: открытый форум Школы антропологии будущего
- EdCrunch 2019 засядет в мыслях надолго
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 8 февраля 2019
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Цифровое поколение России: компетентность и безопасность», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.), победитель
- «Дети в информационном обществе», информационно-аналитический журнал для педагогов, психологов и родителей (в номинации «Проект года в психологической науке», 2020 г.), лауреат
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель
Поздравления с днём рождения
Уважаемая Галина Владимировна, поздравляю Вас с Днем рождения! От всего сердца желаю Вам счастья, здоровья, успехов в работе, семейного благополучия!
24.11.202010:27:27