Кто есть кто
Владимир Васильевич Козлов
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и образования (РАЕ, 2007). Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный профессор Университета «Туран» (Алматы, Казахстан), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия), Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия).
Профессор кафедры социальной и политической психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Ректор Университета интегративной психологии и психотерапии.
Президент (c 2010 г.) Международной академии психологических наук. Академик Российской академии социального образования (1996), Балтийской педагогической академии (1996), Международной академии социальной работы (1998), Международной академии проблем человеческого фактора (2003), Российской академии естествознания.
Главный редактор журналов «Человеческий фактор: Социальный психолог» и «Вестник интегративной психологии», член редсоветов журнала «Социальная компетентность» и «Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология», член редколлегии журналов «Вопросы девиантологии» и «Psixologiya».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2006-2023).
Исключительно плодотворная научная и педагогическая работа Владимира Васильевича Козлова в психологии продолжается уже без малого три десятилетия. Верность призванию он хранит с момента поступления на психологический факультет Ярославского государственного университета в 1978 году. Еще в студенческие годы были достигнуты первые существенные результаты: с 1981 года Владимир Васильевич работал в психологической лаборатории под руководством Е.П. Шарапова на Ярославском заводе топливной аппаратуры, где серьезно занимался исследованиями и экспериментами по внедрению функциональной музыки на производстве. Выводы его дипломной работы по этой теме впоследствии были использованы на Вологодском подшипниковом заводе.
По окончании университета (1983) В.В. Козлов был распределен в Пермь — инженером-психологом на завод аппаратуры дальней связи. С 1985 года он работал в Ярославском государственной педагогическом институте им. К.Д. Ушинского (с 1993 года — университет): возглавлял студенческий профком (до 1988 г.), преподавал на кафедрах философии, общей психологии, психологии и педагогики начального обучения (до 1991 г.).
С 1991 года В.В. Козлов трудится в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. В числе основных областей его специализации — социальная психология, социальная работа, кризисология, психология сознания, методология психологии. Владимиром Васильевичем разработаны и читаются лекционные курсы для студентов 3—5 курсов «Основы трансперсональной психологии», «Социальная работа с кризисной личностью», «Специальные разделы психологии», «Методика психологического тренинга», «Психолого-социальная помощь алкоголикам и наркоманам», «Социально-психологические проблемы одиночества» и другие.
В 1993 году В.В. Козлов защитил кандидатскую диссертацию, посвященную расширенным состояниям сознания. Дважды — в 1997-м и 1999 годах — им защищены диссертации на степень доктора психологических наук (по специальностям «Общая психология» и «Социальная психология», соответственно).
Владимиру Васильевичу Козлову принадлежат выдающиеся заслуги по созданию нового научного направления — интегративной психологии; им достигнуты значительные результаты по интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах.
Принципиальный вклад профессора Козлова в развитие психологической науки — создание интегративной психологии — потребовал огромных усилий и явился успешной попыткой организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии — интегративной). Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии поступательного развития: разработка направления «интенсивные интегративные психотехнологии» (1990—1993); систематизация теоретических подходов и концепций и разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп (1993—1997); разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствовании и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп (1997—1999); разработка интегративной психологии как принципиально новой теории и методологии в психологии (1999—2012).
Владимир Васильевич активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов. Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии. Большое внимание ученый уделяет разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп. Большим вкладом В.В. Козлова в развитие современной психологии является разработка теории, методологии работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации.
В.В. Козлов провел более 650 научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии, в которых приняло участие более 17000 человек на территории России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 55 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 45 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста.
Многое, помимо создания интегративной психологии, профессором Козловым сделано впервые. Так, впервые в психологии проведены исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания. Ученым проведены оригинальные многоуровневые исследования влияния методов, использующих измененные состояния сознания, на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику.
Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствования и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствования, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.
Владимир Васильевич уделяет большое внимание объединению и плодотворному сотрудничеству психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами в России и за рубежом. Он является директором-организатором ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса «Психология XXI века» (в работе конгрессов в Ярославле ежегодно участвуют около 350 участников, в том числе 90 докторов наук), инициатором, основателем и председателем ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и метод» (Ярославль), директором ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии. Провел множество конференций и научно-методических семинаров в 35 странах мира.
В активе В.В. Козлова — руководство научно-исследовательской работой в сфере интегративной психологии 2 докторантов, 9 очных аспирантов, 15 соискателей. Под его научным руководством и при участии в качестве консультанта защищено 135 кандидатских и 30 докторских диссертаций. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и Диссертационного совета ЯГПУ по специальности 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций. Член ряда научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ.
В.В. Козлов является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), он организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной академии психологических наук, основатель Международного института интегративной психологии. В 1990—2012 годах принимал активное участие в 85 отечественных и зарубежных конференциях (как председатель, директор-организатор, руководитель секций и круглого стола, докладчик), являлся координатором нескольких десятков международных конференций по проблемам теории и практики психологии.
В.В. Козлов — автор и соавтор более 1000 работ: 135 монографий, учебников и учебно-методических пособий, 80 научных сборников, многочисленных научных статей. Максимальное внимание Владимир Васильевич уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации достижений психологической науки. Главный редактор российского журнала «Человеческий Фактор. Социальный психолог» (М. — Ярославль), член редколлегии и главный редактор журналов «Проблемы психологии и эргономики», «Социальная психология» и др., член редакционного совета международного издательского проекта «Трансперсональные тексты», основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии». Главный редактор циклов научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003—2007), «Седьмая волна психологии»(2003-2012), «Методология современной психологии» (2010-2012).
В.В. Козлов неоднократно руководил грантовыми проектами РГНФ и института «Открытое общество». Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997—2002), номинированного на Государственную премию Президента РФ в образовании (2002 и 2003 гг.).
За психологические научно-исследовательские, организационные, методологические разработки награжден грамотами ректората ЯрГУ, Ярославской государственной Думы, Министра образования РФ, по итогам 2001, 2003, 2006, 2010 годов признан победителем в конкурсе ЯрГУ им. П.Г.Демидова на звание «Лучший ученый университета», награжден за развитие психологической службы в России грамотами Президента РПО, а также благодарностью Президента России В.В. Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001 г.), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского второй степени (июль, 2002), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002), Почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003 г.), медалью за заслуги в науке «Человеческий фактор» (апрель 2004), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005). Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 года в номинации «Личность 2004 года в психологической практике» (октябрь 2005 г.). Награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006 г.), Победитель Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006). Лауреат Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2006 года в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России» (июнь 2007 г.), удостоен Почетного Звания «Основатель научной школы» (декабрь, 2008), почетного звания »Заслуженный деятель науки и образования« (ноябрь, 2009). Награжден «серебряной» медалью В.И.Вернадского за выдающиеся достижения в области науки и образования РАЕ (декабрь, 2009). Является лауреатом Всероссийского конкурса «Золотая Психея» по итогам 2010, 2011, 2012 годов. Награжден грамотой Президента РПО за выдающийся вклад в развитие российской психологии (2011), дипломом Российской Академии Наук и РОСКОСМОСа за участие в эксперименте по моделированию пилотируемого полета на Марс MARS 500 (2012). Золотой медалью «За новаторскую работу в области высшего образования» РАЕ (3013), медалью «Н.Шолохов» Международного казахского творческого объединения «Планета мира» (2013). В 2014 году стал победителем юбилейного XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Вклад в развитие единого профессионального сообщества» в составе авторского коллектива Международной академии психологических наук.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2013 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2009 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2006 г.
- Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической практике», 2005 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической практике», 2004 г.
- «Трудные дети», монография (в номинации «Книга года по психологии», 2018 г.), номинант
- «Международный конгресс "Психология XXI столетия (Новиковские чтения)", посвященный 25-летию Международной академии психологических наук», 27-29 октября 2017 года, Ярославль (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
- «Интеграция психологии: от теории к практике», просветительская и организационная программа (в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года», 2016 г.), номинант
- «Направленные визуализации: теория и метод», метод исследования и трансформации личности (в номинации «Психологический инструмент года», 2015 г.), лауреат
- «Организационная деятельность Международной Академии Психологических Наук», организационная, научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2013 г.), победитель
- «Креативность как ключевая компетентность педагога», коллективная монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), номинант
- «Гендерные предубеждения в культуре, философии и психологии», учебник для вузов (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2012 г.), номинант
- «Международная Академия Психологических Наук (МАПН)», организационная научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «Организационная деятельность Международной Академии Психологических Наук», (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), лауреат
- Валерий Михайлович Ганузин, 29.11.2023
- Валерий Михайлович Ганузин, 29.11.2022