
Основатель социальной психологии, пионер прикладной и организационной психологии.
Руководитель Центра изучения групповой динамики Массачусетского технологического института (США).
В 1909 г. поступил во Фрайбургский университет, где изучал медицину, затем перевелся в Мюнхенский университет, в котором стал учиться биологии. С 1910 г. продолжил обучение в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма, чтобы получить степень доктора философии и психологии.
В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. На фронте занимался научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Наблюдения за психологией фронтовиков привели его к мысли, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми, при этом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы. Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Через 4 года демобилизован после ранения.
После Первой мировой войны продолжил научные исследования в Берлинском университете. Главным открытием этого периода стала возможность эксперимента в психологии (ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы). Курт Левин разработал метод, который заключался в том, что испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями через одностороннее зеркало. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.
В 1921 г. Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете, в 1926 г. стал профессором.
В 1930 г. стал приглашенным профессором Стэндфордского университета.
В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в США.
В 1940 г. получил американское гражданство. Занимался научной и преподавательской деятельностью в университетах Америки.
В 1944 г. основал и возглавил Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.
Участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations).
Идеи Курта Левина оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов: уровень притязаний, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Автор теории поля, разработанной в русле гештальт-психологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые».
Занимался проблемой мотивации. Считал, что поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов, то есть тенденции, обуславливающие поведение человека, исходят не от самого субъекта, а от окружающей среды, предметы которой вызывают у человека желание их потреблять. Выстроил систему мотивов в динамическое поле, которое представляет собой поле поведения, а не поле сознания.
Из собственного юношеского опыта сделал вывод, что судьба человека и его мировосприятие тесно связаны с группой, к которой он принадлежит, независимо от того, какие таланты и достоинства есть у него самого. Впоследствии этот вывод К. Левин сформулировал и развил в своих научных работах.
Создал теорию личногсти: согласно Левину, личность - это совокупность не всегда связанных друг с другом многочисленных областей, каждая из которых отвечает четкой цели.
Занимался технологиями разрешения конфликтов.
Левину принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения отдельного человека. Предложил модель групповых изменений: изменение любой группы людей проходит через три стадии: «размораживание» (разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров), «изменение» (внедрение новой системы ценностей и ориентиров) и «новая заморозка» (фиксация нового состояния).Эта теория была подтверждена на практике - при проведении тренингов.
Занимался проблемой лидерства. Основным результатом исследований, которыми он руководил с 1939 г., стало выделение трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского.
В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии. В начале 1947 г. эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в г. Бетеле, штат Мэн, — тренинговой лабораториии, где планировалось переобучать лидеров государства.
Непосредственными учениками Курта Левина были Б.В. Зейгарник, Т.В. Дембо, Г.В. Биренбаум, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Р. Бейкер и др.
Публикации на русском языке:
- Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. Е. Сурпина. — СПб: Речь, 2000.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. И.Ю. Авидон. — СПб: Речь, 2000.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001.
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики
- Феномен Зейгарник и Б.В. Зейгарник как феномен
- Интервью с А.Г. Асмоловым о будущем психологии
- Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии
- Интервью с Е.Н. Осиным о будущем психологии
- Методика исследования проявлений волевого и полевого поведения личности в сети Интернет как инструмент анализа деструктивности
- Взаимодействие человека и мира в парадигме конфликтологии
- Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Качественные методы в изучении культурной детерминации совладания: проблемы и перспективы
- К вопросу о современной специфике переноса внутриличностных конфликтов во внешнее поле
- Интервью с Н.В. Гришиной о будущем психологии
- Наталию Владимировну Гришину с юбилеем поздравляют друзья, коллеги и ученики
- Образ будущего у людей, имеющих обязательства по ипотечному кредитованию
- Безопасное развитие раннего детства
- Д. Леонтьев о жизни в ненастную погоду и ресурсах жизнестойкости
- Организационный контекст принятия управленческих решений
- Общие подходы к изучению личности
- А. Асмолов: Как не расчеловечиться в бесчеловечное время
- Антропологический поворот и образ будущего: двуединство Санкт-Петербургского саммита психологов
- Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта
- Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе
- Психотерапия идентичности и наверстывающее развитие личности в динамической психиатрии Г. Аммона
- Проблема психологического состояния общества и политических процессов в современной России
- Толерантность к неопределенности и конструирование будущего
- Концептуализация поведения риска с позиций психологической науки
- Интервью с профессором В.М. Аллахвердовым
- Двоемыслие в культуре как способ определения границ личного пространства
- Д.А. Леонтьев: «Пространство возможного как пространство свободы»
- А.Г. Асмолов: «Homo Complexus: индивидуальность в пространстве невозможного»
- Татьяна Марцинковская: существует не возрастной, а социальный разрыв
- Личность в пространстве возможного: опубликована программа симпозиума
- Психологическое время личности в практике психотерапевта
- О пространстве возникающего в докладе С.Н. Костроминой и Н.В. Гришиной
- Зоны психологического пространства личности
- О новой модели адаптивного интеллекта
- Драма «Психодрамы», или История психологии личности в зеркале Джекоба Леви Морено
- В. Аллахвердов о поиске причин сознания в бессознательном, о гештальте и бихевиоризме
- Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
- Психология изменений: методологические предложения Курта Левина
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- 120 лет со дня рождения Блюмы Вульфовны Зейгарник
- «Упражняйтесь в уничтожении смысла и в заготовке целей»
- К 130-летию Курта Левина состоялся симпозиум «Психология жизненного пространства»