16+
Выходит с 1995 года
27 апреля 2024
Трансформационная игра как интегративная психотехнология

Человеческая цивилизация на протяжении тысячелетий ищет способы достижения психической (внутренней, всеобщей) целостности (гармонии) через религию, духовные течения, мистические знания, науку и личностный опыт. Этот поиск можно назвать одной из базовых экзистенций. Психология и психологическая практика также развернута к поиску целостности через интеграцию, благополучие, синтонность (бесконфликтность), поток, творчество, счастье, синтез (см. категории интегративной психологии, трансперсональной психологии, позитивной психологии, арт-психологии, биосинтеза, психосинтеза).

Какие специализированные подходы и инструменты позволяют проживать и формировать целостность?

Представляемый нами подход и научно-практическая школа непосредственно ориентированы на исследование и практическое развитие целостности и имеет название «интегративная психология» [4, Козлов, 2007], авторское название направления: «Жизненное интегративное пространство (ЖИП) “Хоро”» [12, Фаерман, 2019]. Методы и технологии подхода — интегративные, холотропные (ведущие к целостности) психотехнологии.

Интегративный подход в психологии и психотерапии является полноценной признанной «модальностью» и сложившейся научной школой со своими представителями, взглядами и открытиями. Его называют «седьмой волной в психологии», наукой будущего, обобщением накопленного опыта в досовременных, современных, и постсовременных учениях о природе психического и человеческого бытия в мире.

Интегративный подход (ЖИП) через практики целостности направлен, в первую очередь, на интеграцию био-психо-социо-культурно-духовно-средовых сфер бытия человека [11, Фаерман, 2018], компонентов его психологического пространства личности, структуры личности, на расширение осознания и мировоззрения, на обогащение ресурсами внешних событий и внутреннего опыта. И, как показывает обратная связь участников практик, полученные состояния становятся метаресурсами в решении конкретных жизненных задач, формируют гармонию и сбалансированность субъективных сфер сознания (таких как тело и ум), повышают творческую жизненную энергию, снимают внутренние конфликты, наполняют силой, духовностью, смыслом.

Интегративный подход предполагает использование инструментов различных психологических школ и концепций, собственные уникальные методы и адаптированные практики духовных мировых традиций. Инструментарием интегративного подхода являются универсальные и уникальные интегративные психотехнологии (ИПТ), соответствующие вышеуказанным принципам подхода.

К «специфическим» интегративным психотехнологиям относятся методы и методики трансперсональной психологии. Например, так называемые «большие» дыхательные методы: «ребефинг», «холотропное дыхание», «свободное дыхание», ДМД и их модификации, уже предполагающие проработку психосоматического, эмоционального, ментального, внутриличностного, межличностного и надличностного (духовного) целостного опыта. Методы визуализации: направленные визуализации, свободные визуализации («мечтания»). Методы осознанности: концентрация внимания на объекте («медитация»), концентрация внимания в динамике (спонтанные движения, движения по сегментам тела, движения в пространстве, динамические медитации), концентрация внимания на телесных ощущениях (через кинестетический транс, через «холистический палсинг», через «балансировку энергий» и др.). Методы инициации и «путешествий», как правило, заимствованные и адаптированные из психодуховных мировых традиций: ритуал приветствия Мастера (Будды), шаманские путешествия «за силой животного» или «в нижние / верхние миры», инициация личной силы (инициация ступени «рейки», активация энергии «кундалини» и др.). К путешествиям можно отнести и развиваемое нами в методическом и практическом смыслах направление «психологический туризм», или «путешествия самопознания», предполагающее буквальные путешествия по значимым местам мировых духовных традиций и природных памятников в формате самопознания в сопровождении соответствующих маршруту интегративных психотехнологий (подробнее о методе [14, Фаерман, 2014], [15, Фаерман, 2015]). Список методов и технологий можно продолжить.

Важно отметить, что перечисленные «специфические» методы в практике индивидуального консультирования и групп используются как элементы целостного подхода, обогащенного методами других психотерапевтических и психотехнических направлений, формируя комплексные интегративные психотехнологии. Однако даже с учетом большого арсенала уникальных и универсальных психотехнологий, развивающих целостность, перед практикой интегративного подхода, как и перед психологической практикой вообще, стоит задача разработки отвечающего современным реалиям инструментария. Существующие технологии, успешно и доказательно решающие задачи интеграции — целостности, обогащающие своей глубиной и спектром решаемых задач, часто основаны на мировых духовных традициях, трансперсональной и духовной психологии (медитативные практики, холотропное дыхание, ритуалы инициации) и могут быть неприемлемы или не сочетаться с мировоззрением клиента. В связи с этим важно, на наш взгляд, предложить, с одной стороны, такой же глубокий и соответствующий критериям интегративных психотехнологий инструмент, а с другой стороны — актуальный, попадающий в мировоззренческую и мотивационную систему координат большинства клиентов. Таким инструментом может стать интегративная трансформационная игра (ИТИ).

В чем же актуальность и своевременность игрового метода? Согласно деятельностному подходу, человек, являясь социально-биологическим существом, на разных этапах своей жизни осуществляет определенные виды деятельности. Игра же представляет собой один из основных таких видов, наряду с трудом и обучением. В ней важен не результат, а сам процесс, так как в нём подрастающее поколение с возможностью совершать ошибки «репетирует» и тренирует навыки, необходимые ему на последующих этапах [2, Карпов, 2017].

Сущностная важность игры не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни, показана в некоторых концепциях игры. Так, С.Л. Рубинштейн утверждает, что игра — это выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. Е.Е. Сапогова детерминирует это понятие как особую форму освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения [2, Карпов, 2017]. Обухова пишет, что игра является особой формой освоения окружающей реальности путем ее воспроизведения и моделирования [5, Обухова, 1998]. Эрик Берн определяет игру как последовательность действий, подчиняющуюся индивидуальным, а не социальным программам, и выделяет три назначения: исполнение социальных функций, упорядочивание времени и поддержание здоровья (у некоторых людей). В общем плане игры являются нескончаемым и динамическим элементом бессознательного плана или сценария жизни каждого человека [1, Берн, 1998]. А.Н. Черевко в своей статье «Игра: сущность, функции и дисфункции» утверждает, что существует 8 основных функций: развлекательная, заключающаяся в доставлении удовольствия; коммуникативная (моделирование различных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов без агрессии); самореализации, то есть в процессе ребенок может практиковаться, проверять накопленный опыт; игротерапевтическая (использование игр для преодоления преград); диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения); коррекции — внесение положительных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации (усвоение социально-культурных ценностей); и социализации (усвоение норм человеческого общежития, включение в систему общественных отношений) [16, Черевко, 2006]. Как обобщающая функция, согласно великому мыслителю А. Эйнштейну, игра — высшая форма исследования.

Очевидно, что игра и игровые психотехнологии, уже активно применяемые в консультационной, терапевтической, тренинговой, коучинговой практике, будут востребованы все больше вследствие своих универсальных особенностей, функций и общей тенденции цивилизации к так называемой «геймификации» жизни. Одним из развивающихся воплощений игрового метода стала трансформационная игра.

Трансформационная (психологическая) игра — это уникальная психотехнология (сложный психологический инструмент), созданный на основе и с использованием принципов настольных или «салонных» развлекательных игр и при этом имеющий в основе цель, задачи, направленные на трансформацию, развитие, актуализацию личностных сфер, качеств и способностей (конкретных или универсальных); и заложенную в содержание (инструкция, структура поля и др.) какую-либо одну или несколько психологических концепций, парадигм или прикладных разработок [7, Фаерман, Кудрявцева, 2019].

Групповые психотехнологии (ГПТ) в своем универсальном значении — это комплекс управляемых и регламентированных (квалифицированным ведущим) психологических практик, основанных на социально-психологических феноменах и закономерностях, направленный на исследование, коррекцию и развитие личностных и групповых (социально-психологических) процессов, осуществляемых в группе как среде, объекте и агенте изменений.

ГПТ — комплексный инструмент работы ведущего с группой. ГПТ — как правило, авторский методический подход. ГПТ — прикладное воплощение психологического метода или подхода в группе [8, Фаерман, 2020].

Интегративные психотехнологии, как их определяет В.В. Козлов, — система концепций, моделей, методов и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. При этом первый шаг работы с клиентом — это принятие зоны «И так тоже», вместо жесткого ограничения — гибкий выбор. Цель интеграции — устойчивое обживание пространства «И так тоже», где каждый может отыскать равновесие и целостность, которые им подходят [3, Козлов, 1999, с. 46]

Решая обозначенную выше задачу по расширению арсенала интегративных психотехнологий, мы разработали авторскую ИТИ «Холотерриум». В основе игры лежат, в первую очередь, обобщённые эмпирические материалы индивидуальных консультаций, групп личностного развития и практических сессий по ИПТ. В качестве концептуальной основы используется концепция жизненного интегративного пространства личности [7, Фаерман, Кудрявцева, 2019], [9, Фаерман, 2011], [10, Фаерман, Кудрявцева, 2020], а также интегративная био-психо-социо-культурно-духовно-средовая модель личности [11, Фаерман, 2018].

Некоторые содержательно-технологические аспекты игры. Поле ИТИ «Холотерриум» (название игры истолковывается как путешествие — приключение по территориям пространства целостности) представляет карту Жизненного пространства человека («Хоро») [12, Фаерман 2019, 13, Фаерман, 2020]. Жизненное интегративное пространство организовано по принципу холархии (иерархическая лестница холонов, то есть элементов, которые одновременно являются и целым, и частью чего-то еще).

Кен Уилбер так раскрывает принцип холархии: в книге «Око духа» (1997) понятия «холона» и «холархии» связываются с идеей Великой Цепи Бытия (Лавджой), или, как ее иногда называет Уилбер, Великого Гнезда Бытия. «… в действительности, Великая Цепь представляет собой то, что Артур Кестлер называл холархией — последовательностью концентрических кругов или вложенных друг в друга сфер, где каждый последующий уровень превосходит предыдущие, но включает их в себя» [6, Уилбер, с.66].

Также автор подчеркивает универсальный характер этой модели для описания процессов эволюции. «В любой эволюционной последовательности то, что является целым на одной стадии, становится лишь частью более крупного целого на следующей части» [6, Уилбер, с. 73]. А движение по одному из маршрутов («сеть» или «поток») — это путешествие по жизненному пространству через опыт, расширение, освоение, получение личностных ресурсов к целостности. Игрок — это холонавт и хоронавт (стремящийся к целостности и к проживанию — освоению сфер и миров жизненного пространства). Участникам предлагается относиться к игре, как к чайной церемонии: каждое осознанное действие имеет свое значение, смысл и красоту, как в ритуале. В игре множество важных деталей и этапов. Поэтому важно быть внимательным к деталям и к своим откликающимся состояниям — то есть рефлексивным.

Универсальную цель игры можно сформулировать, как запуск своего «Хоро» (жизненного интегративного пространства) в бесконечности возможностей. Индивидуальная цель может быть сформулирована участником.

Задачи — получить опыт проживания и освоения всех зон игры: сфер, миров, маршрутов и опыта практик. Основными зонами игры являются 7 сфер бытия человека их «вызовы» и, как следствие, интеграция (см. интегративная био-психо-социо-культурно-духовно-средовая модель личности [11, Фаерман, 2018]).

Другие зоны: фоновые индивидуальные практики; переход игровой группы в «живой» опыт на основе одной из ИПТ (телесные, арт, психодраматические, коммуникативные, медитативные, рефлексивные, ритуалы инициации и др.); зоны «игровой судьбы»: возможность перехода из одного маршрута в другой, выбор любой зоны по желанию и др.; 5 Миров (субпространств), в которых реализуются накопленные ресурсы через актуальный жизненный запрос по соответствующим сферам бытия человека (определяются по контексту конкретной игры), причем пятый, центральный, мир интегрирует четыре других.

Два сценария маршрута. Первый: «Интегративная сеть» — сложный путь экзистенций: выборов, смыслов, решений, ответственности, проактивности, где можно «заработать» ресурсы за «вызовы» 7 сфер. Второй: «Спираль Потока» — легкий реактивный путь «судьбы», который приживается через энергетизацию, удачу, где выпадают подсказки (иногда препятствия) из разных колод — «все получается само собой», аналогично везению, счастливому случаю.

В сюжете, игровом поле, заданиях и векторах игрового пространства «Холотерриум» были реализованы определенные концептуальные принципы интегративного подхода вообще и интегративной психотехнологии, в частности.

  1. Выбор и ответственность — экзистенциальная категория; реализуется через поле интегративной сети, свободные категории.
  2. Многослойность бытия — интегративная категория; реализуется через 5 Миров, варианты пути и сценарии игры.
  3. Авторство жизни — экзистенциально-гуманистическая категория; реализуется через свободные реакции на вызовы маршрута «Интегративной сети» и отказ от подсказок «лабиринта потока», то есть через собственный смысл и интерпретацию.
  4. Мультимодальность — интегративная, биосинтетическая и НЛП категории; реализуется через задания, практики опыта (телесные, арт, психодараматические, медитативные, рефлексивные, ритуалы инициации и др.).
  5. Процессность-результативность — коучинговая категория, реализуется через множественность ходов и условий «выигрыша», наличие задач, индивидуальном сценарии игры.
  6. Целостность — интегративная холистическая категория; реализуется через базовую модель, через игровое пространство: включенные ИПТ, «интегративную сеть», «миры», 7 сфер бытия и их вызовы, гетерархию и холархию зон игрового пространства.
  7. Трансцендентность (творчество) — трансперсональная, игровая категория; реализуется в игровых атрибутах, символах, «колесе судьбы», «мистических» возможностях.
  8. Ресурсность — психологическая позитивистская категория; реализуется через зарабатывание капитала и оплату возможностей.
  9. Бесконечность (космичность) — междисциплинарная интегральная категория; реализуется в метафоре космоса, множественности путей и возможностей игры.
  10. Движение-исследование — категория «странствующей психологии»; реализуется через «архетип» путешественника (холонавта), картирование.

В перспективе раскрываемого в этой статье вопроса мы хотим показать, как реализуются данные принципы в клиентском индивидуальном и групповом опыте. За 3 года апробации ИТИ «Холотерриум» состоялись более десяти игровых сессий, в которых приняли участие 112 человек, собран большой эмпирический материал, который уже переработан и обобщен в курсовых научных работах и требует дальнейшего научно-практического исследования.

Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб: Университетская книга; М.: АСТ, 1998. – 352 с.
  2. Карпов А.В., Шадриков В.Д., Карпова Е.В., Субботина Л.Ю. Системогенез игровой деятельности: методологические и теоретические основы исследования // Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: Монография. В четырех томах. Т. II. – М.: Изд. дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 492 с.
  3. Козлов В.В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий. – Волгоград, 1999. – 287с.
  4. Козлов В.В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освещение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007. – 520 с.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. – М.: Тривола, 1998. – 383 с.
  6. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. – М.: ACT, 2002. – 476 с.
  7. Фаерман М.И., Кудрявцева А.А. Трансформационные игры как метод практической психологии // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1. – Самара: Изд-во СГЭУ, 2019. – 539 с.
  8. Фаерман М.И. Групповые психотехнологии: учебно-методическое пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2020. – 72 с.
  9. Фаерман М.И. Интегративная концепция в групповом и индивидуальном консультировании // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2011. – №3. – С. 104-108.
  10. Фаерман М.И., Кудрявцева А.А. Механизмы трансформационных психологических игры (на примере игры «Холотерриум: интегративная сеть») // Психология — молодая наука. Международная молодежная научно-практическая конференция. – Ярославль: ЯрГУ, РПО, НПЦ «Психодиагностика», 2020. – 180 с.
  11. Фаерман М.И. Био-психо-социо-духовно-средовая модель личности // Методология современной психологии. Вып. 8 / Под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. – М. – Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2018. – 397 с.
  12. Фаерман М.И. Жизненное интегративное пространство «Хоро». Первое приближение // Психология XXI столетия: Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 17–19 мая 2019) / Под ред. Козлова В.В. – Ярославль: ЯрГУ, ЯГПУ, МАПН, 2019. – 388 с.
  13. Фаерман М.И. Структура и динамика жизненного интегративного пространства «Хоро» // Методология современной психологии. Вып. 11 / Под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. – М. – Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2020. – 425 с.
  14. Фаерман М.И. Психологический туризм как направление интегративной психологии. URL: http://komandatrening.ru/library/lichnaja-jeffektivnost/psixologicheskij-turizm-kak-napravlenie-integrativnoj-psixologii/
  15. Фаерман М.И. Психологический туризм: методические принципы // Психология XXI столетия: Сборник по материалам ежегодного Международного конгресса (Ярославль, 15–17 мая 2015) / Под ред. Козлова В.В. – Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2015. – С. 351–357.
  16. Черевко А.Н. Игра: сущность, функции и дисфункции // Вологдинские чтения: Сборник материалов научно-технической конференции. №59. – Владивосток: ДВФУ, 2006. – С. 43-45.

Источник: Фаерман М.И. Трансформационная игра как интегративная психотехнология // Методология современной психологии. 2020. №12. С. 202–210.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»