«Креативность как ключевая компетентность педагога» (коллективная монография)
Монография представляет собой научно-исследовательскую работу, проект, реализуемые коллективом авторов в течение трех лет.
В ходе реализации проекта обобщены концептуальные представления о компетентностном подходе к анализу педагогической деятельности. Выполнен сравнительный анализ компетентностного подхода с рядом других методологических подходов, используемых в психологии и педагогике, выделена специфика компетентностного подхода при организации психолого-педагогических исследований, для анализа педагогической деятельности, его возможности и ограничения.
Дано теоретическое и операциональное определение понятий «компетентность» и «компетенция», являющиеся основой проведенных эмпирических исследований. Сформулировано авторское определение «креативная компетентность», на основании теоретического анализа обозначены её структура и уровни. Проанализированы квалификационные требования к педагогу, дана характеристика профессиональных компетентностей педагога, выделенных различными исследователями. Полученные результаты позволили расширить научные представления и детализировать список ключевых компетентностей педагога, включающий ценностно-смысловую, общекультурную, познавательную, информационную, коммуникативную, деятельностную, креативную и компетенцию личностного самосовершенствования. Раскрыта сущность такого психологического феномена, как абнотивность.
Создана иерархическая модель профессиональной компетентности педагога. Ведущей компетенцией, определяющей профессиональный рост и развитие педагога, переход с одного уровня профессионализма на более высокий, является креативная. Креативная компетентность в структуре компетентности педагога отражает творческие достижения личности на разных этапах профессиональной (педагогической) деятельности и понимается как способность к созданию новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности за счет реализации творческих способностей личности. Характеристиками креативного продукта педагогической деятельности являются необычность, новизна, полезность принимаемых решений, а также в целом продуктивность педагогической деятельности, выражающаяся в оптимальной организации деятельности.
Выявлена роль и значение креативности, как ключевой компетентности тренера, выделена структура, функции и свойства креативной компетентности тренера; определены взаимосвязи креативной компетентности в иерархии ключевых компетентностей тренера.
Теоретически доказано, что творчески-развивающая образовательная среда как совокупность условий для формирования креативной компетентности педагога, должна иметь следующие признаки и отвечать следующим критериям: субъектность, интерактивность и коммуникативность, полисубъектность, креативность, продуктивность и проектируемость. Разработаны научно-методические рекомендации по организации творчески-развивающей образовательной среды как условия формирования креативной компетентности педагога. Предложен и реализован проект системы выявления, развития и сопровождения одаренных обучающихся в школе, существенной и составной частью которого является оказание содействия формированию и развитию креативной компетентности педагогов. Изучены проявления креативности в решении критических ситуаций в учебной жизни детей. Обозначены два парадокса изучения одаренности. Изложены основные позиции экопсихологического подхода к пониманию одаренности.
В рамках проекта разработан пакет инструментов для диагностики креативной компетентности педагога, включающий: «Методику диагностики креативной компетентности педагога», методику «Профессиональный дифференциал», тест «Многозначные слова» для оценки вербального компонента креативности, тест «Креативные способности педагога». Выполнена псхометрическая проверка тестовых методик.
Проведены исследования: креативности как метапредметной компетентности педагога; исследования креативной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми; особенностей проявления вербальной креативности педагогов; компонентов личностно-профессиональной модели наиболее ответственных за эффективность и успешность педагогической деятельности преподавателя (на примере преподавателя военного вуза) и др. На основе теоретического анализа были выделены и экспериментально подтверждены основные структурно-функциональные характеристики креативной компетентности.
Рассмотрены пять аспектов креативной компетентности педагога: мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой. Определены условия формирования креативной компетентности педагога. Разработаны психолого-педагогические средства формирования каждого из выделенных компонентов.
Разработаны и апробированы авторские образовательные технологии формирования креативной компетентности педагога, основанные на использовании активных методов обучения, отличающиеся высокой степенью вовлеченности обучаемых и субъектной позицией в образовательном пространстве.
Разработана и апробирована модель повышения квалификации педагогов, направленная на развитие креативной компетентности, включающая подготовительный, исследовательский, деятельностный и обобщающее-аналитический этапы.
Обобщены и описаны результаты констатирующего и формирующего экспериментов по развитию креативной компетентности. Разработана и апробирована система методической работы образовательного учреждения, направленная на раскрытие творческого потенциала и повышение профессионализма педагогического коллектива, выработку авторских технологий и методик обучения и воспитания.
Подготовлен комплекс рекомендаций для совершенствования образовательных программ подготовки студентов педагогический вузов и программ повышения квалификации в системе образования.
Полученные результаты опубликованы в сборниках научных статей и тезисов конференций (всего 78 публикаций), издана коллективная монография «Креативность как ключевая компетентность педагога».