16+
Выходит с 1995 года
16 октября 2024

Кто есть кто

Александр Александрович Мелик-Пашаев

Александр Александрович Мелик-Пашаев

Москва

Доктор психологических наук.

Главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Член Ученого совета ФНЦ ПМИ.

Член диссертационного совета при ФНЦ ПМИ. Член Международного совета по музыкальному воспитанию.

Главный редактор журнала «Искусство в школе». Член редакционного совета журнала «Вестник Свято-Филаретовского института». Член Союза художников Москвы.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2018).

Окончил среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (в 1965 г.) Работал в мастерских Большого театра и, в качестве художника-постановщика в Ереванском театре оперы и балета. Член союза художников Москвы (секция театра и кино). Работы А.А. Мелик-Пашаева экспонировались на нескольких персональных выставках, последняя из них — в 2013 году.

В 1972 году, заинтересовавшись детским художественным творчеством, поступил в аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН (затем — Психологический институт РАО и сейчас — Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований). В 1975 году стал кандидатом (диссертация на тему «Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности»), а в 1995 году — доктором психологических наук (диссертация на тему «Психологические основы способностей к художественному творчеству»).

С 1992 года около 20 лет руководил лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, возглавлял группу «Психологические проблемы художественного развития» ПИ РАО.

С 1991 года А.А. Мелик-Пашаев является редактором, а с 1994 года — главным редактором журнала «Искусство в школе».

Преподавал на кафедре психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Участвовал в работе комиссий Общественной палаты РФ по культуре и образованию.

Входил в состав диссертационного совета Института художественного образования РАО.

Читает авторский курс «Психология художественного творчества».

Научные интересы: психология творчества, психология и педагогика искусства. 

А.А. Мелик-Пашаев — автор концепции эстетического отношения к миру как целостно-личностной основы художественного развития и художественно-творческой  одаренности, трактовки способностей как «органов самореализации» творческого Я человека, ряда оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития в его актуальных и потенциальных формах, работ, направленных на преодоление разрыва между научным познанием в его традиционном понимании - и духовным опытом и др. В последних работах А.А. Мелик-Пашаева рассматривается вопрос о «ключевых» переживаниях, которые определяют направление и успешность творческой самореализации человека в дальнейшей жизни, а также обосновывается понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека.

Основные публикации: около 500 работ, в том числе

  • Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: МГУ, 2022.
  • Мастер и Маргарита: первые иллюстрации / А.А. Мелик-Пашаев. - М., 2022. - 51 с.
  • Художественное образование в поликультурном пространстве / А.А. Мелик-Пашаев и др. - М., 2020.
  • Модернизация художественного образования: проблемы и решения: коллективная монография / А.А. Мелик-Пашаев и др. - М., 2019.
  • Об адекватности восприятия художественного произведения / А. А. Мелик-Пашаев // Творческое чтение в современном  художественном образовании: теория и практика: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - М.: ИХОиК РАО, 2018. - С. 76-79.
  • Психология и литература в диалоге о человеке / Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. и др. - М.: РШБА, 2016. - 367 с.
  • Истоки и специфика детского художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - М.: Навигатор, 2014. - 177 с.
  • «Психика» или «Психическое тело» человека? / А.А. Мелик-Пашаев // Культурно-историческая психология. 2013. №3. С. 31-36.
  • Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук. - М., 2010.
  • Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев и др. - Дубна: Феникс плюс, 2009. - 272 с.
  • Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
  • Ребенок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  • Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. - Дубна: Феникс+, 2006. - 108 с.
  • Психологические основы художественного развития / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. - М., 2006.
  • Психология одаренности: художественная одаренность / А.А. Мелик-Пашаев и др. - М.: МИОО, 2005. - 125 с.
  • Инновационная педагогика искусства / сост. А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Эврика, 2003. - 152 с.
  • Рабочая концепция одаренности / коллектив авторов. 2-е изд., расширенное и переработанное. М., 2003.
  • Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учебное пособие / коллектив авторов. - М., 2003.
  • Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 269 с.
  • Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 143 с.; 2-е изд. - М.: Журнал «Искусство в школе», 1995. - 142 с.;  2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 158 с.
  • Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
  • У родников творчества (Предпосылки художественного развития ребенка) / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс, 1987. - 326 с.
  • Звучание жизни: творческая биография дирижера А.Ш. Мелик-Пашаева / А.А. Мелик-Пашаев. - Тбилиси: Хеловнеба, 1985. - 123 с.; 2-е изд. - М.: Музыка, 1989. - 126 с.
  • Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
  • Светлотные отношения в детском изобразительном творчестве и их психологическая природа / А.А. Мелик-Пашаев // Новые исследования в психологии. - 1980.

Награды:

  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования (1999),
  • Лауреат премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» за особый вклад в работу с одаренными детьми (2002),
  • Премия 1 степени имени А.А. Смирнова,
  • медаль имени К.Д. Ушинского (1999),
  • медаль имени Г.И. Челпанова 1 степени (2007),
  • медаль «Все краски мира». За заслуги в развитии детского творчества (2007),
  • медаль «В память 850-летия Москвы»
  • медаль имени Л.С. Выготского РАО (2021)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Елена Викторовна Бахадова

    Уважаемый Александр Александрович, наши поздравления с Юбилеем! Ваш профессиональный путь достоин всяческого уважения, Ваши подходы, размышления очень откликаются, радуют, вдохновляют! Долгих лет жизни, здравия, новых идей!

  • Татьяна Александровна Казакевич

    Александр Александрович! В Ваших руках удивительная возможность совместить в образовательных технологиях науку и искусство, физиков и лириков.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»