16+
Выходит с 1995 года
20сентября2024
Ритм и пластическую культуру личности обсудили в Психологическом институте РАО

Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности» состоялась 28–30 октября 2022 года. Её организаторами выступили ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», факультет психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

Приветствие участникам конференции в видеоформате передал декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Психологического института РАО, президент Российского психологического общества, доктор психологических наук, академик Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко.

Конференция открылась докладом «О пластичности телесной и душевной» главного научного сотрудника лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, доктора психологических наук Александра Александровича Мелик-Пашаева.

«Словарные значения термина пластичность отсылают нас не в область искусства, а в область материаловедения. И тем не менее это дает очень важную подсказку для всех дальнейших рассуждений: пластичность — это податливость материала, его послушность, его безусловная готовность воспринять и облечь собою какой-то замысел, требующий воплощения… Это согласие стать рождающим лоном чего-то, что существует пока только как возможность», — отметил А.А. Мелик-Пашаев.

Руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Владимир Самуилович Собкин выступил с докладом «Темпоритм как средство кодирования смысла в творчестве актера».

В своем докладе В.С. Собкин обратился к работе Юрия Тынянова «Ода как ораторский жанр»: «Это, мне кажется, очень важное исследование, на которое мы как психологи практически не обращаем внимание, а оно принципиально. И главное здесь слово жанр. Потому что в 1920-е годы многие занимались жанром как центральной проблемой… Что имеет в виду Тынянов? Он говорит о том, что ода предполагает особое отношение читающего эти стихи и аудитории. И жанр он определяет именно через взаимоотношения чтеца и слушателя. Это фундаментальный посыл».

Доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Елена Евгеньевна Насиновская представила доклад «Психологические механизмы эстетического воздействия на развитие личности».

«Ритмичность — одна из первых характеристик сознания, открытая и экспериментально изученная в последней трети 19 века в Лейпцигской лаборатории В. Вундта, — рассказала Е.Е. Насиновская. — Можно сказать, что экспериментальная психология началась с метронома, отсчитывающего ритмические такты».

«Понятие ритма использовал Н.А. Бернштейн, изучавший физиологию активности и построения движений человека. Он ввёл понятие биодинамическая ткань, понимая под этим внешнюю форму действий. А уже В.П. Зинченко ввел понятие биодинамическая ткань сознания…» — пояснила Е.Е. Насиновская.

Заведующий кафедрой клинической психологии факультета социальных и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна», доктор психологических наук, профессор Вадим Борисович Хозиев выступил с докладом «Движение как форма материализации становящегося действия».

«Искусство представляет собой особый тип коммуникации, художественной коммуникации. Где художник, разрешая свои проблемы, преследуя свои интересы, создает в форме художественного произведения особый мир событий, в который он приглашает зрителя. В свою очередь, зритель, разрешая свои проблемы и преследуя свои интересы, прочитывает предлагаемое произведение и создает на его основе свой мир событий. Иногда эти миры совпадают, но чаще — нет. В рамках подобной коммуникации складывается то, что я называю художественной реальностью…» — рассказал В.Б. Хозиев.

«Пирамида реальности отдельного человека определяет организацию его чувственности, ощущений и восприятий. Наша чувственность складывается на основе определенной схематизации определенных реальностей. Особенно это становится понятным в отклоняющихся формах поведения. Предполагаю, сходные процессы имеют место и в ходе формирования пластических искусств, и танца в том числе… Складывается пирамида реальностей, включающая антропологический образ себя, своего тела и телесности, музыкальной реальности, условности события — танца», — отметил В.Б. Хозиев.

Старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Аида Меликовна Айламазьян представила доклад «Пластический канон как отражение образа личности в культуре».

«Пластический канон — единый принцип построения пластической формы, в котором выражено характерное отношение к гравитации, характерный способ установления равновесия, — пояснила А.М. Айламазьян. — Отношение к гравитации может быть разным. Мы встаем в вертикаль разными способами. Один из них — противодвижение, использование противоходов в теле… Контрпосты. Другой способ — очень статичный. В балете это такая характеристика, как апломб. Противоходы исключены. В пластический канон входят также правила расположения тела относительно друг друга в пространстве: это может быть принцип полной симметрии или асимметрии».

Заведующая кафедрой танцевальной терапии Института практической психологии «Иматон», танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы №6 г. Санкт-Петербурга, кандидат психологических наук Наталия Юрьевна Оганесян в онлайн-формате представила доклад «Танцевально-двигательная терапия и хореография. Общее и различия».

Н.Ю. Оганесян остановилась на термине танцевально-двигательная терапия и подробно объяснила отличия от хореографии и танцевально-двигательного тренинга. «Танцевально-двигательная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движений как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности», — пояснила Наталия Юрьевна.

Также Н.Ю. Оганесян рассказала, чем отличается использование ритма и музыки в танцевально-двигательной терапии от использования в хореографии и тренингах: «В танцевально-двигательной терапии ритм и музыка являются помощниками танцевального терапевта в развитии и раскрытии чувств пациента / клиента и его собственного ритма… Я уже 20 лет работаю в психиатрической больнице с больными шизофренией и часто диагностирую у них нарушения ритма движений, ритма речи… Поэтому с ритмом нам приходится достаточно много работать».

Танцевальный терапевт Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко, преподаватель программы дополнительного образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» Института «Иматон» Дарья Юрьевна Борисова выступила с докладом «Применение жестов индийского классического танца в формате танцевально-двигательной терапии в работе с детьми и взрослыми разных нозологических групп».

Д.Ю. Борисова рассказала о применении техник индийского танца в работе с клиентами. В частности, хаста-мудры — различные жесты ­— используются как альтернатива существующим упражнениям пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики и координации движений. По словам Дарьи Юрьевны, в индийском танце активно используется мимика, а в работе с клиентом акцент на этом аспекте позволяет развивать их эмоциональный интеллект, умение адекватно выражать эмоции, дифференцировать эмоции других людей.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»