Кто есть кто

Анатолий Викторович Карпов
Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова. Член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Председатель Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, член Ученого Совета ЯрГУ.
Председатель объединенного докторского диссертационного совета ЯрГУ и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, член докторского совета по педагогике ЯГПУ. Также являлся членом докторского совета Института психологии РАН (2000-2002 гг.), членом Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда (1995-2005 гг.); в настоящее время — эксперт Российского научного фонда.
Член Президиума Российского психологического общества, руководитель Ярославского отделения РПО, председатель Ярославского отделения Федерации психологов образования России. Действительный член Российской академии гуманитарных наук, академик Международной академии наук высшей школы, Международной академии психологических наук, Балтийской педагогической академии.
Главный редактор журнала «Вестник ЯрГУ», входящего в перечень ВАКовких изданий, член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редсоветов и редколлегий журналов «Национальный психологический журнал», «Российский психологический журнал», «Психология», «Экспериментальная психология», «Национальный психологический журнал, «Вестник Ярославского отделения Российского психологического общества», «Человеческий фактор», «Ярославский педагогический вестник» и др.
Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки, член Президиума УМО по психологии классических университетов России.
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2014-2018) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2028).
В 1978 г. с отличием окончил факультет психологии, а в 1980 г. — досрочно аспирантуру Ярославского государственного университета и прошел в этом вузе путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой, декана факультета психологии. В 1978 г. с отличием окончил факультет психологии ЯрГУ. В 1980 году в Институте психологии РАН защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Исследование деятельности человека-оператора в условиях информационного дефицита», а в 1992 году — докторскую диссертацию по теме «Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности». С 1981 г. по настоящее время более 40 лет возглавляет кафедру университета; с 2001 г. — декан факультета психологии.
А.В. Карпов — высокопрофессиональный специалист, один из крупных психологов страны, широко известный в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях психологии, как психологическая теория деятельности, когнитивная психология, психологическая теория принятия решений, а также исследованиями рефлексивных механизмов регуляции профессиональной деятельности. А.В. Карпов сформулировал и развил новый методологический подход к исследованию психических явлений — метасистемный. На основе данного подхода им разработана обобщающая психологическая концепция метасистемной организации базовых структур психики и деятельности. Она не только широко известна и признана в кругах научной общественности, но и получила высокую государственную оценку: возглавляемая А.В. Карповым научная школа неоднократно становилась победителем конкурсов Президента РФ для ведущих научных школ страны. Ее развитие привело к становлению нового научного направления — метакогнитивной психологии деятельности, имеющего важное методологическое значение. Оно в существенной степени содействует решению фундаментальной методологической задачи синтеза двух важнейших областей современной психологии — когнитивной психологии и психологической теории деятельности, а тем самым способствует решению и еще более общей проблемы интеграции психологического знания в целом. Ее решение обеспечивает сохранение и упрочение лидирующих позиций российской психологии в этих основополагающих областях современной психологии.
А.В. Карпов обосновал и концептуализировал новое направление психологических исследований — метакогнитивную психологию деятельности, которая позволила синтезировать два важнейших направления современной психологии — когнитивную психологию и психологическую теорию деятельности.
В русле этих подходов А.В. Карпов разработал несколько оригинальных общепсихологических концепций, дающих новое, более полное решение целого ряда важных в методологическом плане проблем психологии и вносящих тем самым существенный вклад в развитие методологии и теории психологии. Так, им внесен значительный вклад в разработку фундаментальной общепсихологической проблемы деятельности, поскольку в его работах предложена и всесторонне верифицирована новая — обобщающая психологическая концепция деятельности. Она является наиболее полной среди существующих ныне концепций деятельности, так как в ней обнаружены и всесторонне раскрыты неизвестные до сих пор уровни организации деятельности, а также выявлена их общая структурно-уровневая иерархия, включающая пять (а не три, как это полагается традиционно) основных макроуровней. Тем самым обогащены и значительно углублены представления о важнейшей в методологическом отношении общепсихологической категории — деятельности. Разработанная А.В. Карповым теория деятельности представлена в изданной им в 2015 г. монографии «Психология деятельности». Она является капитальным научным трудом, посвященным центральной проблеме психологии — проблеме деятельности. Этот крупный издательский проект включает в себя пять томов и практически не имеет аналогов в отечественной литературе по масштабу решаемых проблем, комплексности раскрытия проблемы деятельности и объему новых данных об основных психологических закономерностях организации деятельности. Она, равно как и еще одна крупная монография А.В. Карпова «Психология сознания», была признана Президиумом Российского психологического общества лучшей книгой года по психологии (соответственно, в 2011 и 2016 гг.).
Наряду с этим, А.В. Карповым разработана обобщающая психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности, впервые позволившая раскрыть целостную систему рефлексивных процессов регуляции деятельности, а также принципы и механизмы их организации. Данная концепция имеет существенное методологическое значение, поскольку в ней фундаментальная общенаучная категория рефлексии органически синтезирована с конкретно-научными — психологическими представлениями о ней, а также с современными представлениями о структурно-функциональной организации деятельности и с категориальной системой психологии в целом.
А.В. Карповым предложено решение еще одной фундаментальной общепсихологической проблемы — разработки обобщающей психологической теории принятия решения, в рамках которой он обнаружил и доказал существование инвариантных и единых базовых закономерностей, присущих всем основным классам субъективного выбора. В ней предложено и новое решение главной методологической проблемы современной теории решений — проблемы экологической валидности ее эмпирического базиса и концептуальных обобщений.
Существенное развитие в работах А.В. Карпова получила важнейшая методологическая проблема структурно-уровневой организации психических процессов и свойств личности. В этом плане им разработана обобщающая концепция структурно-уровневой организации системы психических процессов, в рамках которой удалось дать непротиворечивый синтез известных сегодня видов, типов, классов и уровней процессуально-психологической организации личности. Объективной основой этого является установление и экспериментальная верификация принципиально новой системы фактов и закономерностей, суть которых заключается в обосновании положения, согласно которому класс метакогнитивных процессов, описанный в когнитивной психологии, в действительности, является не единственным классом интегральных процессов организации деятельности и поведения, а лишь одним из классов процессов такого рода. В реальности существует целое семейство таких процессов, образующих общую систему (и соответственно, — категорию) метапроцессов, включающих также и метарегулятивные, метамотивационные, метаэмоциональные процессы организации деятельности и поведения. Тем самым, в разработанной А.В. Карповым теории установлен и раскрыт качественно новый уровень процессуально-психологической организации деятельности — метапроцессуальный, что не только обогащает методологию и теорию психологии, но имеет большое общепсихологическое значение, поскольку содействует расширению и углублению представлений о предмете психологии посредством включения в него нового класса процессуальных образований психики.
В трудах А.В. Карпова теоретически обоснован и развит структурно-уровневый подход и к разработке фундаментальной общепсихологической проблемы способностей, содействующий синтезу двух основных, доминирующих в настоящее время парадигм ее исследования — личностно-деятельностной и функционально-генетической. Данный подход, а также результаты его реализации значимо содействуют развитию представлений о предмете психологии способностей, что имеет важное методологическое значение.
А.В. Карпов внес значительный вклад и в развитие методологических основ когнитивной психологии, поскольку им были развиты принципиально новые теоретические представления о содержании предмета наиболее важного и перспективного ее направления — современного метакогнитивизма. Им были выявлены и раскрыты неизвестные ранее метакогнитивные процессы и структуры, а на основе этого предложена новая — обобщенная их систематика. Она является наиболее полной среди всех существующих и включает их в себя как частные случаи. Вскрыты также базовых механизмы функциональной организации этих процессов и показано, что все они являются парциальными средствами обеспечения наиболее фундаментального атрибута психики — свойства самосензитивности, лежащего в основе сознания. Наряду с этим, раскрыта определяющая роль метапроцессов в обеспечении одной из важнейших общих способностей личности — обучаемости. Показано, как они содействуют ее развитию, а тем самым — расширению ментальных ресурсов личности, что имеет, наряду с методологическим, и большое практическое значение. В итоге всех этих исследований им разработана новая в методологическом отношении концепция метапроцессуального содержания психики, значимо содействующая разработке базовой проблематики когнитивной психологии и когитологии в целом.
Существенный вклад работы А.В. Карпова внесли в исследования важнейшего и наиболее перспективного класса профессиональной деятельности — субъектно-информационного. Им разработаны методологические основы психологической концепции, раскрывающей и объясняющей основные закономерности организации деятельности данного класса, что имеет первостепенное значение в плане решения стратегических задач перехода к цифровым технологиям и экономике знаний.
В исследованиях А.В. Карпова развит и существенно углублен общенаучный методологический принцип системного подхода, в результате чего он сформулировал новый методологический подход к исследованию психических явлений — метасистемный. Данный подход является качественно новым уровнем и этапом развития принципа системности, позволяя преодолеть целый ряд присущих ему ограничений и выступая конкретным средством реализации по отношению к предмету психологии постнеклассической методологии. С его позиций дано более полное и содержательное, нежели во всех разработанных ранее концепциях, решение ряда теоретико-методологических и общепсихологических проблем. Это, прежде всего, проблема структурно-уровневой организации деятельности; проблема рефлексивной организации психики; проблема произвольной регуляции деятельности; проблема структурно-функциональной организации психических процессов и др. Доказано, что принцип системности в его традиционных вариантах не в полной мере соответствует атрибутивной природе психики и базовым закономерностям ее организации, поскольку она принадлежит к особому классу систем, которые способны трансформировать себя в объект своей собственной регуляции и организации, а поэтому — и к ее трансформации в метасистему по отношению к самой себе.
С позиций разработанного А.В. Карповым методологического принципа метасистемного подхода существенное развитие получила фундаментальная общепсихологическая проблема сознания. В сформулированной им концепции сознания всесторонне обосновано, что оно может быть наиболее полно и непротиворечиво объяснено с позиций его трактовки именно как метасистемного уровня организации психики, поскольку лишь на данном уровне достигается принципиальная возможность рефлексивного выхода психики (как системы) за свои же собственные границы, что лежит в основе всех атрибутивных характеристик сознания.
С позиций это го же принципа предложено комплексное решение еще одной важной в методологическом плане общепсихологической проблемы — структурной организации индивидуальных качеств личности. В исследованиях А.В. Карпова установлен и проинтерпретирован целый ряд новых закономерностей их структурно-функциональной организации и генетической динамики. Важное методологическое значение разработанной на этой основе концепции состоит в том, что она позволяет синтезировать представления, сложившиеся в психологии личности, с фундаментальным направлением методологии научного познания — с методологией качественного анализа, что, в свою очередь, содействует решению острых методологических вопросов психологии личности и дифференциальной психологии.
А.В. Карповым существенно развиты и углублены представления и еще об одном важнейшем методологическом принципе психологии — генетическом. В итоге обширного цикла исследований генезиса всех трех основных типов деятельности — профессиональной, учебной и игровой им разработана новая концепция, позволяющая выявить и объяснить целостную систему общих и инвариантных генетических закономерностей их формирования и развития.
Таким образом, А.В. Карповым существенно углублены и концептуально обогащены основополагающе методологические принципы и общепсихологические категории — принципы системности и развития, категории деятельности, сознания, психических процессов, способностей личности, субъективного выбора и рефлексии, что имеет первостепенное научное значение для развития общей психологии в целом и ее методологических основ, в особенности. Интенсивное развитие указанных принципов и категорий, а также разработанных в трудах А.В. Карпова и его учеников концепций, характеризуется единством методологических оснований и теоретических подходов, четкой организационной и институциональной оформленностью. Это объективно свидетельствует о несомненности оригинальной научной школы, основанной и возглавляемой им. Он является высокопрофессиональным специалистом; одним из крупных психологов страны, широко известным в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях теории и методологии психологии как теория деятельности, когнитивная психология, психология сознания, психологическая теория принятия решений, а также исследованиями рефлексивных механизмов регуляции профессиональной деятельности. Труды А.В. Карпова широко цитируются в научной литературе, а предложенная им общая концепция метакогнитивной организации деятельности является наиболее цитируемой в данной области психологии. В русле основанного и разрабатываемого им направления он сформулировал и развил целый ряд оригинальных психологических концепций, получивших широкое признание научного сообщества. Это, в первую очередь, — общая теория принятия решения, впервые позволившая обобщить и объяснить базовые закономерности всех основных классов процессов принятия решения (индивидуальных, групповых, управленческих и др.); концепция интегральных психических процессов, в которой выявлен и изучен новый класс психических процессов — интегральные процессы; обобщающая психологическая теория деятельности, раскрывающая основные психологические механизмы структурно-уровневой организации деятельности и являющаяся наиболее полной, нежели все существовавшие ранее концепции деятельности; психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности, а также концепция метакогнитивной организации деятельности, поведения и общения. Особое место во всех этих концепциях уделено изучению одного из наиболее сложных и одновременно — ответственных, перспективных типов профессиональной деятельности — управленческой, организационной, в результате чего им предложена новая, оригинальная концепция — трансформационная концепция менеджмента.
Интенсивное развитие указанных концепций в трудах А.В. Карпова и его учеников характеризуется единством методологических оснований и теоретических подходов, четкой организационной и институциональной оформленностью, что объективно свидетельствует о вполне сложившейся оригинальной научной школе, основанной и возглавляемой им. Научные труды А.В. Карпова широко цитируются в научной литературе, а предложенная им общая теория принятия решения является самой цитируемой в данной области психологии. В настоящее время научные исследования А.В. Карпова направлены на изучение качественно нового класса процессов психики — метакогнитивных и метарегулятивных процессов, в результате чего им, в частности, разработана обобщающая концепция структурно-уровневой организации системы психических процессов. Кроме того, в рамках этих исследований им разработан и обоснован принципиально новый методологический подход к изучению психических явлений — метасистемный подход, существенно углубляющий фундаментальный принцип научного познания — принцип системности. Кроме того, в течение длительного времени А.В. Карпов руководил научно-исследовательскими разработками по специальной тематике, связанной с повышением обороноспособности страны. Все проводимые им научные исследования и разработки, наряду с высоким теоретическим уровнем, характеризуются и ярко выраженной практической направленностью, подтверждением чего является существенный экономический и гуманитарный эффект от внедрения их результатов.
Продуктивная научно-исследовательская деятельность А.В. Карпова находит свое проявление и в его высокой публикационной активности. Он является автором свыше 1000 научных работ, в том числе: 65 монографий и глав в коллективных монографиях; 8 учебников, опубликованных в центральных издательствах и имеющих гриф Минобрнауки РФ и УМО по психологии; 21 учебного пособия; свыше 80 статей в журналах из списка ВАК; 40 статей, зарегистрированных в базах Skopus и Web оf Science; он научный редактор более 40 сборников научных трудов международного и российского уровня.
Под научным руководством А.В. Карпова защищено 40 диссертации, в том числе 7 докторские. Научные работы А.В. Карпова изданы в ряде стран — Финляндии, Канаде, Греции, в странах СНГ. Он — автор фундаментальных монографий «Психология принятия управленческих решений» (1997), «Методологические основы психологии принятия решения» (1999), «Психология рефлексивных механизмов управления» (1999), «Общая психология субъективного выбора» (2000), «Психология групповых решений» (2000), «Психология рефлексии» (2002), «Психология профессиональной адаптации» (2003), «Психология рефлексивных механизмов регуляции деятельности» (2004), «Метасистемная организация уровневых структур психики» (2004), «Психология метакогнитивных процессов личности» (2005), «Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности» (2006), «Теория и практика развития педагогической рефлексии» (2006), «Психология управленческой деятельности» (2006) «Проффионализ современного педагога» (2011), «Психология сознания» (2011), «Рфелексивная детерминация деятельности и личности» (2012), «Внутренний мир интеллектуально одаренного человека» (2013), «Структура и сущность субъективной реальности» (2021, в 2-х томах), «Методологические основы психологического анализа информационной деятельности» (2022), «Психика и время» (в 2-х т., 2023) и др. 10 монографий А.В. Карпова опубликованы ведущим психологическим издательством страны — Издательством Института психологии РАН, 14 — в издательстве РАО. Наряду с этим, им опубликован и ряд глав в коллективных монографиях того же издательства. А.В. Карпов — автор и научный редактор 8 базовых учебников по психологии — «Психология менеджмента» (1999, 2001); «Общая психология» (2002, 2004); «Психология труда» (2004); «Политический менеджмент» (2004), «Организационная психология» (2012), имеющих грифы Министерства образования и науки РФ и УМО по психологическому образованию классических университетов России. Кроме того, А.В. Карпов — автор 18 учебных пособий по основным психологическим дисциплинам университетской программы подготовки психологов и соавтор еще двух учебников по психологии для непсихологических факультетов (серия «Учебники нового века»). Ряд работ А.В. Карпова вошел в хрестоматии по психологическим дисциплинам. Под научной редакцией А.В. Карпова опубликовано более 40 сборников научных трудов международного, российского и регионального уровней. А.В. Карпов систематически публикует научные статьи в рецензируемых психологических журналах — в «Психологическом журнале», в «Вопросах психологии», в журналах «Прикладная психология», «Человеческий фактор» и др.
А.В. Карпов — широко известный в стране теоретик и организатор высшего профессионального образования. Он свыше 40 лет возглавляет кафедру классического университета, а с 2001 г. является деканом факультета психологии ЯрГУ — одного из старейших и наиболее авторитетных факультетов психологии страны. Под его руководством и при его непосредственном участии разработан целый ряд новых специализаций и направлений подготовки — в частности «Психология менеджмента», «Когнитивные исследования», «Педагогическая психология», «Консультационная психология», «Клиническая психология» и ряд других. Осуществлен переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования и внедрены в учебный процесс новые программы магистерской подготовки. О высоком качестве организации и реализации учебного процесса на факультете, возглавляемом А.В. Карповым, убедительно свидетельствует авторитет и признание профессионального уровня его выпускников. Факультет по праву является крупным и общепризнанным центром научной и образовательной жизни не только Ярославского региона, но и страны в целом. За почти двадцатилетний период руководства А.В. Карповым факультетом психологии подготовлено более полутора тысяч высококвалифицированных специалистов-психологов, успешно работающих в различных отраслях производства и социальной практики.
А.В. Карпов успешно сочетает научную и педагогическую деятельность. Он — педагог высшей квалификации; ведет все виды учебных занятий в вузе, а также оказывает консультативную помощь в их организации и проведении преподавателям других вузов региона и страны. На основе творческого обобщения собственного педагогического опыта, а также опыта подготовки психологов в ЯрГУ им разработана качественно новая программа подготовки, предполагающая трехуровневую структуру высшего психологического образования. Данная структура широко обсуждена на проведенных под руководством А.В. Карпова Российских научно-методических конференциях; она получила одобрение и рекомендована для широкого использования.
Научная деятельность А.В. Карпова характеризуется органичным единством методологии, теории и практики. Так, на основе полученных им методологических результатов в области психологической теории деятельности, теории психических процессов и теории принятия решений продуктивное развитие получил целый ряд теоретических направлений психологии — прежде всего, в сфере психологии образования, а также психологии управления и менеджмента. В его трудах (в частности, в трехтомнике «Методологические основы психологии образовательной деятельности») сформулирована новая концепция образовательной деятельности, позволяющая синтезировать традиционные представления в области педагогической психологии с новейшими данными когнитивной психологии в целом и современного метакогнитивизма, в особенности. Тем самым в значительной мере решена ключевая в методологическом плане задача конвергенции, а затем и синтеза этих двух основополагающих областей психологии. На основе этого А.В. Карповым разработана и оригинальная психологическая концепция педагогической деятельности как центрального звена всей системы образовательных взаимодействий, впервые позволяющая дать комплексное объяснение целой совокупности неизвестных ранее ее закономерностей и феноменов.
Значимые результаты теоретико-методологического плана, полученные в работах А.В. Карпова, являются условием высокой эффективности проводимых им и его сотрудниками практико-ориентированных исследований и разработок. Так, под его руководством и при непосредственном участии выполнен целый ряд основополагающих исследований и разработок в сфере высшего психологического образования. В частности, реализован крупномасштабный образовательный проект по разработке новой стратегии подготовки психологов высшей квалификации в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России. Высшее образование», результаты которого получили широкое всероссийское признание и внедрение. Он — один из основных авторов Государственного образовательного стандарта 3-го поколения по психологии для университетов, а также один из авторов образовательных стандартов по психологии для гуманитарных и технических вузов страны и соответствующих учебников. А.В. Карпов является одним из авторов принципиально новой — компетентностной модели подготовки специалистов-психологов, положенной в основу новой стратегии высшего психологического образования и предполагающей переход на двухуровневую систему подготовки. Это является важнейшей и первоочередной задачей общегосударственного значения, а также условием интеграции отечественной системы высшего образования в европейское и мировое образовательное пространство.
Наряду с этим, А.В. Карпов в составе коллектива авторов принимал активное участие в реализации проекта Министерства науки и образования РФ «Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности», в результате чего была разработана принципиально новая система оценки уровня квалификации педагогических кадров. Она получила достаточно широкое внедрение в организацию образовательного процесса в ряде регионов страны.
А.В. Карпов является также одним из руководителей разработки и внедрения новой системы управления качеством образования в ЯрГУ им. П.Г. Демидова на основе процессного подхода и модели EFQM, получившей премию Европейского Института качества (проект MANRU). При его непосредственном участии в Ярославской области создана и успешно функционирует психологическая служба психологов образования, объединяющая деятельность теоретиков и практиков в этой важнейшей сфере социальной практики.
А.В. Карпов — известный отечественный специалист в остро востребованной и постоянно прогрессирующей в настоящее время сфере образования взрослых и послевузовского образования. Он является научным руководителем одного из крупнейших в стране «Центра корпоративного обучения и консультирования», а также научным консультантом Центра профессионального и личностного развития. Он — автор и соавтор целого ряда учебников и учебных пособий по данному направлению, в частности, учебников «Корпоративное обучение», «Современные технологии управления развитием персонала» и др.
Широко известны работы А.В. Карпова и в еще одной важной области психологической науки и практики — в психологии управления и менеджмента. Наряду с теоретическими и прикладными исследованиями в данной области, он осуществил разработку методологических основ психологии управленческой деятельности, в результате чего им сформулирована новая — обобщающая концепция структурно-функциональной организации управленческой деятельности, а также разработана оригинальная концепция управленческих решений. Им разработана также и получившая широкое распространение в исследовательской практике трансформационная концепция менеджмента, а также синтетическая концепция организационной культуры.
Новаторскими являются и исследования А.В. Карпова в остроактуальном направлении — современной киберпсихологии, в результате которых им разработана обобщающая психологическая концепция структурно-функциональной организации информационной деятельности.
А.В. Карповым разработана наиболее полная среди существующих психологическая концепция субъективного времени. Она послужила основной для фундаментальной монографии «Психика и время», признанной лучшей монографией на последнем съезде Российского психологического общества.
Все проводимые им научные исследования и разработки, наряду с высоким теоретико-методологическим уровнем, характеризуются ярко выраженной практической направленностью, подтверждением чего является существенный экономический и гуманитарный эффект от внедрения их результатов.
Под руководством А.В. Карпова подготовлено свыше 40 кандидатов и 7 докторов психологических наук (работа над еще двумя докторскими диссертациями под его руководством завершается в настоящее время). Сейчас он руководит подготовкой 4 аспирантов. Под его руководством успешно защищено свыше 150 дипломных работ
Объективным подтверждением конструктивности и эвристичности развитых А.В. Карповым теоретико-методологических представлений является и высокая продуктивность исследований, проводимых в возглавляемой им научной школе. Эти исследования характеризуются глубоким осмыслением существа решаемых проблем, высокой культурой теоретической и экспериментальной работы, широким использованием передовых достижений отечественной и зарубежной науки. Подтверждением этого является и то, что возглавляемая им научная школа не только неоднократно признавалась победителем в конкурсе Президента РФ для ведущих научных школ страны, но и в течение длительного времени он является победителем конкурсов грантов ведущих научных фондов страны: РНФ, РГНФ (11 проектов); РФФИ (8 проектов); Министерства науки и образования (4 проекта); Института «Открытое Общество» (5 проектов). Кроме того, он руководил рядом научных целевых программ Министерства науки и образования РФ (в частности, исследованиями в раках Федеральной целевой программой «Интеграция»).
Научная и педагогическая деятельность А.В. Карпова получила высокую оценку не только в кругах научной общественности, но и на уровне государственных организаций. Он неоднократно становился победителем конкурсов различного уровня — от областного и до общероссийского. А.В. Карпов удостоен Почетных званий «Заслуженный деятеля науки Российской Федерации» и «Заслуженный работник высшего образования Российской Федерации». А.В. Карпов является лауреатом премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН за цикл работ по исследованию высших психических функций и обладателем высшей награды РАО — медали им. Л.С. Выготского. Он награжден медалью «За заслуги в науке. Человеческий фактор», орденом ЮНЕСКО «Творец эпохи»; грамотами: Министерства науки и образования РФ; трижды — Почетными грамотами Губернатора Ярославской области и почетным знаком Губернатора «За заслуги в научной и педагогической деятельности»; имеет более 30 благодарностей руководства университета; имеет звание «Почетный преподаватель ЯрГУ». Неоднократно становился лауреатом в национальном психологическом конкурсе «Золотая психея». Он является победителем конкурса Фонда развития отечественного образования (2008). Дважды являлся победителем конкурса Губернатора ЯО на лучшую научную работу; трижды подряд побеждал в конкурсе «Лучший ученый ЯрГУ» и «Лучший методист ЯрГУ». А.В. Карпов награжден Почетным знаком Губернатора Ярославской области «За заслуги в науке». Является победителем областных конкурсов на лучшую научную работу в 2002 и в 2005 гг. Дважды являлся стипендиатом Президента РФ (1998-2000; 2001-2003 гг.). Награжден Грамотой Министерства науки и образования РФ; трижды — Почетными грамотами Губернатора Ярославской области «За заслуги в научной и педагогической деятельности»; имеет более 20 благодарностей руководства университета; имеет звание «Почетный преподаватель ЯрГУ», награжден медалью «Человеческий фактор. За заслуги в науке». Победитель общенациональной премии «Декан года» в номинации «Психологические науки» Российского профессорского собрания (2021) А.В. Карпов является Лауреатом премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук за фундаментальные теоретические исследования высших когнитивных и метакогнитивных психических функций (2012). В 2020 г. награжден золотой медалью «За достижения в науке» РАО, а в 2021 медалью им. В.В. Давыдова.
Награды:
- лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН (совместно с Т.Н. Ушаковой) — за серию работ по единой тематике «Теоретические и экспериментальные исследования высших психических функций» (2011)
- Золотая медаль «За достижения в науке» РАО (2020)
- лауреат общенациональной премии «Декан года» в номинации «Психологические науки» Российского профессорского собрания (2021)
- медаль имени В.В. Давыдова РАО (2023)
- Почетная грамота Ярославской областной Думы (2024)
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2013 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической науке», 2006 г.
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической науке», 2004 г.
- «Психика и время», монография в 2 томах (в номинации «Книга года по психологии», 2024 г.), победитель
- «Международный конгресс "Психология XXI столетия (Новиковские чтения)", посвященный 25-летию Международной академии психологических наук», 27-29 октября 2017 года, Ярославль (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
- «Психология деятельности», монография в 5 томах (в номинации «Книга года по психологии», 2015 г.), лауреат
- «Международная конференция "Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика"», Ярославль, 02-04.10.2014 (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), победитель
- «Организационная деятельность Международной Академии Психологических Наук», организационная, научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2013 г.), победитель
- «Международная Академия Психологических Наук (МАПН)», организационная научная, социальная, образовательная программа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «IV Всероссийский съезд Российского психологического общества "Психология – будущему России"», 18-21 сентября 2007 года, Ростов-на-Дону (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), победитель
- Валерий Михайлович Ганузин, 02.05.2025
- Валерий Михайлович Ганузин, 02.05.2023
- Анна Владимировна Мантикова, 02.05.2022
- Мариям Равильевна Арпентьева, 02.05.2021