Кто есть кто
Людмила Александровна Регуш
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена.
Профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2006-2013, 2018-2022) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023).
Окончила педагогический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена в 1966 году, в 1972 – аспирантуру по кафедре психологии.
В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие обобщения у младших школьников в условиях программированного обучения»; в 1985 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие прогнозирования как познавательной способности личности».
С 1986 г. имеет ученое звание профессора.
С 1991 по 2009 гг. заведовала кафедрой психологии развития и образования психолого-педагогического факультета. Людмила Александровна работает в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена более 50 лет!
Долгие годы была председателем Учебно-методического совета по базовой психологической подготовке по направлению «Педагогическое образование», объединяющего представителей 23 психологических кафедр вузов России.
Специалист в области психологии развития и образования.
Научные интересы:
- психология прогнозирования,
- психическое развитие подростка,
- инновационные технологии в образовании.
Руководитель научно-педагогической школы «Психология, преподавание психологии» РГПУ им. А.И. Герцена.
Читает курсы:
- Психология развития
- Психологические проблемы возрастного развития
- Психология прогнозирования опасных жизненных ситуаций
- Педагогическая психология
Проводила научные исследования в рамках проектов:
- Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения. Кросскультурное исследование (Санкт-Петербург – Потсдам, Германия ), 1993-2000 гг. Руководители Л.А. Регуш, Б. Кирш.
- Подросток в эпоху перемен (детерминанты жизненных проблем подростков, 1993-2001 годы). Грант РГНФ, 2002 г. Руководитель Л.А. Регуш.
- Разработка концепции и проекта модели программы психологического, методического, социального сопровождения адаптации молодого учителя в школе. 2007 г. Руководитель В.В. Рубцов.
- Психологические проблемы подростков и молодежи в социальном и индивидуальном контексте: стандартизация методик изучения. Грант РГНФ 2012-2014. Руководитель проекта.
Научный консультант 5 докторских диссертаций и руководитель 32 защищенных кандидатских диссертаций.
Автор более 170 публикаций. Основные работы:
- Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010, 2011; 2-е изд., доп. СПб: Питер, 2020.
- Психологическое сопровождение личности в меняющемся мире: коллективная монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.
- Психологические проблемы: диагностика, способы разрешения, детерминанты (на примере подростков и молодежи): монография / Л.А. Регуш и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
- Психологические проблемы молодежи: стандартизированная методика: научно- методические материалы / Л.А. Регуш и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
- Психологические проблемы подростков: стандартизированная методика: научно- методические материалы / Л.А. Регуш и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
- Жизненные проблемы как индикатор влияния социума // Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография / Научный редактор Л.А. Регуш. СПб, 2010.
- Психическое развитие человека и социальные влияния: коллективная монография / Л.А. Регуш и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
- Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А. Регуш. СПб: Питер, 2001, 2008.
- Проблемы психического развития и их предупреждение / Л.А. Регуш. СПб: Речь, 2006.
- Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков С.-Петербурга) // Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб, 2005.
- Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. СПб: Речь, 2003.
- Первая психологическая кафедра в России: история и современность: учебное пособие / Л.А. Регуш, М.С. Игнатенко. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
- Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / под ред. Л.А. Регуш. СПб: Изд-во РГПУ, 2003.
- Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования / отв. ред. Л.А. Регуш. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
- Дошкольник. Психология развития в литературных сюжетах: учебное пособие / авт.-сост. Л.А. Регуш и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
- Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет (кросскультурное сравнение: Потсдам - Санкт-Петербург) / редкол.: Л.А. Регуш и др. (Россия), Б. Кирш (Германия). Потсдам; СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
- Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения) / Л.А. Регуш. СПб: Образование, 1996.
- Лабораторный практикум по педагогической психологии / Л.А. Регуш, А.В. Орлова. СПб: Образование, 1993.
- Тренинг профессиональной наблюдательности: методическое руководство / Л.А. Регуш. Л.: РГПУ, 1991.
- Прогностическая способность учителя и ее диагностика: учебное пособие / Л.А. Регуш. Л.: ЛГПИ, 1989.
Автор и научный редактор цикла книг, посвященных жизненным проблемам подростков (1993-2001 г.г.) и разработке технологий психологической помощи им.
Победитель Конкурса «Золотая Психея» в 2005 году в номинации «Проект 2005 года в психологической науке» — проект создания серии печатных изданий «Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения: Россия 1993-2005 гг.».
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
Как отрасль знаний и действий , способную помочь человечеству сохранять психическое здоровье.
2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?
Уйти из психологии , если она не является главным делом его жизни.
3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?
Пожелание и делание добра.
4. Как Вы относитесь к смерти?
Как к неизбежной встрече с будущим.
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?
Жить нужно по заповедям , а не по текущим политическим решениям.
- «Психологические проблемы российских подростков (1993 - 2013 г.г.)», коллективная монография по итогам 20-летнего исследования (в номинации «Проект года в психологической науке», 2017 г.), победитель
- «Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения: Россия 1993-2005 гг.», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологической науке», 2005 г.), победитель
- Ася Львовна Аксельрод, 17.04.2022
- Любовь Сергеевна Новикова, 17.04.2020