16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Гомосексуальность*. Часть I (* ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. ред.)

Согласно принятому в 2000 году Всемирной Организацией Здравоохранения определению (не очень четкому) под сексуальным здоровьем понимается переживание психического, психологического и социо-культурального благополучия, связанного с сексуальностью, проявляющееся свободным и ответственным выражением сексуальности, которое укрепляет личное и сексуальное здоровье, обогащает личную и социальную жизнь [1].

Гомофилию* (греч.: homos — такой же, philia — любовь) или гомосексуализм* (греч.: homos — такой же, sexus — пол) — половое влечение к лицам своего пола З. Фрейд относил к группе отклонений полового влечения относительно объекта. Изменчивость критериев «нормы» в сексологии в зависимости от социального строя, экономического благосостояния, от связанных с ними изменений в области культуры, от морально-этических норм, принятых в обществе привела к тому, что общепринятой классификаций истинных парафилий до настоящего времени нет. Трудность её создания состоит ещё и в том, что похожие по своим проявлениям отклонения полового влечения по своим причинам и сути могут быть совершенно различны. У детей до возраста полового созревания истинные парафилии встречаются редко.

Гомосексуализм* как явление

Сам по себе гомосексуальный* контакт не может быть основанием для выводов о гомофилии*. Выдающийся психиатр Карл Ясперс (Jaspers K., 1913) призывал никоим образом не сводить весьма разнообразные случаи гомосексуальности* к одному знаменателю [33]. Выделяют транзиторные (временные, проходящие) гомосексуальные* контакты, не относящиеся к гомофилии*, и относящиеся к ней вторичный, первичный гомосексуализм* и транссексуализм*.

Транзиторные гомосексуальные* контакты могут включаться детьми в процесс сексуальных игр, и совсем не обязательно указывают на гомофильное* влечение. В 1983 году среди мальчиков 5 лет они наблюдались у 18%, 10 лет — у 30,54%, 15 лет — 53,14% [31]. Специфические трудности исследования столь интимной проблематики позволяют предположить, что эти данные были занижены, а в наше время они, безусловно, значительно выше.

От гомосексуальных* парафилий гомосексуальные* транзиторные гомосексуальные* реакции отличаются тем, что лица, у которых они встречаются, характеризует традиционное половое влечение, но условия, ситуации, в которых они оказались, препятствуют общению с представителями противоположного пола (пребывание в тюрьме, в интернате и пр.). Значительная часть подобных гомосексуальных* контактов происходит в подростковом возрасте. Русский философ В.В. Розанов по этому поводу писал: «… и отроки, и девы в этот пред-брачный возраст все испытывают узенький, короткий по времени поясок гомосексуальности*: это наши «влюбения институток в подруг своих», и подобные же чувства в мальчиках лет 15-16» [24. — С. 186]. Это объясняется тем, что стремление к половым контактам с противоположным полом, как бы заманчиво оно для них не было бы, в этом возрасте весьма затруднительно. По данным основоположника исследований сексуальности А. Кинзи (Kinsey А., 1948) гомосексуальные* контакты хотя бы один раз в своей жизни имели 48% мужчин и 28% женщин, причём происходили они в основном во время пубертатного периода на фоне физиологической гиперсексуальности [31]. В этом возрасте обсуждение сексуальных проблем происходит, как правило, в однополой среде. Возбуждение, возникающее в процессе этих разговоров, может приводить в результате к совместной или взаимной мастурбации, взаимным ласкам (петтингу) и т.п.

Гомосексуальные* контакты в определенных ситуациях возможны у подростков (и не только у них), имеющих половое влечение к противоположному полу. Грубость при их выявлении может вызвать острое стрессовое расстройство. Практика вопреки статистике показывает, что у юных девушек транзиторные сексуальные контакты разной степени выраженности встречаются чаще, чем у юношей. Это связано с более терпимым отношением общества к поцелуям, объятием девочек. Если девушки-подружки спросят у родителей разрешения лечь спать в одну кровать, чтобы «пошептаться перед сном», это вряд ли вызовет удивление и возражение. А если это юноши?

Эти особенности отношения общества к мужским и женским гомосексуальным* контактам, нашли отражение в существовавшем в Российской Федерации аж до 1993 года позорном законе. По ст. 121 Уголовного Кодекса РСФСР мужеложество каралось лишением свободы на срок до 5 лет, а при отягощающих обстоятельствах до 8 лет. Женщин за гомосексуальные* контакты не преследовали. Как, впрочем, и мужчин практиковавших не мужеложество, а иные формы сексуальной близости друг с другом.

У некоторых из них, имеющих сформированную традиционную сексуальную ориентацию, ситуативный сексуальный контакт вызывает сильные переживания. Нередко возникает навязчивый страх «стать геем*».

В последнее время всё большее значение приобретает ещё один фактор, способствующий закреплению транзиторных подростковых гомосексуальных* тенденций. В некоторых кругах становится модным принадлежать к «сексуальному меньшинству», это может помочь обрести «нужных» знакомых, сделать карьеру.

Вторичная и первичная гомосексуальность*

Существует довольно много теорий, пытающихся объяснить феномен гомосексуальности*, однако, ни одна из них не раскрывает суть проблемы полностью. По-видимому, это связано с разными причинами возникновения гомосексуальности* и многообразием личностей склонных к гомофилии*. Наиболее распространенными и признанными теориями, имеющими в настоящее время много сторонников, являются нейроэндокринная и психоаналитическая.

Согласно нейроэндокринной теории нарушения гормонального обеспечения сексуальных функций происходит в результате вредных воздействий на мозг плода на 4-7 месяце внутриутробного развития, когда происходит половая дифференциация. Нарушения могут вызвать инфекционные заболевания, депрессии у беременной женщины, использование ею гормональных препаратов и некоторых других лекарств, воздействие радиации и др. Это в дальнейшем становится почвой для развития искажённого самосознания, расстройств полового и полоролевого поведения.

По-другому объясняет происхождение гомофилии* психоаналитическая теория. Основой возникновения гомосексуальности* считаются особенности семейного воспитания, сопровождающиеся нарушениями отношений со значимыми личностями на самых ранних этапах развития человека.

Из приведённых теорий становится ясно, что существуют как биологические, так и психологические причины гомосексуальности*.
Как правило, они сочетаются. По преобладанию психологических или биологических факторов, приводящих к развитию гомосексуальности*, принято условное разделение лиц, испытывающих половое влечение к представителям своего пола, на три группы:

  1. Вторичный гомосексуализм* — формирование которого происходит в связи с преобладающим воздействием микросоциальных факторов (прежде всего, неполная семья, симбиотические отношения с матерью), и характеризующийся сочетания влечения к лицам своего пола с принятием своего анатомического пола.
  2. Первичный гомосексуализм* — формирование которого происходит в связи с преобладающим воздействием биологических факторов (прежде всего, нейроэндокринных расстройств), и характеризующийся сочетанием влечения к лицам своего пола с принятием своего анатомического пола.
  3. Транссексуализм* — формирование которого происходит в связи с преобладающим воздействием биологических факторов (нейроэндокринных расстройств), и характеризующийся сочетанием влечения к лицам своего пола с непринятием своего анатомического пола.


Вторичный гомосексуализм*

Вторичным гомосексуализмом* страдают лица, у которых сбой программы формирования направленности влечения по полу объекта, связан в основном с психологическими проблемами и микросоциальными факторами. В происхождении гомофильных* тенденций у представителей этой группы играют основную роль психологические, социальные причины, однако определенное значение имеют и биологические факторы (антенатальные нарушения половой дифференцировки структур головного мозга, гормональные расстройства).

З. Фрейд считал, что если к 5-6 годам у мальчика не формируется понимание невозможности эротической связи с матерью, и он не переживает разочарование в связи с этим, то в дальнейшем его половое влечение может быть ориентировано на лиц своего пола. Чтобы этого не произошло, в семье ребёнка должен быть привлекательный, сильный, принимающий ребёнка отец, муж матери. При этом мальчик будет стараться всеми силами быть похожим на отца, идентифицироваться с ним, чтобы нравиться матери. Мать должна любить мужа и предпочитать его эротические ласки ласкам ребенка. Если женщина одинока, она не должна компенсировать дефицит сексуальных переживаний за счет ребенка, разжигая тем самым его сексуальность. В противном случае мать будет связывать сына своей нежной или суровой всепоглощающей любовью, препятствовать его взрослению, попыткам отделиться, укреплять границы своего тела. Нормально развивающийся мальчик 5-6 лет начинает стесняться обнажаться перед матерью. Женщина, счастливая в браке, встречает появление этого стыда с пониманием, а сексуально неудовлетворённая отвергает его. Именно идентификация мальчика с отцом побуждает его отказаться от притязаний на его жену и, имея пример отношений мужчины и женщины в своей семье, он приступает к поискам своей женщины. Девочка к 5 годам также должна преодолеть влечение к отцу и идентифицироваться с матерью. Если этого не происходит, то возможно нарушение её психосексуальной ориентации [30]. Последователи Фрейда развили, углубили и доказали на большом клиническом материале правомерность его гипотезы.

Ребёнка можно отнести к группе риска по развитию нарушений психосексуальной ориентации, если один или оба родителя недовольны его полом (что, между прочим, отражает их собственные сексуальные проблемы), и он получает несоответствующее своему полу воспитание. В анамнезе многих девушек с гомофильными* тенденциями есть указание на грубых, неласковых матерей, мечтавших о сыновьях. В качестве примеров, подтверждающих значение в развитии гомосексуальных* установок мальчиков непринятие их пола любящими матерями, их особой близости с мамами, можно привести данные историй болезни многих наших пациентов, но можно обратиться к биографии российского популярного певца, не только не скрывающего, но демонстрирующего свою нетрадиционную сексуальную ориентации. Вот, что пишет певец в автобиографической книге о своей матери: «Она меня вообще любила наряжать. Иногда — в платьица и бантики, потому, что она хотела девочку. А родился я. Тогда она так и сказала: ”Родила девку с яйцами…”». И далее: «Мама надевала на меня белые чулочки, гольфики назывались, шортики, белую рубашечку» (С. 37). «Она ждала девочку! Покупала все эти розовые кофточки шапочки… Она так надеялась: голубые глазки, белокурые волосы, длинные реснички и так далее. … А родился — я! Наверное тогда все и случилось (С. 255) [23]. Кстати, известно, что мать Оскара Уайльда мечтала о дочери, родившегося сына долго одевала в девичью одежду. Формированию фемининных личностных черт у мальчиков способствует при этом отсутствие образца мужского поведения.

Это может быть:

  • в полных семьях, в случае, если отец не обладает маскулинными чертами в достаточной мере;
  • в полных семьях, в случае дисгармоничных отношениях родителей, при сын и мать очень близки, а отец практически не занимается воспитанием ребенка, нередко ревнует его к жене (комплекс Лайя) [37].
  • в неполных семьях, в которых ребенком занимается исключительно мать, а рядом нет никого, кто мог бы быть для мальчика примером мужского поведения.

Последний вариант встречается чаще других. Из этого отнюдь не следует, что одинокая мать не может воспитать мальчика с маскулинными чертами личности, хотя это, разумеется, труднее сделать, чем в полной семье. Впрочем, иногда мальчики, воспитывающиеся одной мамой начинают гипертрофированно проявлять свою маскулинность, становятся чрезмерно грубыми, драчливыми (West M.W., Conner M., 1972) [29]. Многие женщины понимают эти трудности, стараются их преодолевать, обращаются за помощью к специалистам.

Однажды к нам на прием женщина привела своего девятилетнего сына. Мальчик был послушным, любознательным, хорошо учился. Её беспокоило то, что он растет женственным, изнеженным, обидчивым, часто плачет, предпочитает играть с девочками. Во время беседы с ним удалось достаточно быстро установить доверительные отношения, замотивировать его посещать групповые занятия по игровой психотерапии, в процессе которых решалась задача формирования у мальчика маскулинных черт личности и поведенческих реакций. Важно, что сеансы игровой психотерапии с группой, состоящей из мальчиков и девочек 9-11 лет, проводили два психотерапевта: мужчина врач-психотерапевт и психолог- женщина, демонстрирующие сотрудничество, но разные формы поведения. Одновременно ребенок стал посещать спортивную секцию фехтования, которую выбрал сам, отказавшись заниматься каратэ и боксом. Важно, что тренером был мужчина. Кроме того, по совету врача, мама рассказала сыну о замечательном певце и поэте Владимире Высоцком, дала послушать специально подобранные песни в его исполнении. На сына этот образ произвел очень сильное впечатление. В результате принятых мер рисунок поведения мальчика изменился, он приобрел новые черты, улучшились отношения с одноклассниками.

К сожалению, не так проходило воспитание певца, автобиографическую книгу которого мы цитируем. Он вспоминает: «Одинокие женщины, которые остались без мужей после войны, садились и разговаривали. И мама гоняла меня, маленького. Чтобы я не слышал их разговоры. … Я всегда больше любил подслушивать то, что не надо было слышать мальчику, ребенку. Мне интересно было знать, как женщины страдают без мужиков. Что такое любовь? Что такое отношения? Почему живут мужчина с женщиной? Что такое менструация?.. Я сидел среди баб и подслушивал их разговоры. Не понимая этой тусовки, не понимая даже половины я все время хотел своим маленьким мозгом объять весь большой взрослый мир. Познать все и сразу. Так случилось, что мое вхождение в большую взрослую жизнь произошло не только через ровесников и пацанов-подростков, но и через эти вот разговоры. Через страх и интерес… Наверное, мне с детства хотелось испытывать какие-то дерзкие, какие-то порочные ощущения» [23. — С. 39].

Практически одной матерью без отца, оставившему семью, когда сын был маленьким, воспитывался лауреат Нобелевской премии Андре Жид. Он, не срывал своей гомосексуальности*. Многие герои его романов также имели нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Д.Д. Исаев определил у детей при формировании вторичного гомосексуализма* следующие особенности [8]:

  • задержка формирования эротических чувств и навыков общения с противоположным полом;
  • диффузный эротизм, то есть бурное дисгармоническое протекание полового созревания с выраженной гиперсексуальностью, готовностью к любым формам удовлетворения полового влечения;
  • личностная незрелость, недостаточная критичность, лёгкость вовлечения в нетрадиционные сексуальные действия.

Подобные особенности встречают непонимание сверстников. Таких мальчиков очень точно дразнят «маменькиными сынками». В последнее время появилось прозвище с негативным оттенком «ботаник», которое дают мальчикам с недостаточно выраженными маскулинными чертами. Жизнь таких ребят в детском коллективе очень нелегка. Нередко они сталкиваются с открытой агрессией, издевательствами. Вот как вспоминает свое детство известный певец: «В компании я всегда стоял как-то особняком. Когда мы играли в войну, меня почему-то выбирали медсестрой». Мальчишки часто издевались над ним: «дразнили, толкали, били» … «Я помню, как меня засунули в ”бомбоубежище”. Просто канализация и люк с дырками. Они собрались вокруг и ссали в эти дырки на меня. И хохотали…». Очень интересно, парадоксально автор объясняет такое поведение сверстников: «Наверное, так они требовали моего внимания. Они любили меня. Вот так по-детски жестоко. Наверное… А я не обижался на них» [23. — С. 40]. Подобное объяснение — не что иное, как психологическая защита, позволяющая справиться с тяжелыми переживаниями.

Присущие подростковому периоду гомосексуальные* транзиторные контакты, о которых уже говорилось, также могут способствовать формированию вторичного гомосексуализма*. Их постепенное закрепление в однополой среде может происходить у конформных, тревожно-мнительных личностей, неуверенных в своих сексуальных возможностях, опасающихся представителей противоположного пола. В настоящее время, в связи с либерализацией сексуально морали, гетеросексуальные контакты стали доступнее подросткам, однако отсутствие эротического компонента приводит к тому, что первый сексуальный опыт оказывается неудачным. У юношей подростков это чаще всего проявляется слабостью эрекции или её отсутствием, сопровождаемыми насмешками партнёрши. На девушку особое впечатление производит грубое, циничное, иногда унижающее обращение с ней её первого мужчины. Насилие и совращение оказывает патологизирующее влияние на формирование психосексуальной ориентации лишь в том случае, если попадает на благоприятную почву, что подтверждается многочисленными клиническими примерами.

Первичный гомосексуализм*

Первичный гомосексуализм* также называют «истинным». Его распространённость по данным разных авторов колеблется от 1 до 4%. Расстройств сексуального самосознания у представителей данной группы нет. Во внешнем виде мальчиков этой группы отмечаются фемининные, а у девочек — маскулинные черты. С возрастом это становится ещё заметнее: у мальчиков отмечается особая пантомимика, пластика движений, высокий голос, а у девочек, наоборот, голос грубоват, движения резкие, порывистые. Впечатление усугубляется тем, что и в поведении этих ребят, как правило, отмечается трансформация полового поведения. Мальчики, не сопротивляясь, носят мужскую одежду, но придают ей большое значение, очень аккуратны. Они предпочитают яркие цвета, любят украшать себя, могут много времени уделять уходу за ногтями, нередко отпускают длинные волосы, делают себе причёски. Девочки уделяют одежде мало внимания, любят ходить в брюках, мужских рубашках, бесформенных куртках. При первой возможности (например, на карнавале) и те, и другие с удовольствием «в шутку» переодеваются в одежду противоположного пола.

Мальчики охотно помогают матери готовить еду, стирать, свободное время проводят за вышиванием, вязанием, играют в куклы. Многие из них занимаются танцами, фигурным катанием, музыкой. У девочек отмечается, так называемый, томбоизм (англ.: Tom — мужское имя; boy — мальчик), то есть мальчишеское поведение. Девочки предпочитают играть в войну с мальчишками, выбирают командные виды спорта или такие, которыми в основном занимаются мальчики (восточные единоборства, стрельба и т. п.).

Мальчик с нарушением сексуальной ориентации и трансформацией полового поведения, как правило, послушен, не доставляет семье хлопот, однако, часто вызывает неодобрение взрослых и даже тревогу. К девочкам-сорванцам относятся значительно лояльнее, некоторые родители ими даже гордятся. Нередко на приёме приходится слушать, как женщина, обратившаяся к психотерапевту по поводу дисгармонии супружеских отношений, с гордостью рассказывает о себе: «В детстве я была сорванцом, играла только с мальчишками, дралась…».

В период полового созревания, а иногда значительно раньше подростки этой группы обнаруживают сексуальное влечение к лицам своего пола и неприятие гетеросексуальных контактов. В зависимости от интенсивности влечения, личностных особенностей, воспитания, микросоциальной среды дети по-разному реагируют на открытие у себя желаний, противоречащих общепринятым морально-этическим нормам.

Некоторые юноши и девушки не драматизируют ситуацию. Кто-то пытается отвлечься от беспокоящих желаний, начинает усиленно учиться, заниматься спортом, кто-то не пытается бороться со своей особенностью, постепенно начинает приспосабливаться к ней. Они редко попадают в поле зрения подросткового психиатра.

Другие подростки испытывают чувства стыда, вины страха, считают себя неполноценными. К тому же они испытывают растерянность и тревогу, так как не знают, как жить дальше, а посоветоваться ни с родителями, ни со старшими товарищами, ни с близким другом не могут. На этом фоне может развиться депрессия. Справиться с ней иногда пытаются при помощи алкоголя, наркотиков. По данным Д.Д. Исаева у 16-18-летних подростков с нарушениями психосексуальной ориентации суициды встречаются в 5-7 раз чаще, чем у гетеросексуальных сверстников [8]. Подобные больные довольно часто становятся пациентами подросткового психиатра. Умелый, тактичный расспрос может побудить пациента к откровенности, и он с облегчением расскажет о своих проблемах. Некоторые из них заявляют, что хотели бы поменять свой пол оперативным путём, но после рассказа врача, подкреплённого фотографиями, о её калечащем характере и чисто косметическом, а отнюдь не физиологическом эффекта, подростки отказываются от этой мысли. Большую роль в улучшении состояния пациентов этой группы может сыграть семейная психотерапия.

Транссексуализм*

Транссексуализм* — крайний вариант, при котором, в отличие от гомосексуалов*, у человека выражено стойкое осознание своей принадлежности полу, несоответствующему анатомическому строению его гениталий, то есть нарушено половое самосознание (половая аутоидентификация). В связи с этим некоторые сексологи склонны оценивать половое влечение транссексуалов* к лицам одного с ними анатомического пола как гетеросексуальное. Различают Ж-М трансформацию (мужское самосознание в женском теле) и М-Ж трансформацию сексуальности (женское самосознание в мужском теле).

Данных распространенности транссексуализма* в России нет. Частота возникновения транссексуализма*, по данным разных зарубежных авторов, — один случай на 40000-100000 населения при преобладании мужского (Green R., 1969) [3]. Транссексуализм* — врожденное заболевание. Исследования показали, что у транссексуалов* еще во внутриутробном периоде произошли грубые нарушения дифференцировки гипоталамуса, преоптической области и миндалевидного тела, то есть структур головного мозга, ответственных за половое поведение выражены расстройства функционирования эмбриональных гонад [10; 39]. Течение транссексуализма* практически не зависит от влияний психологического климата, микросоциальной среды. Транссексуалы* категорически отказываются от предложений психотерапевтической, медикаментозной помощи, направленной на коррекцию полового самосознания, требуя у врачей только содействия в проведении операции.

Транссексуализм* манифестирует очень рано. Один из наших пациентов в три с половиной года, будучи мальчиком, откликался на обращенную к нему речь, только когда его называли «Сонечка», отказывался надевать «одежду для мальчиков», стричь волосы, просил, чтобы ему завязывали бант. Родители считали такое поведение ребенка «капризами», в то время как это были ранние симптомы болезненного полового самосознания.

Дети-транссексуалы* требуют у родственников и других окружающих относиться к ним, как к человеку другого пола: называть его соответствующим, выбранным им самим именем, позволять носить одежду другого пола или хотя бы нейтральную, не выдавать посторонним «тайну пола», не называть при них «мальчиком» или «девочкой». Начавшись в детстве, эти симптомы, несколько трансформируясь, остаются на всю жизнь. Стиль поведения транссексуалов* соответствует тому полу, с которым они себя идентифицируют. Большую радость и удовлетворение испытывают они, когда кто-либо принимает их за лицо имитируемого пола. Играть мальчики предпочитают куклами, посудой, а девочки — машинками, пистолетами. В играх со сверстниками, дети, при предоставлении им возможности выбрать роль, непременно выбирают соответствующую их представлениям о своем поле. Они стесняются посещать туалет, мыться в душе, переодеваться в присутствии сверстников одного с ними пола. Чем в большей степени родители не принимают «странностей» и «капризов» ребенка, тем больше страдают дети, не в силах прекратить борьбу за соответствие собственного полового самосознания и восприятия себя окружающими.

Транссексуалы* твердо убеждены, что имеющиеся у них гениталии (обычно правильно сформированные и функционирующие) не соответствуют их истинному полу. Дети ненавидят свои гениталии, стесняются их. В период появления вторичных половых признаков это особенно обостряется. Девочки туго бинтуют появляющиеся в период полового созревания молочные железы, чтобы они были незаметны окружающим, мальчики с той же целью специальными повязками фиксируют в промежности половой член. В связи с этим понятно стойкое стремление транссексуалов* к хирургической операции, способной, по их мнению, изменить их телесный пол на противоположный. Они собирают вырезки из газет, журналов, в которых сообщается об операциях «по перемене пола», пытаются писать в соответствующие клиники, копят деньги «на лечение», иногда, предпринимая попытки самолечения, принимают гормоны, 18% юношей решаются на частичное или полное самооскопление [31]. Повышенное половое влечение, характерное для подросткового периода, направлено у транссексуалов* на представителей своего пола.

В последние годы у ряда подростков отмечается достаточно стойкая имитация транссексуального* поведения, связанная с увлечением японскими мультипликационными фильмами. В этом случае подросток, выбравший себе «своего героя», старается во всем подражать ему, «переделаться» под его пол, начинает носить соответствующую одежду. Обычно подобные интересы возникают под влиянием сверстников с аналогичными увлечениями. При изоляции подростка от этой группы, интересы постепенно редуцируются, поведение исправляется, чего никогда не происходит с транссексуалами*.

Транссексуализм*, в связи с неразрешимостью противоречий, сопровождающих его, характеризуется высоким риском суицидального поведения. Различные суицидальные тенденции отмечались у 86,4% транссексуалов* [3; 10]. Это единственное заболевания, при котором есть абсолютные показания к перемене пола, осуществляемое в три этапа: изменение гражданского пола, гормональная коррекция в течение года, хирургическая коррекция пола.

И.В. Добряков является руководителем программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология, психопатология, психотерапия»

Вторая часть статьи

* ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. ред.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Психологический фестиваль «Куклы и маски»: через творчество к ресурсу
    03.02.2016
    Психологический фестиваль «Куклы и маски»: через творчество к ресурсу
    31 января – 2 февраля в Санкт-Петербурге проходил Всероссийский психологический фестиваль «Куклы и маски». Используя многолетний опыт работы в кризисной психологии, психологической помощи взрослым и детям разных социальных групп, ведущие фестиваля в течение трех дней учили участников исцелять душевные травмы и помогать страдающим людям находить опору в самих себе. Куклотерапия, психодрама, сказкотерапия, психологический театр - 30 мероприятий для всех, кто решил исследовать магическую роль куклы и маски в развитии и жизни человека...
  • Беременность, материнство женщин в ситуации ЭКО
    24.11.2015
    Беременность, материнство женщин в ситуации ЭКО
    Доклад «Отношение к беременности, ребёнку, материнству женщин в ситуации ЭКО», который состоялся на II Международной научно-практической конференции «Рождение и жизнь: клиническая психология детства» (секция «Перинатальная психология и клиническая психология раннего возраста»)
  • Незрелые взрослые и взрослые дети
    17.07.2015
    Незрелые взрослые и взрослые дети
    Книга Жизель Аррю-Риведи «Незрелые взрослые и взрослые дети» описывает новый феномен, как раковая опухоль охватывающий огромное число семей не только в России. Незрелые родители, ставшие таковыми в силу тех или иных обстоятельств, создают условия раннего взросления своих детей. Дети, не пережившие состояние защищенности, вырабатывают особые механизмы выживания...
  • О факторе телесности в проживании беременности и материнства
    16.05.2023
    О факторе телесности в проживании беременности и материнства
    «Для осуществления материнских функций женщине необходимо предоставить свое тело ребенку (а также себя в целом), тело становится вместилищем и проводником, принимая в себя “другого”, отдавая себя ему, сохраняя его в себе и обеспечивая питание, заботу, защиту».
  • Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    28.03.2022
    Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    Многие личностные проблемы, проблемы в семье, проблемы развития ребенка, проблемы зачатия и внутриутробного развития возникают в связи с соперничеством диад.
  • Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    29.01.2021
    Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    Примеры применения «оптики» системного подхода в анализе случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей привела Елена Викторовна Иоффе, кандидат психологических наук…
  • Мама с умственной отсталостью: помощь выпускницам интернатов VII – VIII вида
    12.08.2020
    Мама с умственной отсталостью: помощь выпускницам интернатов VII – VIII вида
    На основе опыта работы кризисного центра «Смоленский дом для мамы» рассмотрены особенности подопечных с диагнозом «умственная отсталость легкой степени» и найдено практическое решение для сохранения детей в кровной семье на постоянной основе...
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    11.03.2020
    Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    На Всероссийском фестивале практической психологии, посвящённом 30-летию Компании «Иматон», с пленарными докладами выступили признанные эксперты в различных областях практической психологии...
  • Особенности взрослых с разными типами привязанности
    12.06.2019
    Особенности взрослых с разными типами привязанности
    Влияние на развитие личности детского опыта взаимоотношений со значимыми взрослыми признают многие психологи. Мы предприняли исследование, позволяющее выявить и описать личностные особенности взрослых людей, имеющих разные типы привязанности. Одна из главных проблем поколения «Миллениум» – позднее взросление, неспособность создать прочные эмоциональные связи как с собой, так и с другими людьми, нереализованность. С этой точки зрения наш интерес свелся к рассмотрению таких личностных особенностей людей, как личностные акцентуации характера, эмоциональный интеллект и самоактуализация...
  • Нужно ли бороться со страхами, и как это сделать
    22.11.2018
    Нужно ли бороться со страхами, и как это сделать
    Датскому философу Серену Кьеркегору принадлежит заслуга разделения понятий страха и тревоги (Кьеркегор С., «Из дневников»). Кьеркегор указывает на очень важное отличие между этими понятиями: страх заставляет человека находиться как можно дальше от предмета, вызывающего эту эмоцию. А, испытывая тревогу, человек сталкивается с внутренним конфликтом, и именно в этом конфликте и проявляется состояние тревоги, которое делает бессильным. На мой взгляд, является интересным предположение Кьеркегора о природе тревоги. По его мнению, причина появления тревоги – свобода, то есть те возможности, с которыми человек сталкивается, и между которыми ему приходится выбирать...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»