
В Центральном Доме ученых (ЦДУ) РАН 16 декабря 2025 года состоялось чествование известного ученого, философа, психолога, акмеолога, педагога профессора Московского городского педагогического университета Игоря Никитовича Семенова в связи с его 80-летним юбилеем. Оно проходило под председательством директора Института педагогики и психологии образования МГПУ академика РАО А.И. Савенкова и доцента Высшей школы экономики А.М. Двойнина на специальном заседании секции психологии при Центральном Доме ученых РАН. Руководимая ими секция была создана в 1945 г. лидером отечественной психологии середины ХХ в. заместителем директора Института философии АН СССР по науке, членом-корреспондентом АН СССР С.Л. Рубинштейном, рефлексии жизнетворчества которого и логике развития созданной им научной школы (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская, М.Г. Ярошевский) посвящен развернутый цикл из 12 статей И.Н. Семенова по истории психологии и методологии естествознания. Были зачитаны поздравительные приветствия ему от ныне здравствующей супруги С.Л. Рубинштейна, председателя редакционного совета «Психологического журнала», академика РАО К.А. Абульхановой-Славской и от ряда философов, психологов, педагогов: академика РАО И.В. Дубровиной, члена-корреспондента РАО П.А. Оржековского, профессоров Г.И. Давыдовой, В.К. Зарецкого, М.К. Кабардова, М.В. Кларина, Л.И. Ларионовой, В.А. Мазилова и др.
Аналитический доклад «Развитие научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества» представил ученик и соратник юбиляра профессор МГПУ, доктор психологических наук С.Ю. Степанов. Он дифференцировал и охарактеризовал созданные И.Н. Семеновым концептуальные модели творческого развития мышления, личности, группы и реализующие их исследовательские и развивающие методы, а также показал роль корифеев психологии, методологии, акмеологии в формировании И.Н. Семенова как ученого и педагога и обобщил его вклад в развитие рефлексивно-деятельностного подхода в системное человекознание и инновационное образование. На заседании в обсуждение доклада с обобщением достижений И.Н. Семенова и созданной им научной школы выступили: директор ИППО МГПУ, академик РАО А.И. Савенков, заведующий кафедрой философии онтологии РУДН профессор В.Н. Белов, начальник департамента ИППО МГПУ доцент А.С. Лукина, заместитель директора Института понимающей психотерапии им. Ф.Е. Василюка психолог-исследователь Д.А. Водопьянов, профессор МГПУ О.И. Ключко, профессор МГПУ Р.И. Суннатова, доцент НИУ ВШЭ А.М. Двойнин, доцент МГПУ В.М. Поставнёв, в.н.с. ИП РАН Г.В. Ожиганова и другие ученые, поздравившие юбиляра и пожелавшие ему здоровья и творческих успехов в изучении актуальных проблем российского человекознания и образования.
В ответном слове академик Международной академии психологических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования И.Н. Семенов поблагодарил за приветствия и поздравления, подчеркнул роль своих учителей философов (В.Ф. Асмус, В.С. Библер, Б.М. Кедров), психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский), методологов (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин, В.М. Мунипов), акмеологов (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов), педагогов (М.Н. Берулава, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина) в профессиональном становлении себя как ученого и в поддержке создания научной школы рефлексивного развития творчества. В заключение юбиляр прочел свои стихи из сборников «Сонеты трепетной любви» (М., 2025), «Эхо» (Улан-Удэ, 2007), «Портреты в сонетах русских поэтов» (М., 2025) о рефлексии их жизнетворчества в Золотом и Серебряном веке русской поэзии.
В заседании секции участвовали с вопросами и мнениями психологи и педагоги, докторанты и аспиранты, магистранты и студенты, интересующиеся развитием психологической науки и современного образования.
.jpg)



















































































































Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать