Кто есть кто
Сергей Юрьевич Степанов
Доктор психологических наук, профессор.
Старший научный сотрудник Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Руководитель магистерской программы «Индивидуализация и дифференциация образования» МГПУ.
Действительный член Национальной академии социальных технологий.
В 1980 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Место личностной рефлексии в решении творческих задач», в 199 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами».
В 1984-1992 гг. — младший научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР в лаборатории «Психология одаренности».
В 1992-2000 гг. — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
В 1993-2010 гг. - основатель и директор Института рефлексивной психологии сотворчества.
В 1995-2000 гг. организовал и возглавил лабораторию социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО г. Москвы.
С 2001 г. — организатор и заведующий кафедрой организационной и рефлексивной психологии факультета психологии ГУ «Высшая школа экономики».
В 2009-2012 гг. — директор АНО «Павловская гимназия».
В 2012-2016 гг. — директор Университетской школы МГПУ.
В 2015-2016 гг. преподавал в МИОО.
Область научных интересов:
- рефлексивная психология
- психология и педагогика одаренности и творчества
- педагогика сотворчества
- здоровьеформирующее образование
- управленческая инноватика и организационное консультирование
- педагогическая психология
- тренинги и рефлексивные практики
Руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.
В 1990 г. разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным разработал новую модель повышения квалификации педагогов-словесников (успешно реализована на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы).
В 1991-1995 гг. — научный руководитель преобразования средней школы № 20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработки и реализации инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района РС(Я).
В 1992 г. совместно с П.А. Оржековским вел научно-методологический семинар для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественнонаучных дисциплин.
В 1993–1999 ггг. — научный руководитель Петрозаводского дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по инициативе С.Ю. Степанова создана средняя общеобразовательная школа №50 для работы с одаренными детьми.
В 1998-2006 гг. — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Карелии.
В 2009-2012 г. на базе Павловской гимназии реализована модель здоровьесозидающего образования, в основе которой лежит система биместровой организации учебного года, разработанная С.Ю. Степановым.
Читает курсы:
- Детская практическая психология.
- История психологического и педагогического тестирования.
- Психология учения и познания.
- Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательных отношений.
- Психология исследовательского поведения.
Основные публикации: более 220 работ, в том числе:
- Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука. 1990. 222 с.
- Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: ИП РАН, 1998. 203 с.; 2-е изд., перераб и доп. М.: ИП РАН, 2002. 256 с.
- Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. 173 с.
- Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ. 2002. 320 с.
- Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ. 2010. 120 с.
- Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Учитель и ученик: ценности сотворчества. М., 2011. 63 с.
- Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации. М.: МГПУ. 2017. 292 с.
- Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / Под ред. С.Ю. Степанова. М.: МГПУ, 2017. 291 с.
Автор патента на изобретение и 8 компьютерных программ, зарегистрированных в Гос.ФАП СССР.
Автор поэтического сборника.