16+
Выходит с 1995 года
26 апреля 2024

Кто есть кто

Сергей Юрьевич Степанов

Сергей Юрьевич Степанов

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Старший научный сотрудник Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Руководитель магистерской программы «Индивидуализация и дифференциация образования» МГПУ.

Действительный член Национальной академии социальных технологий.

В 1980 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Место личностной рефлексии в решении творческих задач», в 199 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами».

В 1984-1992 гг. — младший научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР в лаборатории «Психология одаренности».

В 1992-2000 гг. — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В 1993-2010 гг. - основатель и директор Института рефлексивной психологии сотворчества.

В 1995-2000 гг. организовал и возглавил лабораторию социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО г. Москвы.

С 2001 г. — организатор и заведующий кафедрой организационной и рефлексивной психологии факультета психологии ГУ «Высшая школа экономики».

В 2009-2012 гг. — директор АНО «Павловская гимназия».

В 2012-2016 гг. — директор Университетской школы МГПУ.

В 2015-2016 гг. преподавал в МИОО.

Область научных интересов:

  • рефлексивная психология
  • психология и педагогика одаренности и творчества
  • педагогика сотворчества
  • здоровьеформирующее образование
  • управленческая инноватика и организационное консультирование
  • педагогическая психология
  • тренинги и рефлексивные практики

Руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.

В 1990 г. разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным разработал новую модель повышения квалификации педагогов-словесников (успешно реализована на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы).

В 1991-1995 гг. — научный руководитель преобразования средней школы № 20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработки и реализации инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района РС(Я).

В 1992 г. совместно с П.А. Оржековским вел научно-методологический семинар для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественнонаучных дисциплин.

В 1993–1999 ггг. — научный руководитель Петрозаводского дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по инициативе С.Ю. Степанова создана средняя общеобразовательная школа №50 для работы с одаренными детьми.

В 1998-2006 гг. — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Карелии.

В 2009-2012 г. на базе Павловской гимназии реализована модель здоровьесозидающего образования, в основе которой лежит система биместровой организации учебного года, разработанная С.Ю. Степановым.

Читает курсы:

  • Детская практическая психология.
  • История психологического и педагогического тестирования.
  • Психология учения и познания.
  • Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательных отношений.
  • Психология исследовательского поведения.

Основные публикации: более 220 работ, в том числе:

  • Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука. 1990. 222 с.
  • Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: ИП РАН, 1998. 203 с.; 2-е изд., перераб и доп. М.: ИП РАН, 2002. 256 с.
  • Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. 173 с.
  • Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ. 2002. 320 с.
  • Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ. 2010. 120 с.
  • Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Учитель и ученик: ценности сотворчества. М., 2011. 63 с.
  • Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации. М.: МГПУ. 2017. 292 с.
  • Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / Под ред. С.Ю. Степанова. М.: МГПУ, 2017. 291 с.

Автор патента на изобретение и 8 компьютерных программ, зарегистрированных в Гос.ФАП СССР.

Автор поэтического сборника.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»