16+
Выходит с 1995 года
30 мая 2024

Кто есть кто

Александр Ильич Савенков

Александр Ильич Савенков

Москва

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный работник высшей школы РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.

Директор института педагогики и психологии образования, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования, профессор кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета.

Действительный член Академии педагогических и социальных наук. Руководитель секции «Психология» Центрального дома ученых РАН РФ.

Член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, член группы экспертов в области развития социальной инфраструктуры детства, индустрии детских товаров, безопасности информационной и детской продукции. Член Экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1983 г. окончил художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического института, в 1988 г. - аспирантуру при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, в 1997 г. - докторантуру при Московском педагогическом государственном университете, в 2012 г. - магистратуру в Московском педагогическом государственном университете по специальности «Психология управления образованием».

В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование общественной направленности у младших школьников в процессе внеклассной изобразительной деятельности», в 1997 г. - диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук на тему «Педагогические основы развития продуктивного мышления одарённых детей», в 2002 г. - диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Развитие детской одаренности в условиях образования».

В 2016 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования.

В 1980-1983 гг. работал педагогом изостудии для детей младшего возраста.

В 1983-1985 гг. - учитель рисования в средней школе №97 г. Новосибирска.

В 1983-1994 гг. работал в Новосибирском государственном педагогическом институте: ассистент кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического института, стажировался на кафедре педагогики МГПИ им. В.И. Ленина (1983-1988), старший преподаватель НГПИ и руководитель лаборатории психологии детской одаренности при Молодежном объединении Новосибирского государственного университета (НГУ) (1988-1990), директор филиала НГПИ в г. Куйбышеве Новосибирской области (1990-1994).

В 1997-2008 гг. работал Московском педагогическом государственном университете: профессор кафедры педагогики начального обучения (1997-2002), профессор кафедры психологии развития (2002-2008).

С 2008 г. возглавляет Институт педагогики и психологии образования (ИППО) Московского городского педагогического университета.

Руководитель научной школы «Психология одаренности и творчества».

Область научных интересов:

  • психология одаренности и творчества;
  • диагностика и развитие интеллекта и креативности ребенка;
  • психология исследовательского поведения, психология индоктринации;
  • педагогическая психология, обучение одаренных и талантливых детей.

Автор программы и председатель жюри Всероссийского конкурса «Исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь», проводимого с 2005 года. Разработчик и руководитель экспериментальной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», реализуемой в школах гг. Москвы, Екатеринбурга, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Арзамаса.

Читает курсы:

  • «Педагогическая психология»,
  • «Психология одаренности и творчества»,
  • «Психодидактика»,
  • «Развитие детской одаренности в начальном математическом образовании»

Основные публикации: более 340 работ, в том числе

  • Теории содержания и научные основы технологий профессиональной подготовки педагогов раннего развития: учебно-методическое пособие. М., 2023 (в соавт.)
  • Педагогика: раннее детство: комплексное методическое обеспечение учебной дисциплины. М., 2023 (в соавт.)
  • Тренинг исследовательских способностей школьников. Самара, 2019; М., 2021, 2022 (в соавт.)
  • Психология противодействия лжи и манипулированию. М., 2022.
  • Концепция и методика психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. М., 2022 (в соавт.)
  • Методические рекомендации по психологическому сопровождению познавательного и личностного развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. М., 2021 (в соавт.)
  • Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие. М., 2016, 2020 (в соавт.)
  • Психология воспитания: учебное пособие. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. М., 2020 (в соавт.)
  • Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник. М., 2020 (в соавт.).
  • Дошкольная педагогика: коллективное творчество детей: учебное пособие. М., 2016, 2018, 2020 (в соавт.).
  • Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие. М., 2019 (в соавт.).
  • Психология детской одаренности: учебник. М., 2010, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Педагогика: исследовательский подход: учебник и практикум: В 2-х ч. М., 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Психология обучения: учебное пособие. М., 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие. М., 2017, 2019 (в соавт.).
  • Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования. СПб, 2019 (в соавт.).
  • Программы подготовки специалиста по работе с временным детским коллективом (вожатого): учебно-методическое пособие. М., 2018 (в соавт.).
  • Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати. Екатеринбург, 2017 (в соавт.).
  • Перспективы исследования современных проблем педагогикик: коллективная монография. М., 2017.
  • Мониторинг основных образовательных программ дошкольного образования. СПб, 2017 (в соавт.).
  • Комплаексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». М., 2016 (в соавт.).
  • Методика исследовательского и проектного обучения школьников. М., 2016.
  • Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. М., 2016 (в соавт.).
  • Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: мнография. М., 2016 (в соавт.).
  • Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности: коллективная монография. М., 2015.
  • Педагогическая практика в высшем образовании: традиции и новации. М., 2015 (в соавт.).
  • Развитие эмоциаонального интеллекта и социальной компетентности у детей. М., 2015.
  • Интернатура в системе подготовки будущих педагогов. М., 2015.
  • Я — исследователь. Самара, 2014.
  • Диагностика и развитие социального интеллекта ребенка. М., 2014 (в соавт.).
  • Развитие творческого мышления старшего дошкольного возраста. М., 2013.
  • Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012.
  • Развитие детской одаренности. Интеллектуально-творческий потенциал личности на ранних этапах онтогенеза. М., 2011.
  • Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2004, 2005, 2010.
  • Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2007, 2010.
  • Педагогическая психология: учебник: В 2 т. М., 2009, 2010, 2013, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020.
  • Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Ярославль, 2008.
  • Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара, 2004, 2007.
  • Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006, 2013.
  • Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография. М., 2005.
  • Путь к одарённости. Исследовательское поведение дошкольников. СПб, 2004.
  • Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004, 2008.
  • Одаренный ребенок дома и в школе: потенциал личности и программа развития. Екатеринбург, 2004.
  • Одарённый ребёнок в массовой школе. М., 2001.
  • Диагностика и развитие детской одарённости. М., 2001.
  • Одарённые дети в детском саду и школе: учебное пособие. М., 2000, 2012.
  • У колыбели гения: учебное пособие. М., 2000.
  • Подготовка ребенка к школе. М., 1991; Томск, 1994.

Награды:

  • Грамота Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
  • победитель Международного конкурса педагогов в «Артеке» (2002)
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»