16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Никита Глебович Алексеев

Никита Глебович Алексеев

09.08.1932 - 21.03.2003

Доктор психологических наук. Член-корреспондент РАО.

Заведующий отделом философии и методологии проектирования образовательных систем Института педагогических инноваций РАО.

В 1956 г. окончил философский факультет и механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, защитил диплом в МГПИ им. Ленина (так как был сыном репрессированного), в 1966 г. - аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина.

В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Проектирование условий развития рефлексивного мышления».

В 1950-1970-х гг. - активный участник Московского логического (впоследствии методологического) кружка.

Работал учителем математики в московских школах.

Преподавал на кафедре общей психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

С 1967 г. работал в Институте истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова в секторе логики развития науки, затем в секторе психологии научного творчества, сотрудничал с сектором системного исследования науки, заведовал лабораторией квалиметрии.

В 1972-1975 гг. - психолог-консультант в Центральном институте физической культуры и спорта.

С 1975 г. заведовал лабораторией методологии эргономики Всероссийского НИИ технической эстетики. Организатор секции по рефлексии ВНИИТЭ.

В 1978 г. Н.Г. Алексеев совместно с Я.А. Пономаревым и И.Н. Семеновым организовал Всесоюзную секцию «Психология творчества» при Обществе психологов СССР.

В конце 1970-х гг. читал спецкурс по рефлексии на факультете психологии МГУ.

В 1980-1983 гг. создал группу психологии шахмат в Инфизкульте, где как психолог обеспечивал подготовку олимпийского резерва и консультировал гроссмейстеров и олимпийский резерв страны.

В 1980-1990-х гг. - участник и организатор организационно-деятельностных игр. В 1984-1991 гг. проводил ОДИ в НИИ, на промышленных предприятиях, в сферах образовании и госуправления, создавая для этого творческие коллективы в Москве, Киеве, Перми, Харькове, в Прибалтике, Крыму и на Урале.

С 1991 г. в Институте педагогических инноваций РАО создал лабораторию методологии проектирования инновационного образования, а затем отдел философии и методологии проектирования образовательных систем.

В 1992 г. был избран членом-корреспондентом РАО.

Организовал Экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности при Московском департаменте образования и Научный совет по философии образования при Президиуме РАО.

Проектировал и участвовал в организации инновационных экспериментальных площадок, в частности Республиканского колледжа управления (Судак, Крым) и колледжа «Предпринимательства и социально-трудового проектирования» (Москва).

В течение всей жизни и научной деятельности разрабатывал рефлексивный подход к социально-гуманитарной проблематике и проектированию социотехнических систем.

Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его двухслойный характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности.

Основатель школы рефлексивной психологии развития творческого мышления. В конце 1950 – 1960-х гг. занимался исследованиями мышления как деятельности (в соавторстве с Г.П.Щедровицким). В конце 1960-х — начале 1970-х гг. разрабатывал идею системноструктурного представления мышления как деятельности (в соавторстве с Э.Г. Юдиным). В 1970-1980-х гг. вел исследования мышления при решении творческих задач (в соавторстве с И.Н. Семеновым и В.К. Зарецким).

Именно Н.Г. Алексееву принадлежит формулировка моделирующего представления о динамике мышления: мышление можно представить как определенным образом сбалансированное движение по четырем уровням — личностному, рефлексивному, предметному и операциональному.

Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий).

Вторая магистральная линия исследований и разработок Н.Г. Алексеева — переход от объяснения того, как устроена реальность (деятельность, мышление), к практико-ориентированному, конструктивному взгляду на нее, к разработке таких средств, которые позволяют строить практическое действие.

Еще одно направление научных исследований Н.Г. Алексеева связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Сформулировал понятие учебной задачи, разработал специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построил методики формирования осмысленного решения задач этого типа. Обосновал важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработал понятие коммуникативной трансляции в обучении. На этой основе разработывал принципы реализации новых образовательных технологий, механизмы реализации игровых, активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер. В Московской академии культуры и развития образования, организованной совместно с Ю.В. Громыко, В.В. Рубцовым и В.И. Слободчиковым, разрабатывал проекты федеральной программы развития российского (1993) и столичного (1994) образования.

Основные публикации:

  • Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г., Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 2, 4; 1961, № 4, 5.
  • Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 4, 5; 1960. № 2, 4, 5, 6; 1961. № 4, 5; 1962. № 4, 5, 6.
  • Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Логико-психологический анализ научного творчества и проблемное обучение // Проблемы научного и технического творчества. М.: Наука, 1967.
  • Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Торндайк. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // БСЭ. 3-е изд. М.: СЭ, 1968—1979.
  • Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
  • Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопросы психологии. 1977. № 3.
  • Алексеев Н.Г. Типологическая проблематика в изучении целостных образований // Системные исследования. Ежегодник. М.1977.
  • Алексеев Н.Г., Юдин Б.Г. Эволюция проблематики искусственного интеллекта // Кибернетика. Перспективы развития. М.: Наука, 1981.
  • Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Шеин А.Б. Развитие методологических исследований в эргономике // Техническая эстетика. 1983. № 3.
  • Алексеев Н.Г., Злотник А.Б. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М.1984.
  • Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство. М.: Высшая школа, 1990.
  • Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. 1991, № 1.
  • Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. Новосибирск, 1991.
  • Алексеев Н.Г. (ред.). Использование ОДИ в системе педагогического образования. Пермь, 1992.
  • Алексеев Н.Г. Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования // Кентавр. 1992, № 3.
  • Щедровицкий Г.П., Розин В.М., Алексеев Н.Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 415 с.
  • Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-методологический анализ проблематики философии образования // Инновационная деятельность в образовании. 1995, № 2.
  • Алексеев Н.Г. Конструктивно-инновационный смысл методологии // Кентавр. 1996, № 2.
  • Алексеев Н.Г. Культурное значение методологии // Вопросы методологии. 1997, № 3-4.
  • Алексеев Н.Г. Философско-методологические проблемы педагогической теории // Вопросы методологии. 1997, № 3-4.
  • Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Швырев В.С. Философия образования // Высшее образование в России. 1997, № 3.
  • Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. М. 2002.
  • Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2.
  • Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50-64
  • Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М. - Ярославль, 2004.
  • Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. М.: ИРПТиГО, 2003.
  • Алексеев Н.Г. Рефлексия // Seminarium Hortus Humanitatis. Альманах № 10. Рига, 2007.

Награды:

  • лауреат Золотой медали РАО им. К.Д. Ушинского

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»