
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Почетный член РАО.
Главный научный сотрудник Института психологии РАН.
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН.
В 1948 г. окончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру кафедры психологии МГУ. Ученица С.Л. Рубинштейна.
В 1952 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления», в 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран XX в.».В 1953-1956 гг. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем — в секторе психологии Института философии АН СССР.
С 1972 г. работала в Институте психологии РАН, в 1974-1982 гг. заведовала лабораторией философских проблем психологии, в 1982-1991 гг. - лабораторией психологии личности. С 1991 г. - главный научный сотрудник.
Заместитель главного редактора «Психологического журнала».
- методология и история психологии
- вопросы исторической психологии
- психология развития
- психология личности
В работах Л.И. Анцыферовой проведен анализ основных направлений и тенденций развития мировой психологической науки, изучена традиция французской психоисторической школы, выявлены продуктивные концепции и методические средства, значимые для развития отечественной психологии. Исследование детерминации возникновения новых научных теорий и концепций позволило обосновать положение о преломлении через своеобразие личности ученого уровневой системы социально-исторических условий и факторов (специфика общественных отношений и требований общества, социальные противоречия, состояние смежных наук, общекультурные тенденции и т.д.). Под руководством Л.И. Анцыферовой была проведена психолого-историческая реконструкция структуры, целей и идеалов рабочих Азербайджана в 20-е гг. ХХ века. Осуществила интеграцию принципов развития и системного подхода.
Разработала динамический подход к личности, предопределяющий ее понимание как саморазвивающейся системы, инициатора своего деятельного существования, изменения и поступательного развития, обосновала положение о том, что развитие личности включает как движение вперед, так и вспять, к прошлому. Интеграция личности с настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей, переходу на новые уровни развития.
Л.И. Анцыферова исследовала поведение личности в трудных жизненных ситуациях, выявила различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм реагирования на негативные события.
Основные публикации:
- О закономерностях элементарной познавательной деятельности, 1961
- Принцип развития в психологии, 1974
- Развитие и современное состояние зарубежной психологии, 1974
- Материалистические идеи в зарубежной психологии, 1974
- Психология формирования и развития личности, 1981
- Психика и сознание как функция мозга, 1985
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН (совместно с А.Л. Журавлевым и В.А. Пономаренко) — за серию научных работ по единой тематике развития личности профессионала в индивидуальной и совместной деятельности (2005).
Некролог на сайте ИП РАН — http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n5374.html
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Стратегия самоизменения в процессе преодоления экстремальных спортивных ситуаций
- Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
- Пути развития когнитивной и педагогической психологии: к 100-летнему юбилею научной школы С.Л. Рубинштейна
- Основные подходы отечественных психологов к анализу деструктивных тенденций профессионализации личности
- Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта
- Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в возрасте поздней зрелости
- В.А. Лабунская об опыте развития региональной социально-психологической школы
- Страх старости — страх жизни
- Общие подходы к изучению личности
- Профессиональный отбор: социальный запрос, научные концепции, парадигмы ХХ и XXI столетий
- Психологические средства личностного саморазвития
- Три традиции психологических исследований — три типа понимания
- 50 лет Институту психологии РАН
- В.В. Знаков: «Будущее нельзя понять, основываясь только на прошлых знаниях»
- Успех и неудача как факторы взаимосвязи предыдущей и последующей деятельности
- Ценности саморазвития как основа самоактуализации
- Структурно-динамическая организация переживания субъекта
- «Когда кончается проза и начинается лирика…». Интервью с К.А. Абульхановой-Славской
- Психология изменений: методологические предложения Курта Левина
- Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
- Человек саморазвивающийся
- Непобедимая наука во время войны. С.Л. Рубинштейн
- Самые цитируемые российские учёные-психологи