16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Анатолий Алексеевич Деркач

Анатолий Алексеевич Деркач

07.08.1944 - 07.06.2020

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ.

Руководитель отделения психологии, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ректор Московского акмеологического института.

Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО.

Президент Международной Академии Акмеологических Наук.

Шеф-редактор журнала «Акмеология». Председатель редакционного совета журнала «Прикладная психология и психоанализ», член редакционной коллегии журналов «Соискатель-педагог», «Мир психологии», «Профессиональный потенциал», «Спортивный психолог» и «Психология для жизни», член научно-редакционного совета журналов «Российский психологический журнал», «Человеческий капитал». Член редакционной коллегии «Энциклопедии управленческих знаний».

Окончил Луганский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко в 1968 г. В 1972 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук, а в 1981 г. диссертацию доктора психологических наук.

С 1982 по 2012 гг. работал главным научным сотрудником, заведующим отделением Научно-исследовательского института Академии общественных наук, первым проректором РАГС; с 2011 года по настоящее время – заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности, заведующий отделением психологии Международного института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Основные интересы и направления научной деятельности:

  • психология развития, акмеология,
  • психология управления,
  • педагогическая психология,
  • социальная психология,
  • психология труда,
  • спортивная психология.

Основатель и руководитель московской акмеологической научной школы. На руководимой им кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 90-х годах впервые была начата и осуществляется в настоящее время последовательная и систематическая разработка основ новой науки акмеологии - ее понятийного аппарата, теоретико-методологических основ, методического инструментария, прикладных направлений. Акмеология строится в исследованиях кафедры как новая область научных знаний в системе наук о человеке, выявляющая закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности (профессиональной и непрофессиональной). Акмеология складывается как новая отрасль психологической и педагогической науки о ценности личности, ее совершенствовании и способности оптимально, конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность, реализовывать социальную роль в обществе.

В цикле исследований под руководством А.А. Деркача выделены исторические этапы становления акмеологии как науки (латентный, инкубационный, номинально-концептуальный, программно-институциональный). Определен в контексте современного науковедения предмет акмеологии, подчеркнута ее гуманистическая направленность, рассмотрены место и роль акмеологии в системе наук. Описаны общие (системный, личностный, субъектный, деятельностный) и конкретные (инвариантности, оптимальности, целесообразности, конгруэнтности) методологические принципы акмеологии. Впервые введены научные парадигмы: прогрессивного восходящего развития личности, соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, самоуправления и самореализации личности для достижения соразмерности своих качеств сверхсложному социуму, рассмотрения развивающейся личности вне заданных жестких идеологических установок.
В научной акмеологической школе, возглавляемой А.А. Деркачем, углубленно и детально отрабатывается категориальный аппарат новой науки акмеологии. Описан феномен «акме» как многомерного состояния человека, охватывающего определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Разработан понятий аппарат науки, включающий понятия «акмеологические принципы и закономерности», «акмеологические инварианты развития», «акмеологическое пространство», «акмеограмма» и др. Понятийный аппарат акмеологии отражен в подготовленных под редакцией А.А. Деркача «Основах общей и прикладной акмеологии», в «Акмеологическом словаре» и других трудах кафедры.

Исследованиями А.А. Деркача и его сотрудников заложены основы экспериментальной акмеологии. Этому способствовала разработка и апробация в цикле работ содержания стратегий акмеологического исследования, а также комплекса оригинальных методов и методик. К ним относятся лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, составление акмеологического описания, сравнительный анализ высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, сопоставление профессиограммы, психограммы и акмеограммы и др. Этот уникальный методический инструментарий используется и при построении акмеологически обоснованной психодиагностики.
Успешно апробирован широкий спектр разработанных А.А. Деркачем и его последователями технологий акмеологического воздействия, направленных на придание профессиональной деятельности и субъекту труда принципиально новых состояний и качеств: технологии акмеологического консультирования, технологии игромоделирования профессиональной деятельности, информационные технологии и приемы дистанционного обучения, рефлексивно-гуманистические технологии сотворчества и технологии развития рефлексивной культуры и самосознания, технологии автоматизированного интенсивного обучения, технологии продуктивной саморегуляции психической устойчивости кадров, технологии рекламного воздействия и др. Предложен ряд акмеологических технологий, адресованных самому человеку для помощи в осуществлении им самопознания, саморазвития, самореализации, самосбережения, самовосстановления после стрессов и т.д. Развивающие технологии описаны в цикле психолого-акмеологических практикумов.

Разработка теоретических основ и экспериментальных подходов в акмеологии дала возможность А.А. Деркачу и его сотрудникам обратиться к проблеме психолого-акмеологического обеспечения профессиональной деятельности и профессионального обучения кадров. Построена акмеологическая концепция развития профессионала. Разработаны понятия профессионализма деятельности и личности. Акмеологический анализ профессиональной деятельности, построение профессиограмм и акмеограмм как моделей индивидуального профессионального развития стал основанием для нового осмысления понятий продуктивности (высокой, средней и малой) профессиональной деятельности в разных сферах социальной практики (управление, образование, вооруженные силы, здравоохранение и др.), в том числе в особых и экстремальных условиях труда. Соотнесены феномены продуктивности, эффективности, оптимальности профессиональной деятельности, ошибок и затруднений в ней. Акмеологические исследования позволяют приблизиться к решению практических задач подготовки и расстановки кадров, эффективного стиля управленческой деятельности, формирования управленческой команды и др.

В контексте научной школы, возглавляемой А.А. Деркачем, сложились и успешно разрабатываются ряд мощных направлений прикладной акмеологии - управленческая акмеология, военная акмеология, педагогическая акмеология, а также политическая, юридическая, медицинская, спортивная акмеология. В этих разделах акмеологии изучаются специфические особенности профессионального становления, обучения и профессиональной деятельности кадров управления, образования, военных кадров, кадров государственной службы, налоговой и таможенной служб, а также выявляются акмеологические параметры личностно-профессионального развития и акмеологической культуры соответствующих специалистов. На этой основе разработаны основы психолого-акмеологической службы федерального и регионального управления, психолого-акмеологической поддержки профессионального развития государственных служащих, работников образования, а также акмеологической службы в органах военного управления. Исследования в рамках прикладных направлений акмеологии свидетельствуют о больших перспективах акмеологии как практико-ориентированной науки, могущей участвовать в решении ключевых вопросов социальной практики - повышении производительности труда за счет возрастания профессионализма кадров, адаптации работников к быстро меняющимся условиям труда, оптимизации процессов социализации и профессионализации кадров в современных условиях.

Существенный вклад вносят исследования возглавляемой А.А. Деркачем научной школы в психологию и акмеологию развития. В контексте акмеологических исследований осуществляется анализ малоизученной проблемы поступательного прогрессивного развития как движения человека к зрелости, как движения «по восходящей», выявляется своеобразие психического развития человека на пути к вершинам профессионализма деятельности и личности.

Исследования профессионального и личностного развития человека на этапе зрелости преодолевают дефицит комплексного изучения психики взрослого человека и в особой степени необходимы для обоснования психологической помощи и поддержки людям «работающего возраста» в условиях социальной нестабильности.

Продолжая научные традиции санкт-петербургской научной школы Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач своими исследованиями вносит значительный вклад в дальнейшую разработку идеи комплексного изучения человека в единстве его характеристик как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, выявляя своеобразие процессов неравномерности, цикличности в ходе становления профессионала. Тем самым, начатое в санкт-петербургской психологической школе исследование соотношения индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик получает в работах А.А. Деркача и его сотрудников новое освещение, ибо рассматривается под углом зрения достижения человеком вершин в его профессиональном и личностном развитии. Психическое развитие в онтогенезе рассматривается А.А. Деркачем и его последователями в контексте жизненного пути и целостного личностно-профессионального развития взрослого человека, при этом всесторонне обосновывается понятие субъектогенеза развития. Личностно-профессиональное развитие изучается как открытая самоуправляющаяся система.

Выявлены и изучены виды психологической и профессиональной компетентности личности (социально-перцептивная, коммуникативная, аутопсихологическая и др.) как показатели и ступени профессионального развития. Изучается своеобразие развития личности и профессионала в современных сложных, противоречивых, быстро меняющихся социальных условиях, требующее рассмотрения глобальной проблемы поиска соразмерности социальных изменений личностным свойствам человека.

В исследованиях А.А. Деркача и его сотрудников получает дальнейшее продуктивное подтверждение идея Б.Г. Ананьева о двухфазном характере психического развития в онтогенезе. Комплексное использование лонгитюдного и биографического методов позволило получить новые эмпирические данные о прогрессе общих психических функций и их дальнейшей специализации в ходе профессионального развития. На материале прослеживания жизненного пути учащихся с разным уровнем учебной успешности (школьных отличников и троечников) показаны тенденции влияния типов личности учащихся на их дальнейшее профессиональное становление и на профессиональную деятельность.
Проводимые на стыке акмеологии и психологии развития исследования научной школы А.А. Деркача обогащают новыми эмпирическими данными представления об источниках и детерминантах психического развития, о противоречиях и кризисах в ходе индивидуального развития. Новое освещение получают фундаментальные вопросы психического развития в раннем и позднем онтогенезе: роль задатков и темперамента в становлении общих и профессиональных способностей, профессионального здоровья и профессионального долголетия, специфика возрастных психических новообразований на отдельных этапах профессионального развития, влияние социальных и автоматизированных систем на развитие личности на этапах зрелости.

Акмеологический подход имеет большие эвристические возможности для рассмотрения ряда ключевых проблем психологии развития: состояния процессов дифференциации и интеграции личности, неравномерности и сенситивности на этапе зрелости человека, соотношения деятельностных и личностных детерминант в развитии взрослого человека, роли противоречий и кризисов в ходе профессионального и социального становления взрослого человека, индивидуальной ресурсности психического развития субъектов труда, путей достижения гармонизации психического развития на различных этапах зрелости и т.д.

Особый, «восходящий к идеалу», ценностный характер психического развития в зрелости определяет специфические закономерности и детерминанты этого возраста. В эмпирических исследованиях сотрудников возглавляемой А.А. Деркачем кафедры показаны возможности изучения индивидуального характера развития, отражаемого в акмеограммах, неисчерпаемости и многовершинности развития в зрелом возрасте, путей использования скрытых и нереализованных возможностей организма, способов гармонизации развития человека с воздействующими на него социальными и техническими системами (за счет согласования этих систем с закономерностями становления человека как субъекта деятельности и личности). Изучение акмеологией восходящего прогрессивного характера психического развития на этапах зрелости определяет опережающую, конструктивную направленность в соотношении акмеологии со смежными психологическими дисциплинами.

В исследованиях А.А. Деркача и его сотрудников обоснован профессиогенетический подход к изучению развития взрослого человека, рассмотрены вехи его становления на основе развертывания человекоцентрического, гуманистического, акмеологического анализа при рассмотрении человека как субъекта профессионального и жизненного пути, как специалиста, как личности. Выявлена специфическая роль акме-мотивации и акме-способностей в психическом развитии взрослого человека.

Акмеологический подход, акмеологические методы и технологии, новые данные о своеобразии психического развития взрослого человека на этапе зрелости находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессионального развития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры. Это нашло отражение в цикле подготовленных на возглавляемой А.А. Деркачем кафедре развивающих и коррекционных тренингов и практикумов, программ повышения квалификации, программ психологического сопровождения, направленных на оптимизацию личного и профессионального развития человека на этапах его зрелости. Концептуальные подходы кафедры имеют реальные выходы в практику профессионального образования.

Педагогической и научно-исследовательской работой А.А.Деркач занимается с 1961 года, общий стаж научно-педагогической деятельности свыше 47 лет. Подготовил 21 доктора и 62 кандидата наук.

Наиболее значимые работы:

  • Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 книгах. М., РАГС, 1999-2002.
  • Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.
  • Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.
  • Деркач А.А. Совершенствование психологического образования государственных служащих. М., 2002.
  • Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности. М.: РАГС, 2006.
  • Деркач, А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология управления. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  • Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. М.: Московский психолого-социальный университет, РАО, 2010.
  • Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития. Казань: Центр инновационных технологий, 2011.
  • Деркач А.А., Михеев С.С. Развитие управленческой компетентности государственного служащего. М.: Российский университет дружбы народов, 2012.
  • Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Политическая психология. М.: Юрайт , 2013.
  • Деркач А.А., Маркелов В.В., Подлипняк Ю.Ф. Тренерское искусство. М.: Регенс, 2013.

Награды: 

  • Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год за создание и внедрение научно-педагогического комплекса «Психологические основы эффективной профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования»,
  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2006 год за работу «Инновационно-модульный комплекс университетского образования по специальности и направлению "Социальная работа" для образовательных учреждений высшего профессионального образования»,
  • Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2008),
  • Золотая медаль «За научно-исследовательские работы по спорту» Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (1982),
  • Медаль К.Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (2002).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»