6 мая 2021 , четверг

In memoriam

In memoriam

Матюшкин Алексей Михайлович, 20.12.1927 - 07.07.2004

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Заведующий лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО.

Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Главный редактор журнала Вопросы психологии (1981-1992).

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2003).

С 1944 г. служил в бомбардировочном авиаполку, принимал участие в Великой Отечественной войне.

В 1953 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1955-1957 гг. учился в аспирантуре отделения психологии факультета философии МГУ.

В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему «Мышление как решение задач», в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».

В 1957-1961 гг. работал редактором отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР.

В 1961-1963 гг. — научный сотрудник одного из московских научно-производственных объединений.

В 1963-1974 гг. и затем в 1980-2004 гг. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас — ПИ РАО). В 1963-1974 гг. — сотрудник лаборатории психологии обучения. С 1980 г. - заведующий лабораторией психологии развития познавательных процессов в обучении. В 1983-1990 гг. - директор института (руководил рядом международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы). С 1990 г. - руководитель созданного им Центра по творческой одаренности детей при ПИ РАО, с 1992 г. - заведующий лабораторией психологии одаренности.

В 1974-1980 гг. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Министерства просвещения СССР.

В 1978-1981 гг. — профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Научные интересы: общая, возрастная и педагогическая психология, психология мышления.

Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей.

Занимался изучением психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования. Разрабатывал концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (исследовал развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах).

Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе.

Был инициатором возрождения исследований по проблеме одаренности детей, в конце 1980-х гг.  разработал научную концепцию и программу исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов. В начале 1990-х гг. участвовал международных (США, Германия) проектах по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Автор концепции творческой одаренности, ставшей основой ряда государственных документов в сфере образования детей.

Читал спецкурсы «Психология мышления», «Психология одаренности».

Основные публикации: более 150 научных работ, в том числе:

  • Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972
  • Актуальные проблемы психологии в высшей школе. 1977
  • Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения. М., 1978
  • Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. 1984
  • Ускорение социальноэкономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии. 1986
  • Развитие творческой активности школьников. М., 1991
  • Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М., 1993
  • Мышление. Обучение. Творчество. М., 2001

Награды:

  • «3а победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1975)
  • медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (1998)
  • медаль Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2002)
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 г.

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»


16+
Мобильное приложение

Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004–2021 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение