16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Борис Иосифович Хасан

Борис Иосифович Хасан

18.05.1948 - 14.01.2021

Доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор.

Профессор кафедры управления человеческими ресурсами Института экономики, управления и природопользования, заведующий лабораторией мониторинга профессионального развития Сибирского федерального университета. Директор Института психологии практик развития.

Член Координационного совета Российского психологического общества, председатель Красноярского регионального отделения РПО. Преподаватель и супервизор практики Профессиональной психотерапевтической лиги.

Редактор ежегодника «Бюллетень клуба конфликтологов». Редактор серии «Психология и педагогика» Научного журнала СФУ.

Член Координационного Совета по психологии РФ, эксперт Института «Открытое общество», «Совета Европы», «Фонда Форда», член Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», член Экспертного сибирского клуба, член Координационного совета по человеческим ресурсам при Администрации Красноярского края, член Координационного совета по правам человека при Законодательном собрании Красноярского края. Член Попечительского совета Красноярской городской гимназии «Универс».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2019Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2018).

В 1967 г. поступил в Томский государственный университет на юридический факультет. В 1972 г. окончил КрасГУ по специальности «Правоведение», в 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию в Свердловском юридическом институте. В 1983 специализировался по психологии в МГУ на кафедре социальной психологии. В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Тактические и психологические особенности расследования преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия». В 1997 г. — докторскую диссертацию «Продуктивный конфликт, как механизм развития личности».

Научные интересы: конфликты в различных социальных практиках; конструктивная психология; природа и функции личного и социального конфликтов; конфликт-менеджмент,  конструирование конфликтов, деструктивные и продуктивные стратегии разрешения конфликтов; конфликты взросления и половой идентификации, гендерная проблематика в образовании и развитии личности; функции игры во взрослых возрастах, игровая компетентность; вопросы медиации.

Совмещает научную работу с практикой консультирования, экспертизы (в том числе судебной), тренинга и органицации ОДИ — консультационная практика с 1984 г. С 1990 г. по 1995 г. являлся директором Психологического центра консультирования, диагностики, коррекции. С 1999 г. возглавляет Институт психологии и педагогики развития (ИППР СО РАО) — в настоящее время Институт психологии практик развития. Был председателем диссертационного совета ИППР СО РАО. Один из авторов проекта психолого-педагогического факультета СФУ и первой городской университетской гимназии «Универс». Долгие годы был профессором кафедры психологии развития и консультирования Института педагогики, психологии и социологии СФУ.

Участвовал в организационно-деятельностных играх, проводимых на территории позднего СССР Г.П. Щедровицким, активный приверженец системно-мыследеятельностной методологии.

Читает базовые и специализированные курсы: методологические проблемы психологии, основы психоанализа, теория и практика конфликта, конфликты половозрастной идентификации, конструктивная психология конфликта, конфликтные конструкции в управленческих практиках.

Научный руководитель магистерской программы «Конфликт менеджмент».

Принимает участие в проектной деятельности:

  • 1985-1987 гг. Участие в коллективном проектировании на ряде ОДИ Психолого-педагогического факультета КрасГУ.
  • 1993-94 гг. Базовая экспериментальная школа-лаборатория как научно-педагогический комплекс в системе образования региона (соруководитель) (при поддержке Фонда “Культурная инициатива” и Министерства образования РФ)
  • 1995-96 гг. Разработка учебного возростноориентированного курса для подростковой школы (руководитель авторского коллектива) (при поддержке Института “Открытое общество”). В рамках проекта разработано учебное пособие.
  • 1996 г. Подготовка ежегодного доклада "Об особенностях обучения мальчиков и девочек в странах СНГ и РФ" (при поддержке ЮНЕСКО)
  • 1997-98 гг. Проект переподготовки работников учебных заведений по гражданскому образованию (соруководитель) (при поддержке Совета Европы).
  • 1997-98 гг. Проект комплексной профилактики наркозависимости в детских возрастах (руководитель) (при поддержке Администрация Красноярского края и города Красноярска)
  • 1998-2003 гг. Разработка пакета учебных материалов для подготовки педагогов в области гражданского образования (руководитель авторского коллектива) (при поддержке Британского Совета). В настоящее время издано 11 пособий.
  • 2000-2001 гг. Исследование «Профилактика наркозависимости в условиях учебного заведения» (руководитель) (при поддержке Красноярский краевой фонд науки).
  • 2001-2002 гг. Программа «Профилактика социально отклоняющегося поведения в условиях учебного заведения» (научный руководитель) (при поддержке Главное управление образования администрации Красноярского края).
  • 2001-2002 гг. Исследование закономерностей динамики современного социо-гуманитарного образования: образовательные механизмы, технологии и ресурсы (руководитель) (при поддержке Российского гуманитарного научного фонда).
  • 2001-2002 гг. Исследование специфики правовой и психологической пропедевтики в подростковом и юношеском возрастах и разработка возрастно-адекватных форм преподавания и изучения общественных дисциплин (руководитель) (при поддержке Российского фонда правовых реформ).
  • 2001-2002 гг. Разработка учебно-методического пособия «Общество и я» (соавтор) (при поддержке Российского фонда правовых реформ).
  • 2001-2004 гг. Российско-британский проект «Профилактика зависимых форм поведения (наркозависимости и др.) в условиях школы», совместно с командой из г. Дадли, Англия (руководитель) (при поддержке Британский Совет).
  • 2001-2004 гг. Проект «Содействие развитию образования в области прав человека» (руководитель) (при поддержке ООН и МИД РФ).
  • 2002-2003 гг. Проект «Общественный договор» (руководитель) (при поддержке Института “Открытое общество”, Российского фонда правовых реформ).
  • 2003-2006 гг. Разработка инструментария и проведение пилотного исследования мониторинга индивидуального прогресса учащихся — № ERP/F2/C/29-03 (Национальный фонд подготовки кадров).
  • 2001-2006 гг. Контракт с Национальным фондом разработки кадров на разработку инструментария и проведение пилотной апробации мониторингового исследования индивидуального учебного прогресса учащихся ОУ.
  • 2006-2007 гг. Проект «Образовательная инициатива на Северном Кавказе» (при поддержке Британского Совета).
  • 2005-2007 гг. Проект «Здоровье как ресурс образования» (при поддержке Британского Совета).
  • 2008-2009 Межреспубликанский лагерь для детей Северного Кавказа (при поддержке Институт «Открытое общество» и при содействии программы «Поддержка образования»).
  • 2006-2012 гг. Проект «Диалог культур (кросс-культурное взаимодействие) и мир на Северном Кавказе» (Институт «Открытое общество»).
  • 2013-2014 гг. Проект «Мониторинг качеств жизни в регионах Сибири и Арктической зоны».

Автор свыше 150 опубликованных научных работ. Наиболее значимые публикации:

  • Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003.-250с.
  • Хасан Б.И., Федоренко Е.Ю., Привалихина Т.И. и др. Профилактика несвободы. Под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: «Бонфи», 2003.-358с.
  • Хасан Б.И., Хромченко М.С. Мир без конфронтации. М., Бонфи, - 2002. – С. 299.
  • Хасан Б.И., Привалихина Т.И. Становление конфликтной компетентности -результат образовательной практики // Социальные конфликты (:экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения). Вып.21. 2004.-136 с.
  • Хасан Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания.//Журнал практического психолога 2004. - № 3. с.13-23.
  • Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г., Знаменская О. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений// Как узнать, что происходит в образовании. Бюллетень НФПК. М.,- 2006 с. 108-120.

Некролог на сайте НИУ ВШЭ - https://ioe.hse.ru/news/434214638.html

Статьи и интервью в «Психологической газете»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»