
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США). Заслуженный деятель науки РФ.
Президент Московского государственного психолого-педагогического университета. Главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ.
Президент Федерации психологов образования России. Член Президиума Российского психологического общества.
Главный редактор журналов «Психологическая наука и образование» и «Вестник практической психологии образования», председатель редакционного совета журналов «Вопросы психологии», «Экспериментальная психология», «Культурно-историческая психология», член редсовета «Психологического журнала», «Национального психологического журнала», «Российского психологического журнала», член редколлегии журнала «Мир психологии», международного журнала «Обучение, культура и социальное взаимодействие».
Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2022-2026) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2023).
Профессиональный рост Виталия Владимировича Рубцова состоялся в стенах Психологического института РАО, где им был пройден путь от младшего научного сотрудника (1972 г.) до директора института, который он возглавлял до 15.04.2018 г.
1978 — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)»
1981 — возглавил лабораторию «Средства управления учебной деятельностью», переименованную в 1986 г. в лабораторию «Психологические основы использования ЭВМ в обучении»
1987 — руководитель лаборатории «Психология компьютерного обучения» (с 1992 г. — «Психологические основы новых образовательных технологий»)
1988 — защитил докторскую диссертацию по теме «Психологические основы организации совместной учебной деятельности»
1992 — возглавил Психологический институт Российской академии образования
1997 — стал ректором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, сейчас Московский государственный психолого-педагогический университет)
2007 — под руководством В.В. Рубцова МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы
2010 — вступил в должность председателя Совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Специалист в области возрастной и педагогической психологии, общей психологии. Широко известны работы В.В.Рубцова по психологическим проблемам совместной деятельности, группового обучения и развивающего образования. Под его руководством и при его активном участии выполнены фундаментальные исследования психологических закономерностей и механизмов организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Им обоснован новый вариант генетико-моделирующего метода, позволяющего глубже изучать возникновение учебно-познавательных действий у детей. Сейчас при участии и под руководством Виталия Владимировича Рубцова выполняется ряд государственных программ и международных проектов, направленных на изучение психологических условий эффективного использования в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий и моделей обучения различных контингентов детей и взрослых. Результаты этих исследований находят широкое применение на практике.
В.В. Рубцовым опубликовано более 200 научных работ, 57 из них — за последние несколько лет, включая фундаментальные монографии по общей, возрастной и педагогической психологии. Ряд его работ переведен на английский, немецкий, французский и другие языки.
- Совместная учебная деятельность и развитие детей: коллективная монография / под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021.
- Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сборник материалов. Т. 1. / Сост.: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.
- Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог - 2019 : XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством», Москва, 20-22 ноября 2019 г.: коллективная монография / под ред. В.В. Рубцова и др. — М.: МГППУ, 2019.
- Общепсихологический практикум / под ред. В.В. Рубцова. — М.: Юрайт, 2014, 2015, 2016, 2019.
- Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы / под науч. ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семьи. — М.: Издание Совета Федерации, 2018.
- Рубцов В.В. (руководитель проекта). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (квалификация — бакалавр психолого-педагогического образования). Утвержден Минобрнауки. — М., 2010.
- Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Характеристики и проблемные ситуации современного дошкольника // Мир психологии. — 2010. — №1(61).
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. — 2010. № 4 (42).
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. — 2010. — №5-6(43-44).
- Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. — 2010. — №1.
- Технология оценки образовательной среды школы. Учебно-методическое пособие для школьных психологов / Под ред. Рубцова В.В. и Улановской И.М. — М., 2010.
- Медицинские и психосоциальные проблемы школьников-подростков. Методические пособия для специалистов, работающих в области здравоохранения и образования / Под ред. Рубцова В.В. и Панкова Д.Д. — М.: Московский центр качества образования, 2010.
- Рубцов В.В. (руководитель проекта). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (квалификация — магистр психолого-педагогического образования). Утвержден Минобрнауки. — М., 2009.
- Московская психологическая школа: история и современность / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, ПИ РАО, 2008. — в 4-х т.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.
- Рубцов В.В., Малых С.Б. Психология экстремальных ситуаций. — М.: ПИ РАО, 2007.
- Рубцов В.В., Поливанова К.Н. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. — М.: ПИ РАО, 2007.
- Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В.В. Рубцова. — М.: ПИ РАО, 2007.
- Рубцов В.В., Ивошина И.Т. Проектирование развивающей образовательной среды школы. — М.: МГППУ, 2003.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. — Воронеж, 1996.
- Рубцов В.В. и др. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования. — М., 1996.
- Рубцов В.В. и др. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Новосибирск, 1995.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. — М., 1987.
- Рубцов В.В., Мульдаров В.К. Метод нормативной диагностики учебно-познавательных действий у школьников. — М., 1987.
Награды:
- лауреат премии Президента РФ в области образования
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования
- орден Дружбы
- медаль К.Д. Ушинского (награжден дважды)
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет
- К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
- «Всегда очень нужна»: с юбилеем Ирину Дубровину поздравляет Виталий Рубцов
- Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- О подготовке к федеральному этапу конкурса «Педагог-психолог» расскажут на вебинаре
- Новая подростковая школа — вызов и перспективы развития
- Хронотоп культурно-исторической науки о деятельности
- Объявлен Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2023»
- Особенности включения родителей и детей с РАС в совместную продуктивную деятельность
- Результаты стратегической сессии по актуализации профстандарта «Педагог-психолог»
- Дисгармоничное развитие личности старшеклассников как угроза психологической безопасности образовательного пространства
- Вопрошание о Психике
- Культурно-историческую психологию и цифровизацию социальных практик обсудили на международном конгрессе
- Опубликована программа конференции по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка
- Руководство по созданию в школе дружелюбной среды для детей с особыми образовательными потребностями
- Творческий путь Ф.Е.Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
- «Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации
- Технологии психологического сопровождения: новые способы решения новых проблем
- Общие подходы к изучению личности
- Е.В. Шерягина о понимающей психотерапии
- Национальный конкурс «Золотая Психея»: имена победителей
- НК «Золотая Психея»: известны имена финалистов
- Опубликована программа «Давыдовских чтений»
- РПО исключили из Европейской федерации психологических ассоциаций
- Опубликована программа конференции «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
- Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
- Развитие идей Льва Выготского в разных странах обсудили в день его 125-летия
- Как родителям получить бесплатную психологическую помощь
- Социально-психологические технологии работы с социально одаренными детьми
- Названы победители конкурса «Педагог-психолог России»
- Поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на лечении в медицинских стационарах
- Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей. Пост-релиз
- Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в клинической психологии
- Консультативная психология: вызовы практики
- К 135-летию Московского психологического общества
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Профстандарт педагога-психолога: итоги апробации
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2012 г.
Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2004 г.
- «Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Психология творчества и одаренности"», 15 - 17 ноября 2021 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2021 г.), победитель
- «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования», VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 11–13 декабря 2012 г., Москва (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «PsyJournals.ru», Портал психологических изданий (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), лауреат
- «Век психологии: к 100-летию создания Психологического института на Моховой», конференция, издания, исследовательский проект (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), лауреат
- «IV Всероссийский съезд Российского психологического общества "Психология – будущему России"», 18-21 сентября 2007 года, Ростов-на-Дону (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2007 г.), победитель
- «Культурно-историческая психология», международный научный журнал (в номинации «Проект года в психологической науке», 2006 г.), номинант
- «Итоги работы сотрудников МГППУ за 10 лет: Психологический университет как форма становления психологического профессионального сообщества», (в номинации «Коллективный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2006 г.), лауреат
Поздравления с днём рождения
Виталий Владимирович, уважаемый, с днём рождения! Многая и благая вам лета от всего сердца и доброй памяти! Хорошо помнится обсуждение духовной парадигмы в психологии в институте Пирао и сейчас имеющие свое значение в наше непростое время.
С пожеланием всех благ, доктор философских наук, профессор, Любовь Битехтина, рук. модальности "Религиозно-ориентированной психотерапии" Оппл
89032990998, Москва
20.10.202121:40:12