Скоро

9 — 10 декабря
Екатеринбург, online

V Международный форум «Cognitive Neuroscience – 2022»

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

Весь календарь
Лисина Майя Ивановна, 20.04.1929 - 05.08.1983

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующая отделом возрастной психологии Института общей и педагогической психологии АПН СССР (ПИ РАО).

Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

В 1951 г. окончила психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета, затем аспирантуру Института психологии АПН РСФСР.

В 1955 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные», В 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет»..

С 1955 г. работала в Институте психологии АПН СССР, а с 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста.

В 1976 г. возглавила отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии АПН СССР (сайчас Психологический институт РАО).

В середине 50-х гг. М.И. Лисина проводила исследование, в котором показала возможность формирования произвольного управления вазомоторными реакциями. В результате исследования был сделан вывод, что прежде, чем стать управляемой, реакция должна стать ощущаемой. Много лет спустя в психологии и физиологии начались аналогичные исследования, получившие название биологической обратной связи.

Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в котором выделила микрофазы развития детей этого возраста, их ведущую деятельность и основные новообразования.

Исследовала генезис общения у детей, выделила специфические формы общения ребёнка со взрослыми, причем установила, каждая из форм общения характерна для определенной микрофазы психического развития и обусловливает возникновение конкретных психических новообразований.

Проводила изучение мотивов и средств общения ребёнка первых лет жизни. В результате исследований были сделаны выводы, что вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью. При этом ребёнок не просто воспринимает воздействия, исходящие от окружающих, но и преломляет их через призму своих способностей и возможностей. Общение выступает в качестве определяющего фактора развития.

Исследовала возникновение речи у детей. Речь рассматривалась в качестве элемента структуры коммуникативной деятельности, которая занимает в ней положение действия. Таким образом, речь возникает из потребности в общении, для нужд общения и в условиях общения только в том случае, когда реализация коммуникативной деятельности ребёнка невозможна без овладения данным средством. Дальнейшее развитие и обогащение речи происходит в процессе изменения и усложнения общения ребёнка с окружающими людьми, под непосредственным влиянием встающих перед ним новых коммуникативных задач.

Изучала развития самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Было показано, что дети с точным представлением о себе и адекватной самооценкой воспитываются в семьях, где им уделяется много времени, родители положительно оценивают их физические и умственные способности, поощряют их, а наказывают в основном отказом от общения. Большая же часть детей с заниженной самооценкой воспитываются в семьях, где с ними не занимаются, требуют послушания, низко оценивают, наказывают, не ожидают от них успехов в школе и достижений в дальнейшей жизни.

Под руководством М.И. Лисиной были защищены 17 кандидатских диссертаций.

Труды М.И. Лисиной переводились и издавались в Болгарии, ГДР, США, Японии, Италии, Швеции.

Основные публикации:

  • Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика, 1974.
  • Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 18–35.
  • Коломинский Я.Л., Лисина М.И. Генетические проблемы социальной психологии. Минск: Университетское, 1985.
  • Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: «Педагогика», 1986.
  • Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
  • Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб: Питер, 2009.

Награды:

  • медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • знаки «Победитель социалистического соревнования», «Ударник пятилетки»
  • грамоты Министерства просвещения СССР и ЦК ВЛКСМ за работу в области народного образования

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»


8 декабря 2022 , четверг

В этот день

Скоро

9 — 10 декабря
Екатеринбург, online

V Международный форум «Cognitive Neuroscience – 2022»

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

Весь календарь
8 декабря 2022 , четверг

В этот день

Елена Ивановна Морозова празднует день рождения! Поздравить!

Александр Сергеевич Прутченков празднует день рождения! Поздравить!

Марина Зеудыевна Газиева празднует день рождения! Поздравить!

Станислав Александрович Козловский празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

9 — 10 декабря
Екатеринбург, online

V Международный форум «Cognitive Neuroscience – 2022»

8 — 12 января
Ставрополь

«Души Порывы». 29-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи»

11 января
Тверь

III Международный конгресс девиантологов «Девиантология XXI столетия»

26 января
Москва, online

II Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

Весь календарь