16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Научная школа Л.И. Уманского: вклад в отечественную психологию

29 октября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения доктора психологических наук, создателя уникальной научной школы Льва Ильича Уманского и нашего учителя. Он ушел из жизни 13 июля 1983 года, не дожив трех месяцев до своего дня рождения, когда ему исполнилось бы 62 года. Лев Уманский — представитель советского поколения, чья юность пришлась на довоенные годы и Великую Отечественную войну. Все военные годы он служил в Советской Армии.

В истории отечественной психологии Уманский известен, прежде всего, как разработчик двух научных направлений: психологии организаторских способностей и организаторской деятельности, а также — психологии малой контактной группы и ее развития.

Кафедры психологии Курского государственного педагогического института (1950–1972) и Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова (1973–1983), а также лаборатории при этих кафедрах стали местами создания его научной школы. На базе этих двух лабораторий под руководством Л.И. Уманского и при активном участии его ближайших учеников (А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев и др.), а также многих других сотрудников и аспирантов сформировалась единая научная школа.

Академической основой научных взглядов Льва Ильича в области организаторской деятельности были исследования, выполненные им под руководством известного советского психолога Б.М. Теплова (1896–1965), которому в октябре исполнилось 125 лет со дня рождения. Свою теорию организаторских способностей личности Л.И. Уманский разрабатывал много лет и неоднократно корректировал. Сложилось так, что наиболее полная книга («Психология организаторской деятельности школьников». М., 1980) стала последней большой работой Льва Ильича. В это учебное пособие для вузов вошли результаты многолетнего изучения организаторских способностей, организаторской деятельности и психологии коллектива. Исследования, вошедшие в эту книгу, осуществлялись Л.И. Уманским совместно с его учениками в созданных им лабораториях Курского и Костромского государственных педагогических институтов.

К концу 60-х годов XX-го века увлечение проблематикой малых групп и коллективов стало весьма распространенным в исследовательской практике многих научных лабораторий СССР. Представленный Л.И. Уманским и его сотрудниками в 1968 году научный подход к пониманию психологии коллектива на общем фоне исследовательского поиска выделялся оригинальностью, системностью и перспективой практического использования. Коллектив рассматривался авторами как высший уровень развития контактной группы. Это развитие сопровождалось качественным и количественным изменениями предложенных групповых параметров, подлежащих операционализации в конкретных социально-психологических исследованиях. В 1973 году предложенный научной школой Л.И. Уманского подход был обозначен в «Психологическом словаре» как «параметрическая концепция коллектива».

Все параметры контактной группы стали предметом научных исследований учеников и сотрудников Курской и Костромской социально-психологических лабораторий, объединенных Л.И. Уманским.

Наиболее «продвинутыми» в уровне изученности оказались подструктуры организованности и эмоциональной коммуникативности, исследование которых учениками Льва Ильича А.С. Чернышевым и А.Н. Лутошкиным выделились в самостоятельные и результативные направления научного поиска.

Л.И. Уманским был выделен, а в выполненных под его руководством работах отслежен и охарактеризован процесс и этапы развития контактной группы, раскрыты динамика коллективообразования, условия и противоречия, определяющие ее. Концепция структуры и развития контактной группы, предложенная научным сообществом под руководством Л.И. Уманского, обогащалась новыми данными, корректировалась, проверялась в практике работы с реальными группами.

В 1975 году Л.И. Уманский, обобщая наработанные его командой результаты, представил уточненное и значительно дополненное видение психологической структуры группы как коллектива. Позже Лев Ильич сочтет целесообразным существенно поправить название развиваемой им концепции. Он предлагает считать ее «функционально-структурной концепцией психологии контактной группы как коллектива». В основании концепции, указывал автор, есть две взаимосвязанные позиции. Первая состоит в том, что «психология группы отражает ее жизнедеятельность, т.е. те функции, которые реально выполняет группа». Вторая «заключается в понимании единства и структурности такого сложного образования, как контактная группа, когда она рассматривается с точки зрения ее социально-психологической зрелости (для сравнения, в англоязычной традиции, с которой Уманский ввиду исторических причин знаком не был, речь идет о том же — cohisiveness). При таком подходе контактная группа предстает целостным интегральным образованием, имеющим структурное единство, состоящее из шести подструктур, отражающих различные сферы жизнедеятельности...»

Лев Ильич Уманский почти никогда не работал в одиночку. Он всегда был лидером, организатором, руководителем увлекаемых научным поиском сотрудников и аспирантов. В этом смысле «параметрическая» — «функционально-структурная концепция психологии контактной группы как коллектива» представляет собой совокупность фактов, интерпретаций, обобщений, выводов, рекомендаций, отраженных как в трудах ее главного, ведущего «конструктора», так и в работах его коллег и учеников.

Подтверждением значимости исследований по изучению контактных групп разного типа под руководством Л.И. Уманского стало проведение 27–29 сентября 1978 года в Костроме первого Всесоюзного симпозиума «Психология первичных коллективов». В 1979 году Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин были награждены престижной в то время премией Ленинского комсомола за цикл работ в области воспитания молодежи.

Продуктивность концепции Л.И. Уманского и его сотрудников неоднократно подтверждалась при внедрении в практику школьных, студенческих, производственных временных и постоянных реальных контактных групп. Ее потенциал не исчерпан в связи с изменением идеологических ориентиров в российском обществе. Малые группы продолжают существовать и развиваться в новых условиях изменяющегося мира. По-прежнему актуальны важнейшие вопросы, касающиеся групповой динамики, среди них: кто ведет, кто следует за лидером (лидерами) и почему?

Спустя годы можно выделить следующие основные моменты, отличавшие научную школу Л.И. Уманского от других. Научные подходы, концепции и идеи этой школы, с одной стороны, базировались на фундаментальных научных знаниях того времени, а с другой — возникали, корректировались, проверялись и сразу реализовывались в практике работы как с юношескими контактными группами, так и с производственными коллективами «взрослых».

1. Организаторские способности личности и контактные группы изучались в работе с конкретными коллективами и реальными людьми в процессе совместной деятельности. Такая организация научной деятельности позволяла отслеживать и понимать природу наблюдаемых, проявляемых и развиваемых характеристик личности и группы. Результаты исследования группы и личности в условиях совместной деятельности на производстве, в школе, в молодежных летних лагерях комсомольского актива («Комсорг» в Костроме и в Курске) имели большое преимущество и были более ценными по сравнению с использованием только опросных и тестовых методик сбора эмпирических данных.

2. Изучение поведения личности при решении организаторских задач строилось в контексте взаимодействия организатора и коллектива. Учитывались как свойства личности организатора, так и групповые характеристики, проявляющиеся на разных уровнях развития коллектива. Так, качественные характеристики лидерства в малых группах всегда соотносились с процессами коллективообразования (групповой динамики).

Реализация такой научно-организационной парадигмы позволяла осуществлять живую работу с реальными людьми, в процессе которой возникали исследовательский азарт, трепет ожидания результатов и гордость за сбывшиеся научные прогнозы.

К счастью, традиции Курской и Костромской научных школ, созданных Л.И. Уманским, А.Н. Лутошкиным, А.С. Чернышевым и другими учениками Льва Ильича, не законсервировались и не стали достоянием прошлого. Они развивались и развиваются с учетом современных запросов и вызовов.

Результаты исследований Л.И. Уманского и его сотрудников в области организаторских способностей и организаторской деятельности, психологии малой контактной группы, оставаясь популярными и в настоящее время, использовались и развивались как его непосредственными учениками, так и другими учеными в рамках проблематики организационной психологии, управленческой деятельности и социальной психологии малых групп.

Результаты исследований научной школы Л.И. Уманского не являются застывшим наследием, они отражают взгляд Льва Ильича и его учеников в будущее и содержат ресурсы для решения современных научных проблем.

Литература

  1. Кирпичник А.Г., Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. «Комсорг» — база подготовки комсомольского актива для школ области и объект социально-психологического исследования // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов: Сб. науч. тр. Ярославль, 1976. Вып. 45. С. 167–172.
  2. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  3. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. 144 с.
  4. Психология малой группы: структура, динамика, организация: сб. науч. тр. / Сост. и ред. И.Г. Самойлова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 368 с.
  5. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 54–71.
  6. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Фотографии из семейного архива предоставлены внучкой Л.И. Уманского Ириной Александровной Уманской.


В 2011 году, в год 90-летия Л.И. Уманского, был опубликован сборник научных трудов «Психология малой группы: структура, динамика, организация» (сост. и ред. И.Г. Самойлова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 368 с.). «Настоящее издание предлагает читателю прикоснуться к наследию исследовательского поиска костромских социальных психологов, начавшегося в 1970-е годы. В нем представлены основные положения научных изысканий Л.И. Уманского и А.Н Лутошкина, удостоенных в 1979 году Премии Ленинского комсомола за выдающийся вклад в разработку проблем воспитания молодежи. Книга также содержит статьи, подготовленные на основе текстов диссертационных исследований или иных научных публикаций, выполненных в костромской научной школе, с опорой на ее основные идеи и положения, раскрывающие некоторые аспекты общей проблемы психологии малой группы».

Книгу в формате pdf можно скачать...

Статьи к 100-летию Л.И. Уманского:

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»