16+
Выходит с 1995 года
17 апреля 2024
Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов

Виктор Франкл, австрийский психиатр, широкоизвестный как человек, создавший научно обоснованную концепцию «упрямства духа», всей своей жизнью показал ее практическую целесообразность и обоснованность. Эта концепция стала основой для утверждения особого вида мировоззрения, психотерапевтического воздействия и практики жизни. Логотерапия как направление психотерапии в духовных терминах на основе трехмерной антропологии, предложенной Виктором Франклом, располагает широким арсеналом средств, направленных на актуализацию личностных смыслов. Процесс актуализации смыслов индуцирует волю к жизни и, в конечном итоге, позволяет человеку жить наполненной жизнью, принимая во внимание самые различные ограничения и обстоятельства, в которых оказывается человек, но не концентрируясь на этих обстоятельствах, а отталкиваясь от них в поисках иных своих возможностей и возможностей реализации найденных возможностей. Франкловская антропология считает, что человек в любом состоянии и в любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесении с другими и с миром. И это стремление образуется из-за потребности в наполненности, что, в свою очередь, является следствием сущности личности. За этим взглядом стоит глубочайшее уважение и вера в возможности личности. [12]

Тема осмысленности процесса жизни и ее итогов всегда представляла для человека интерес. Обоснованность существования проходит «красной нитью» через всю историю человечества, отражается в трудах ученых, произведениях искусства и в религии. Человеку недостаточно психофизиологического присутствия в жизни, ему важно осмысление этого присутствия, не просто быть составной частью картины мира, но и формировать эту картину, воздействовать на нее, реализуя собственный уникальный потенциал. При этом ни психология, ни биология никоим образом не утратят своих позиций в области исследования человека, если допустят в сферу научного изучения такую большую предметную область, как духовную составляющую личности. Только способы, методы, инструменты научного изучения духовной сферы личности будут как уже применяемые, так и отличные от тех, что используются.

В. Франкл предлагает логотерапию, психотерапию в духовных терминах, где главную позицию занимает идея смысла, отсутствие которого приводит к состоянию фрустрации, вакуума и невроза. «С использованием логотерапии мы имеем необходимое оснащение для трактовки философских вопросов в их собственной системе отсчета и можем предпринять объективное обсуждение духовных мучений человека, страдающего психическими расстройствами... В конечном счете, интересы психотерапии и логотерапии, а именно психические и духовные аспекты человека, представляют неделимое единство» [10, c. 61].

В отечественной психологической теории и практике идеи логотерапии представлены крайне скудно. Безусловно, признается значимость идей духовности, смысла, и самые видные отечественные ученые обращались к теме смысла. Психологические механизмы развития смысловой сферы личности рассматривали Л.С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, А. Лобок, и др.; психологические исследования понимания и смыслообразования проводили В.В. Знаков, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, А.Ю. Агафонов, В.Э. Чудновский, Н.Л. Карпова. По мнению Д.А. Леонтьева, проблема смысла рассматривается в двух независимых плоскостях: в одной смысл трактуется как высшая интегративная основа личности; в другой — как структурный элемент сознания и деятельности [4].

Логотерапия особенно актуальна как практика актуализации смыслов, в силу колоссальных перемен в обществе за последние пару десятков лет. Речь идет о проблемах глобализации, резком взлете информационных технологий, эскалации уровня агрессивности в обществе, увеличении числа населения, разрастании мегаполисов, экономических потрясениях, экологических конфликтах и т.д. Все эти проблемы человечества усугубляются ростом бездуховности, потерей ответственности за происходящее, перевесом потребительских интересов. Человек теряет свою уникальность в угоду универсальности, а соответственно не в состоянии нести личную ответственность за окружающий мир. Логотерапия, как терапевтическая и просветительско-воспитательная система, как никакая другая может быть полезна для решения вышеуказанных вопросов. Актуализация личностных смыслов необходима для:

  • активизации деятельности;
  • ответственности за свои действия и за окружающий мир;
  • ощущения полноты проживания жизни;
  • ответа на главный вопрос о целесообразности своего существования.

В логотерапии «время течет из будущего в прошлое». Элизабет Лукас, величайший практик логотерапии, как ее называл В. Франкл, раскрывает эту мысль: настоящее — это не прошлое и не будущее, оно представляет собой «границу» между ними. «Все, случившееся в прошлом, осуществилось в реальности и не может исчезнуть». Прошлое «всегда будет истинным». Но у нас есть граница настоящего, через которую мы сами решаем, что будем «передавать» из будущего в прошлое. У личности есть «две огромных сферы влияния: сфера вечной истины (наше прошлое), которую не может отнять даже смерть — по левую руку»; и возможности будущего, среди которых мы осуществляем выбор, осознавая неотвратимость смерти. Резюмируя, Э. Лукас отмечает: «мы должны дать жизнь этим возможностям и перенести их в прошлое, чтобы они спокойно пребывали в вечности» [14].

Э. Лукас приводит два парадокса:

1. Наше прошлое — наше истинное будущее. В конце жизни нас ждет не будущее, но прошлое — как совокупность событий нашей жизни. 2. Мы входим в мир не через рождение, а через смерть. Когда мы умираем, мы становимся нашей жизнью. Когда мы рождаемся, все представляет для нас лишь будущие возможности; во время смерти все наше прошлое становится «вечной истиной». Все мы обладаем бесконечным числом возможностей в настоящем, и мы осознаем, по крайней мере, некоторые из них. Некоторые для нас более ценны, чем другие. Совершать добро, проявлять любовь, работать над проектом, творить красоту... [14]

В основе логотерапии, как практики, лежит постоянная готовность помощи человеку в открытии им самим смыслов его существования: текущего и потенциального. Логотерапия рассматривает три группы клиентов:

  • Невротики.
  • Отчаявшиеся (человек страдающий). Их можно описать понятием трагической триады: переживание вины, переживание боли, страх смерти. Логотерапия не убирает страдание, но уходит отчаяние. Страдание должно быть в жизни человека, оно позволяет острее чувствовать жизнь. Уход, угасание, исчезновение рождают в человеке печаль; благодаря печали, человек ценит значимость кратковременного присутствия в жизни красоты, любви, заботы. Печаль с точки зрения логотерапии — это след любви. А отчаяние — это страдание, лишенное смысла. Конечно, искусственное создание страдания или страдание ради страдания — это совсем не то, что может быть важным в жизни человека: если боль, особенно физическую, можно устранить — это надо сделать. Но если боль не может быть снята, то человек имеет возможность увидеть в этой боли особое для себя значение, увидеть смысл переживания боли, найти в себе то, что больше этой боли. Что я могу взять у этой боли, чему она меня может научить, что я получаю благодаря ей, для чего она мне дана?
  • Скучающие (чего-то недостает в жизни, она как будто проходит мимо). Клиент испытывает мрачное эмоциональное состояние. Скучающие пытаются чем угодно заполнить все более разрастающийся вакуум внутри себя. Они внимательно слушают себя и слышат только страх.

С позиций логотерапии духовное бытие представляет собой постоянное трансцендирование, выход за собственные пределы в сферу человеческого общения, взаимодействия, в сферу ценностей и смыслов. Человек всегда направлен на большее, чем просто удовлетворение собственных потребностей или инстинктов. Но мало просто выйти за пределы самого себя, ориентируясь на взаимодействие с другими и миром, надо осознать связанность этого выхода с собственным бытием, с самим собой, со своим присутствием в мире. Каждый человек находится в постоянной связи с миром и другими; осознание двусторонности этой связи, опредмечивание ее, понимание того, что окружающий мир — это поле, на котором человек не только произрастает, но и на которое он активно воздействует, изменяя его; все это возможно благодаря духовной составляющей личности.

Понятие самотрансценденции — ключевое в логотерапии. Но не логотерапия изобрела это понятие. Человеку всегда было свойственно стремление выйти за границы собственной реальности для связи с миром. Известно, что в 13 тысячелетии до нашей эры, в эпоху палеолита в пещерах Крессвелл найдены рисунки доисторических людей, например, удивительно красивое изображение лошади на реберной кости. Рисунки эти делались в крайне труднодоступных местах, отнюдь не на стенах пещер, где они жили. И предназначалось это не для того, чтобы сородичи видели, а для того, чтобы Нечто могло это созерцать. Человек приносил в дар кому-то (чему-то) то, на что он мог быть способен, что не требовалось для удовлетворения естественных потребностей выживания. Но только современный человек в своем развитии дошел до возможности осознавания сути трансценденции, понимания голоса своей духовности, принятия на себя ответственности за взаимодействие с миром и другими. Именно благодаря самотрансценденции человек страдающий или скучающий может осознать смысл момента своего бытия. Благодаря ему человек может выйти за границы своего психофизического и обрести уверенность своего деятельного присутствия в жизни. В. Франкл настаивал, что каждый человек, независимо от его физических или психических ограничений, является важным звеном в цепи тотального мирового бытия, а в силу своего несовершенства придает этому миру разнообразие и неповторимость. Духовное не болеет, говорил В. Франкл [9]. И более того, может воздействовать на психофизику. Человек с недугами или ограничениями как невидимка: нарушения в его организме закрывают его личность от других людей, он невидим как личность через эти нарушения. Именно нарушения видны на первом плане. Но человек больше своего тела, он не есть только тело, он не есть только его нарушения, даже если они массированно закрывают его. Невероятная трудность прорваться через очевидное, через симптом. Логотерапевт может видеть за симптомом личность. И он может помогать пациенту относиться к себе не как к симптому, расширяя его духовную сферу.

Логотерапия фокусирует взгляд не на препятствии, которое ограничивает нормальную с общепринятой точки зрения жизнь, не на симптоме или ограничении, которые надо преодолеть, а на той точке, куда надо приземлиться, которую надо достигнуть: когда лошадь скачет, она смотрит не на то, что надо перепрыгнуть, а на то место, куда надо попасть. В этом смысле практика логотерапии особое внимание уделяет попеременной диагностике, что подразумевает не только внимательное знакомство с проблемой, но и с теми сферами жизни, которые не затронуты этой проблемой. Человек ведь не есть проблема, он больше, а значит, есть множество областей жизни, на которые проблема не распространяется. Человек должен избавиться от туннельного видения происходящего с ним, недаром В. Франкл часто приводил метафору в отношении работы логотерапевта как офтальмолога, который помогает клиенту улучшить его видение. Когда мы говорим об игнорировании чего-то при попеременной диагностике, то речь идет о том, чтобы действовать вместе с чем-то, а не про то, чтобы не замечать симптом или ограничение.

Пример из практики. Женщина говорит о том, что для нее важно всегда быть деятельной, что она испытывает тревогу, если она ничем не занята. И когда она просто идет по улице без всякой конкретной цели, это вызывает страх, что время тратится зря, что ничего не происходит, что жизнь коротка, и эти бесполезные минуты и часы обязательно должны быть чем-то наполнены. Это изматывает и вызывает негативные переживания наряду со страхом и тревогой.

Логотерапевт: «В те моменты, когда вы ничего не делаете, что бы вы могли делать?» — это заход в переменную диагностику, и ее можно было бы усилить, если спросить: «А что вы делаете, когда идете по улицам и думаете, что вы ничего не делаете? Можно ли предположить, что в эти моменты что-то с Вами происходит, Вы на что-то обращаете внимание, ведь даже сам факт того, что вы идете — опровергает вашу мысль о ничегонеделанье...» Логотерапевт в данном примере не взаимодействует с предъявляемым симптомом — тревогой и страхом за потраченное зря время, хотя очевидно, что это может быть связано с экзистенциальной тревогой: впереди времени меньше, чем позади, большая часть жизни прожита, и явственно выступает тревога смерти. Все это так, но смысл логотерапевтической работы не в том, чтобы снижать градус тревоги, а в том, чтобы обнаружить деформацию истинного бытия. В нашем примере тревогу вызывает пустота, ничегонеделанье. Это как поле в ожидании всходов, как нерожденный еще ребенок. Эта тревога как предвестник чего-то пока еще не существующего, но в чем есть потребность, к чему есть стремление. Логотерапевт пользуется метафорой рождения: «В тот момент, когда рождается идея, что вы чувствуете?»

Клиент: Радость.

Логотерапевт: Всякий раз, когда рождается идея, это приносит радость?

Клиент: Да.

Логотерапевт: Рождение, роды — это ведь в общем-то болезненная штука?

Клиент: Ну да.

Логотерапевт: И в чем-то тревожащая поначалу?

Клиент: Да.

Логотерапевт: То есть любое рождение сопряжено с тревогой, но если боль от родов можно снять посредством анестезии, то тревогу — вряд ли. Это так?

Клиент: Да.

Логотерапевт: Но что в этой паре — тревожиться и рождать — имеет большее значение?

Клиент: Рождать, конечно.

Логотерапевт: А за счет чего в этом «рождать» много веса? Чем оно перевешивает тревогу?

Клиент: Облегчением, что это состоялось, радостью нового, определенностью.

Логотерапевт: И если выбирать: не тревожиться и не рождать, или тревожиться и рождать, то что вы выберете?

Клиент: Рождать.

Клиент понимает, что главный смысл кроется не в преодолении тревоги, а в том, что появляется нечто новое, появляется определенность, и это куда как более важная вещь, чем имеющаяся тревога. Тревога утрачивает приоритетные позиции и исчезает из фокуса внимания, уступая место новорожденному. Кроме того, важно отметить, что момент ничегонеделанья также может быть моментом созревания вдохновения или же состоянием в ожидании «гостя». Другой след в данной работе — это меняющийся ритм между стрессом и активным состоянием, все имеет цикличность и ритмичность. Это особенно годится для нетерпеливых.

Логотерапия предназначалась В. Франклом не для того, чтобы терапевт преподнес пациенту готовый смысл. Это невозможно, потому что смысл не вещь. Терапевт может лишь помочь в поиске смысла, направить пациента по пути размышления. Обнаружение смысла не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение, скорее, похоже на восприятие гештальта — целостного образа, который мы схватываем внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

Литература

  1. Брейтбарт У., Эпплбаум Э, Смысл-ориентированная групповая психотерапия. Переосмысление жизни при диагнозе «рак» // Международная школа психо-онкологии. Психосоциальный подход в клинической онкологии: от науки к практике: Сборник статей и рабочих материалов. М., 2013.
  2. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, 1971. Т. 2.
  3. Леонтьев А.А. Смысл как психологическое понятие // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. С. 56—56.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: СМЫСЛ, 2003.
  5. Леонтьев Д.А. Метод исследования смысловых связей в структуре образа мира // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы Всесоюзной научнометодической конференции / Под ред. А.В. Петровского. Даугавпилс, 1985. Ч. 1. С. 64—66.
  6. Лэнгле А. Виктор Франкл — поверенный человечности / Пер. с нем. А.В. Лызлова, Б.С. Братуся // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 107—112.
  7. Орлов А.Б., Шумский В.Б, Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. Т. 2. № 2. С. 65—80.
  8. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  10. Франкл В. Доктор и душа. М.: Ювента, Библиотека зарубежной психологии, 1997.
  11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем.; Сост. и послесл. А.А. Гусейнова. М.: Прогресс, 1992.
  12. Штукарева С.В. Введение в логотерапию (психотерапию, ориентированную на смысл): Учеб. пос. Конспект. М.: Московский институт психоанализа. Издатель А.В. Воробьев, 2013.
  13. Lukas E. Lehrbuch der Logotherapie / Elisabeth Lukas. München; Wien: Profi l, 1997.
  14. McLafferty C.Jr. Logotherapy Lived: An experience of self-encounter for practitioners. http:// purposeresearch.com/Logo/Lukasweb.html.
  15. Ras J.M. An Evaluation of the Logotherapeutic Techniques of Viktor Frankl. University of Zululand, 2000.

Источник: Штукарева С.В. Содержательная характеристика логотерапии как средство актуализации личностных смыслов // Акмеология­. 2014. № 2 (50). С. ­209-214.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»