Кто есть кто
Наталия Львовна Карпова
Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор.
Ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Самарского филиала МГПУ и ПГСГА (спецкурсы «Основы семейной логопсихотерапии», «Современные проблемы психологии общения»).
Действительный член Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естественных наук и Академии имиджелогии.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2012-2016).
В 1975 г. окончила филологическое отделение Куйбышевского педагогического института.
В 1984 г. окончила очную аспирантуру философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с защитой кандидатской диссертации по философии «Этико-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского». В 1998 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования (на материале социореабилитационного процесса)».
В 1977-1980 и 1984-1986 гг. — преподаватель Куйбышевского педагогического института, вела курсы философии, этики.
В 1986–1988 гг. — преподаватель Шуйского педагогического института, вела курсы истории педагогики, общей педагогики.
С 1988 г. работает в НИИ ОПП АПН СССР (с 1993 г. - Психологический институт РАО, с 2023 г. - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
В 1999–2020 гг. — профессор кафедры возрастной психологии МГППУ.
Научные интересы и практическая деятельность:
- Групповая семейная логопсихотерапия - комплексная социореабилитация тяжелых случаев логоневроза (заикания) у подростков и взрослых (от 10 до 45 лет). Развивает систему логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой по восстановлению нарушенного речевого общения.
- Методы библиотерапии (лечение направленным чтением), арт-терапии, кино- и видеотерапии (о методике снят научно-документальный фильма «Человек может все - 2, или 15 лет спустя», 2001).
Участник и руководитель 14 исследовательских, издательских программ и конференций, поддержанных РГНФ и РФФИ, и 2 – фондом Сороса.
С конца 1980-х развивает методику логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой в направлении семейной групповой логопсихотерапии. С 1993 г. входит в состав научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» ПИ РАО (руководитель А.А. Бодалев), с 1994 г. — старший научный сотрудник группы, с 2002 г. — ее руководитель. С 1995 г. руководит работой групп семейной логопсихотерапии для заикающихся детей, подростков и взрослых в Москве, с 2000 г. — в Таганроге, с 2001 г. — в Самаре и Самарской области, с 2003 г. — во Владивостоке. В составе этих групп проходят обучение элементам методики студенты и аспиранты местных вузов. О работе групп семейной логопсихотерапии снят фильм «Человек может все – 2, или 15 лет спустя» (2001, «Центр СКИП», реж. А.И. Шувиков), также подготовлено 3 учебно-методических фильма по основным элементам системы логопсихотерапии.
Докторская диссертация «Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования» (1998) была посвящена разработке психологической концепции мотивационной включенности (МВ), выявлению психологических закономерностей, механизмов и условий ее формирования. Автором разработана психологическая концепция МВ в деятельность, выявлены особенности развития мотивационной и когнитивной сфер личности, определена структура МВ, уровней его развития. Выявлено соотношение МВ и психологической установки личности, разработана технология групповой семейной логопсихотерапии, позволяющая определить основы новой специальности - семейный логопсихотерапевт. Результаты исследования внедрены в работу групп семейной логопсихотерапии и психологическое консультирование при Психологическом институте РАО, используются в психокоррекционной работе и чтении спецкурсов для школьников.
Основные труды
Автор более 200 публикаций, в том числе более 50 в ведущих научных изданиях.
- Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. 2006. №4
- Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе. 1997. №1
- Диалогическое общение и возможности преобразования личности // Мир психологии и психология в мире. 1996. №3
- Изменения психических состояний как механизм и цель логопсихотерапевтического воздействия // Мир психологии. 1998. №2(14)
- Мотивационный аспект развития самосознания заикающихся пациентов в процессе социореабилитации // Психологический журнал. 1997. Том 18. №3
- Общение в процессе логопсихотерапии // Общение и познание. 2007
- Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации // Вопросы психологии. 1994. №6
- Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Флинта, 1997; 2-е изд., испр. и доп. 2003
- Особенности диагностики и психологических механизмов процесса социореабилитации // Журнал прикладной психологии. 1999. №4
- Практика психологии общения, развития и реабилитации личности / Н.Л. Карпова, А.А. Бодалев // Московская психологическая школа: История и современность. Т. 3. 2004
- Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов, 2001
- Психология и литература в диалоге о человеке / Карпова Н.Л. и др. М.: РШБА, 2016. 367 с.
- Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М., 2011
- Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского: коллективная монография / Карпова Н.Л. и др. М.: Смысл, 2021. 674 с.
- Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (Материалы 1-2 симпозиумов) / ред.: В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. М.: РПО, 1997. 231 с.
- Роль функциональной асимметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств: коллективная монография / Ж.М. Глозман, Е.И. Николаева, Н.Л. Карпова, А.В. Добрин. М.: ПИ РАО, 2022. 194 с.
- Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО, 2002
- «Юбилейный мастер-класс реабилитационно-образовательного проекта "Семейная групповая логопсихотерапия: 30 лет опыта и перспективы"», 1 ноября 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.), лауреат
- «Международная научно-практическая конференция в онлайн-формате "Общение в эпоху конвергенции технологий"», 9 - 11 декабря 2021 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2021 г.), лауреат
- «Психология в диалоге с литературой, театром, кино», серия коллективных монографий (в номинации «Книга года по психологии», 2020 г.), номинант
- «XX юбилейный Международный симпозиум "Психологические проблемы смысла жизни и акме"», 15-16 апреля 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), лауреат
- «Психологический институт РАО: образование в науке, наука в образовании», образовательный центр (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2014 г.), лауреат
- «Век психологии: к 100-летию создания Психологического института на Моховой», конференция, издания, исследовательский проект (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), лауреат
- «Психология общения», энциклопедический словарь (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), победитель
- «Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции», практико-ориентированный исследовательский проект (в номинации «Проект года в психологической практике», 2010 г.), номинант
- «Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)», коллективный практико-ориентированный исследовательский проект (в номинации «Проект года в психологической практике», 2006 г.), лауреат
- Татьяна Александровна Ермолаева, 14.11.2023