16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Зарождение интегративной психологии в ленинградской школе профессора Б.Г. Ананьева

Доклад «Зарождение интегративной психологии в ленинградской школе профессора Анаьева Б.Г.» Владимира Николаевича Панферова, доктора психологических наук, профессора РГПУ им. А.И. Герцена, Заслуженного работника высшей школы РФ, Патриарха российской психологии, был опубликован в сборнике материалов международной конференции «Ананьевские чтения — 2020». В «Психологической газете» доклад публикуется с некоторыми изменениями, внесенными автором.

Интеграция знаний в науке и образовании является неизбежным условием эффективного использования их потенциала на практике. Она предполагает синтез множества эмпирических фактов науки в теоретических моделях и понятиях о предмете познания, воспроизводящих психологическую реальность в целостных формах взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. Применительно к психологии человека речь идет о функциональных возможностях его психической организации, где часть (структурный компонент) всегда равна целому (психике), содержательные различия между которыми предопределяются функциями исполняемой деятельности субъекта. Их можно заметить, если рассматривать психологические явления в единстве субъект-объектного взаимодействия, что было присуще Б.Г. Ананьеву как имплицитная особенность его научного интеллекта, которая вступала в противоречие с господствующей тогда парадигмой, разрывающей это единство в логике психофизического параллелизма. Эта парадигма неизбежно уводила от целостного видения психической организации человека.

Однако Б.Г. Ананьеву по складу его научного мышления был свойственен целостный взгляд на изучаемые им психологические явления. Например, в его теории ощущений он обнаруживается в концепции общей чувствительности человека (сенситивности). Она рассматривается как интегративное проявление индивидуальности человека в сенсорном взаимодействии с материальными свойствами объектов. Это, пожалуй, первый опыт интегрального синтеза эмпирических достижений экспериментальной психологии на уровне целостности психологии человека. В результате сенситивность трактуется как способность человека к ощущению материальных воздействий на его организм. Она обеспечивает эффективность распознавания объектов взаимодействия и их материальных свойств, способствует селекции нужных и вредных объектов [1].

Следующим шагом к интегративной психологии была коллективная работа сотрудников кафедры психологии по осязанию. Был изучен интегральный синтез проприоцептивной рецепции тактильных и кинестетических ощущений при восприятии объектов взаимодействия. Осязание трактовалось как феномен восприятия объектной целостности на основе ассоциативных механизмов нервной системы. Осязание наделялось функцией интегратора ощущений разной модальности и рассматривалось как естественная форма предметного восприятия, которое отличается от ощущений целостностью отражения объективной реальности [2].

В книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев напрямую представил разработку классификации наук под идею человекознания как интегрального синтеза всех знаний о человеке. В реализации этой идеи психологической науке была отведена главная роль. Эта роль обосновывалась Ананьевым единством «природного и общественного» в человеке, индивидных и личностных свойств, которые он реализует как субъект познания, общения и труда [3]. В этой идее заключен тренд развития интегративной психологии 21-ого столетия.

Реализация этой идеи тормозилась отсутствием целостного конструкта психической организации человека и содержательной валидной модели психологии человека, представленной в реальных формах проявления этого конструкта (внутреннего как внешнего). Эти формы открылись в исследованиях социально-психологической интерпретации личности по внешним проявлениям человека как партнера социального взаимодействия и были осмыслены как принципы психологического познания человека. Результатом осмысления стал теоретический конструкт психической организации человека и онтологическая модель личности, представляющая психологию человека как реальность социального взаимодействия людей [4].

Отсутствие целостного конструкта психической организации человека в науке не позволяет продуктивно интерпретировать результаты эмпирических исследований для объяснения парадоксальных проявлений психологии человека на практике в роли субъекта, взаимодействующего с миром вещей, людей и самим собой.

Набор понятий о психических процессах, состояниях и свойствах, сложившийся в общей психологии, не дает целостного представления о психологии человека как феномене индивидуальности. Эти понятия расчленяют целостную психическую организацию человека на элементы, которые изучаются и трактуются как отделенные друг от друга сущности вне конкретного человека как субъекта общения, познания, труда и других форм жизнедеятельности.

Принцип целостности субъект-объектного взаимодействия становится методологическим инструментом развития и оформления интегративной психологии [5]. На этом принципе был разработан конструкт психической организации человека [6].

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1961, с. 456
  2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, с. 263
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969, с. 337
  4. Панферов В.Н. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015, с. 760
  5. Панферов В.Н., Микляева А.В. Принцип целостности в интеграции психологического знания. Психологический журнал. 2019. Т. 40, №2, с. 5-14
  6. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб: Речь, 2009. 432 с.
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»